Болид в бакинском небе

 

            Февральские события 2013 года с Челябинским болидом и астероидом 2012 DA 14 напомнили мне об интересном  явлении, наблюдаемом в далеком детстве, в конце 50-х годов прошлого столетия… 

            Точную дату затрудняюсь назвать… Но было это летом и уже после 1953 года, потому как хлебозавод, что занимал целый квартал напротив дома, был уже построен… 

            Сидели мы на закате с Борькой Степановым на камушках возле дома и о чем-то беседовали… 

            Вдруг послышалось странное шипение, сопровождаемое легкими потрескиваниями…

            Взглянув в сторону звуком, мы заметили, как  под углом примерно в 30 градусов к горизонту с востока на запад по небу несется огненный шар золотистого цвета. С небольшим хвостом того же цвета, переходящим в дымный след. Визуальные размеры шара немного превышали теннисный мяч, почти с кулак взрослого мужчины. Летел шар практически параллельно горизонту. 

            Прямо над хлебозаводом от огненного шара отделился небольшой шарик, размером с орех, который резко направился к земле и спустя секунду исчез, оставив после себя короткую полоску дыма.  Сам же болид с тем же шипением и треском унесся в сторону заходящего солнца, где мы его и потеряли из вида… 

            И вот спустя более полувека, просматривая многочисленные заметки и сюжеты ТВ о челябинском болиде, обратил внимание на свою ошибку, ошибку полувековой давности. Это – шипение и треск болида. Ошибка заключается в том, что при скорости, свойственной этим космическим пришельцам, звук должен значительно отставать от их появления. Но почему-то никогда об этом не думал и не обращал внимания на это обстоятельство. Настолько явно были восприняты эти звуки, как звуки сгорающего в небе метеорита. 

            Хотя сам многократно наблюдал, как звук самолета летящего «на сверхзвуке» значительно отстает от самого аппарата. А здесь скорости намного выше! По логике болид при отсутствии взрыва должен был абсолютно бесшумно пролететь по небу. Подобно мелким метеоритам – «падающим звездам», на которые в детстве насмотрелся предостаточно. Подобно спутнику, пролет которого удалось как-то увидеть даже при сильной подсветке городского освещения.   

            Но ведь было же шипение! Хорошо же помню, именно шипение и потрескивание сопровождало пролетающий болид! Более того, именно в сторону этого звука мы и повернули головы. И сразу же увидели летящий огненный шар!   

            Да! Звуки сопровождали болид, но  это были не обычные звуковые волны, а что-то другое. Тем более что расстояние до объекта при кажущейся его близости, скорее всего, составляло не менее десятка километров. Тот же звук от разряда молнии десяток километров преодолевает секунд за тридцать и только тогда воспринимается как гром.   

            Ведь что произошло над Челябинском? По мнению ученых, болид над Челябинском взорвался на высоте 20 километров. Соответственно, ударная волна обрушилась на город спустя минуту, и многие жители, привлеченные свечением, пострадали именно из-за своего любопытства, подойдя к окнам. Ударная волна, как известно, распространяется одновременно со звуковыми волнами и с такой же скоростью, около 335 метров в секунду. 

            Собственно говоря, на всех фото и видеокадрах запечатлен не сам болид, а только рой его осколков, несущихся к земле после взрыва самого болида. Поэтому он и оставил такой широкий след в небе после горения в атмосфере. 

            Подобный широкий след в атмосфере остался 28 января 1986 года после катастрофы шаттла Challenger. Многим памятны фото с огненным шаром и исходящими из него двумя клубами белого дыма в виде буквы «V»… 

            В бакинском феномене этого не было. Все произошли за считанные секунды. Взрыва не было, а  звуки мы слышали одновременно с полетом болида. Шипение и треск полностью ассоциировались  с болидом, доносились именно из сектора его движения и, затихали, «уходя» вместе с ним… 

            Заинтригованный этим, начал искать, были ли подобные случаи и как их можно объяснить? 

