Болид в бакинском небе
Февральские события 2013 года с Челябинским болидом и астероидом 2012 DA 14 напомнили мне об интересном явлении, наблюдаемом в далеком детстве, в конце 50-х годов прошлого столетия…
Точную дату затрудняюсь назвать… Но было это летом и уже после 1953 года, потому как хлебозавод, что занимал целый квартал напротив дома, был уже построен…
Сидели мы на закате с Борькой Степановым на камушках возле дома и о чем-то беседовали…
Вдруг послышалось странное шипение, сопровождаемое легкими потрескиваниями…
Взглянув в сторону звуком, мы заметили, как под углом примерно в 30 градусов к горизонту с востока на запад по небу несется огненный шар золотистого цвета. С небольшим хвостом того же цвета, переходящим в дымный след. Визуальные размеры шара немного превышали теннисный мяч, почти с кулак взрослого мужчины. Летел шар практически параллельно горизонту.
Прямо над хлебозаводом от огненного шара отделился небольшой шарик, размером с орех, который резко направился к земле и спустя секунду исчез, оставив после себя короткую полоску дыма. Сам же болид с тем же шипением и треском унесся в сторону заходящего солнца, где мы его и потеряли из вида…
И вот спустя более полувека, просматривая многочисленные заметки и сюжеты ТВ о челябинском болиде, обратил внимание на свою ошибку, ошибку полувековой давности. Это – шипение и треск болида. Ошибка заключается в том, что при скорости, свойственной этим космическим пришельцам, звук должен значительно отставать от их появления. Но почему-то никогда об этом не думал и не обращал внимания на это обстоятельство. Настолько явно были восприняты эти звуки, как звуки сгорающего в небе метеорита.
Хотя сам многократно наблюдал, как звук самолета летящего «на сверхзвуке» значительно отстает от самого аппарата. А здесь скорости намного выше! По логике болид при отсутствии взрыва должен был абсолютно бесшумно пролететь по небу. Подобно мелким метеоритам – «падающим звездам», на которые в детстве насмотрелся предостаточно. Подобно спутнику, пролет которого удалось как-то увидеть даже при сильной подсветке городского освещения.
Но ведь было же шипение! Хорошо же помню, именно шипение и потрескивание сопровождало пролетающий болид! Более того, именно в сторону этого звука мы и повернули головы. И сразу же увидели летящий огненный шар!
Да! Звуки сопровождали болид, но это были не обычные звуковые волны, а что-то другое. Тем более что расстояние до объекта при кажущейся его близости, скорее всего, составляло не менее десятка километров. Тот же звук от разряда молнии десяток километров преодолевает секунд за тридцать и только тогда воспринимается как гром.
Ведь что произошло над Челябинском? По мнению ученых, болид над Челябинском взорвался на высоте 20 километров. Соответственно, ударная волна обрушилась на город спустя минуту, и многие жители, привлеченные свечением, пострадали именно из-за своего любопытства, подойдя к окнам. Ударная волна, как известно, распространяется одновременно со звуковыми волнами и с такой же скоростью, около 335 метров в секунду.
Собственно говоря, на всех фото и видеокадрах запечатлен не сам болид, а только рой его осколков, несущихся к земле после взрыва самого болида. Поэтому он и оставил такой широкий след в небе после горения в атмосфере.
Подобный широкий след в атмосфере остался 28 января 1986 года после катастрофы шаттла Challenger. Многим памятны фото с огненным шаром и исходящими из него двумя клубами белого дыма в виде буквы «V»…
В бакинском феномене этого не было. Все произошли за считанные секунды. Взрыва не было, а звуки мы слышали одновременно с полетом болида. Шипение и треск полностью ассоциировались с болидом, доносились именно из сектора его движения и, затихали, «уходя» вместе с ним…
Заинтригованный этим, начал искать, были ли подобные случаи и как их можно объяснить?
И, как оказалось, я наблюдал не просто редкое явление пролета болида, а еще более редкую его разновидность. Это был «электрофонный болид». Такой термин для обозначения столь необычного явления был предложен сибирским ученым-геологом Петром Людовиковичем Дравертом, который еще в 1921 году участвовал в экспедиции Леонида Алексеевича Кулика по исследованию Тунгусского метеорита.
Всего учеными зафиксировано и сведено в единый реестр более полутыщи случаев наблюдения электрофонных болидов, самым ранним из которых считается пролет болида во Франции в 595 году.
Схожий с Челябинским (взрыв и запоздалый приход ударной волны от этого взрыва) был случай пролета болида в Красноярском крае 26 марта 1936 года в 21-15 по местному времени. По сообщению очевидцев, оранжевый болид с хвостом летел под углом 25-30° к горизонту, за хвостом тянулся коричневый дым. И спустя 2-2,5 минуты послышался сильный удар с раскатом.
Тот же случай, что наблюдал я, отличался полным отсутствием какого-либо взрыва. Болид просто исчез на фоне заходящего солнца. Как мне кажется, болид просто догорел, так и не столкнувшись с поверхностью Земли. Скорее всего, этому способствовала практически параллельная траектория полета и малая масса болида. Также как и отвалившаяся от него малая часть, сгоревшая в атмосфере на наших глазах…
Гипотез о природе звуков электрофонных болидов у ученых предостаточно. Это и перенос энергии электромагнитными волнами на радиочастотах с преобразованием их в звуковые волны вблизи от наблюдателя, и стекание электростатических зарядов с окружающих предметов, и случаи непосредственного восприятия человеческим ухом электромагнитных волн и многие другие…
Бакинский феномен может быть объяснен, если уделить внимание отдельным особенностям места его наблюдения.
На одной линии между нами и пролетающим болидом, вдоль заборов молзавода и хлебозавода проходили электрические провода. На расстоянии не более 30-40 метров от нас.
Проходя через ионосферу, болид мог вызвать ее возмущения, что в свою очередь могло вызвать определенные электрические наводки в проводах и медленные разряды между проводами с разными фазами, сопровождаемые шипением и треском.
А поскольку направление проводов совпадало с траекторий полета болида, то и участки повышенного электромагнитного поля на проводах перемещались по мере перемещения волн, исходящих от болида. И находясь на одной линии с наблюдаемым болидом, но гораздо ближе, воспринимались нами как звуки самого болида…
Так что, «ларчик просто открывался»…
Свидетельство о публикации №213021701576
С уважением
Вадим
Вадим Прохоркин 23.02.2013 13:13 Заявить о нарушении
А сама молния вертелась возле соседей, сидящих на лавочке возле дома
Генадий Леонов 23.02.2013 23:07 Заявить о нарушении