Перестройка отменяется. Пролог-13

- Я, например, нисколько не сомневаюсь, что большинство периферийных регионов отделялись не от России, а от большевиков. Была бы в России более нормальная власть – и желание отделяться было бы гораздо меньше! Иными словами, сопротивление большевикам было возможно в двух вариантах. Один из них реализовали белогвардейцы, другой - «борцы за независимость».

- Стоп! - перебил его человек за столом. - А почему тогда многие из отделившихся окраин сами стали «красными»?

- А потому, что положение осложнялось тем, что на большинстве окраин были свои собственные большевики, которые пытались – и часто успешно – повторить коммунистический переворот в масштабах своих регионов. Иногда бывало и наоборот – большевики с окраин активно действовали в масштабах всей России. Здесь наиболее яркий пример – латышские стрелки.

- Значит, вы считаете, что, если бы власть большевиков не была бы такая одиозная, то никакого распада России и не было бы...

- Да нет, не всё так просто... - грустно покачал головой Антон. - Тут ещё  вмешиваются несколько дополнительных факторов. Во-первых, для некоторых людей образование независимого государства – это потрясающий карьерный рост. Вот жил себе человек, особенными талантами не выделявшийся, а, следовательно, не имевший особых шансов на продвижение по службе в едином государстве. А когда регион, где он живёт, получает независимость, то он становится президентом, главнокомандующим... или каким-нибудь министром. Просто сказка, а не карьера!

- Как-то цинично вы рассуждаете... - пожал плечами человек за столом.

- Вот-вот – пожал плечами Антон. - Почему-то, рассуждая о властях России,  принято приписывать им самые неблаговидные мотивы. А вождей «молодых демократий», значит, надо считать исключительно «белыми и пушистыми»!

- Ладно-ладно, - не стал развивать эту тему человек за столом. - А какие факторы вы ещё хотели упомянуть?

- Собственно говоря, только один. Между некоторыми народами (можно даже сказать, странами) иногда складываются по-настоящему неприязненные отношения. И их нормальное сосуществование в рамках единого государства становится просто невозможным.

А на вопросительный взгляд собеседника Антон грустно произнёс:

- В первую очередь я имею в виду Россию и Польшу...


Рецензии