            И, как оказалось, я наблюдал не просто редкое явление пролета болида, а еще более редкую его разновидность. Это был «электрофонный болид». Такой термин для обозначения столь необычного явления был предложен сибирским ученым-геологом Петром Людовиковичем Дравертом, который еще в 1921 году участвовал в экспедиции Леонида Алексеевича Кулика по исследованию Тунгусского метеорита. 

            Всего учеными зафиксировано и сведено в единый реестр более полутыщи случаев наблюдения электрофонных болидов, самым ранним из которых считается пролет болида во Франции в 595 году. 

            Схожий с Челябинским (взрыв и запоздалый приход ударной волны от этого взрыва) был случай пролета болида в Красноярском крае 26 марта 1936 года в 21-15 по местному времени. По сообщению очевидцев, оранжевый болид с хвостом летел под углом 25-30° к горизонту, за хвостом тянулся коричневый дым. И спустя 2-2,5 минуты послышался сильный удар с раскатом.   

            Тот же случай, что наблюдал я, отличался полным отсутствием какого-либо взрыва. Болид просто исчез на фоне заходящего солнца. Как мне кажется, болид просто догорел, так и не столкнувшись с поверхностью Земли. Скорее всего, этому способствовала практически параллельная траектория полета и малая масса болида. Также как и отвалившаяся от него малая часть, сгоревшая в атмосфере на наших глазах… 

            Гипотез о природе звуков электрофонных болидов у ученых предостаточно. Это и  перенос энергии электромагнитными волнами на радиочастотах с преобразованием их в звуковые волны вблизи от наблюдателя, и стекание электростатических зарядов с окружающих предметов, и случаи непосредственного восприятия человеческим ухом электромагнитных волн и многие другие… 

            Бакинский феномен может быть объяснен, если уделить внимание отдельным особенностям места его наблюдения. 

            На одной линии между нами и пролетающим болидом, вдоль заборов молзавода и хлебозавода проходили электрические провода. На расстоянии не более 30-40 метров от нас.

            Проходя через ионосферу, болид мог вызвать ее возмущения, что в свою очередь могло вызвать определенные электрические наводки в проводах и медленные разряды между проводами с разными фазами, сопровождаемые шипением и треском. 

            А поскольку направление проводов совпадало с траекторий полета болида, то и участки повышенного электромагнитного поля на проводах перемещались по мере перемещения волн, исходящих от болида. И находясь на одной линии с наблюдаемым болидом, но гораздо ближе, воспринимались нами как звуки самого болида… 

            Так что, «ларчик просто открывался»… 

             

            


Рецензии
Генадий, Вам повезло быть свидетелем такого необычного и интересного явления, а еще и разгадать его тайну. Копаюсь в своей памяти - видел ли я что-то из ряда вон выходящее. Нет, не видел, не повезло. Вот шаровую молнию видел. Впрочем, был один случай. Как-то во второй половине 70-х годов приезжал ко мне с проверкой офицер из вышестоящего штаба. Возвращаясь из полка в дивизию, решили заехать на то место под Коростенем, где погиб Щорс. Вот тогда мы и увидели в небе почти над головой светящийся шар размером с арбуз. Трудно было определить расстояние до него, но думаю, метров 100-150. Он висел почти неподвижно. Долго наблюдать за шаром у нас не было времени. Что это было, для нас так и осталось загадкой. Кстати, нашему рассказу о шаре никто не поверил, шутили, что он привиделся нам с похмелья.
С уважением
Вадим

Вадим Прохоркин   23.02.2013 13:13     Заявить о нарушении
Шаровую только слышал, но не видел. После разряда обычной молнии смотрел не в то окно и не в ту сторону. Слышал только ее свист, который привлек внимание и который был похож на прорыв трубы с сжатым воздухом под давлением. Потому и смотреть начал в сторону мастерских ЖКУ. А надо было в другую...
А сама молния вертелась возле соседей, сидящих на лавочке возле дома

Генадий Леонов   23.02.2013 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.