О кладах 2-6

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ-2-6. ЗАГОВОРЕННЫЕ КЛАДЫ.

В языческие времена вера русского народа в существование кладов находилась в связи с мифическими воззрениями. В былинах и сказках говорится о кладах, сокрытых в лесах, оврагах, горах и охраняемых злым существом — Кощеем-Бессмертным, Змеем-горынычем, Тугарином-Змеевичем. После принятия христианства хранителем кладов является бес, соблазняющий неопытных людей на погибель души христианской.
                Главным образом зарывают клады разбойники, произнося при этом заклятия, на определенное время или навсегда. Бывает такое заклятие: достаться такой-то (по счету) голове, например третьей или пятой, т. е. чтобы два или четыре человека погибли при попытке овладеть К., а достался бы он следующему по счету искателю. Вырыть клады, зарытые на вечные времена (а положенные на срок — до срока), невозможно, так как они не даются.
               
Все вообще клады выходят из земли весной под большие праздники: раскрываются горы и обнаруживаются большие пещеры, где зарыты клады. Тогда, имея разрыв-травы, можно достать всякий клад, сказав только: "аминь, аминь, рассыпься". По другим рассказам, кладоискатели вступают в переговоры с хранителем кладов (сатаной) и, дав в залог свою душу, берут на известный срок любую сумму денег. Когда кончается время срочного клада, он выходит на поверхность земли, принимая иногда вид старика, иногда петуха или других животных, которые от прикосновения к ним рассыпаются в серебро или золото. Очень часто на том месте, где зарыт клад, горит огонек. Клад можно взять только с молитвой. Он достается тому, кто "не обманет Бога", а именно, кто, заприметив клад, скажет трижды: чур, мой клад, с Богом пополам (обет пожертвовать половину в пользу церкви или на иное богоугодное дело). Кто скажет не искренне, тому клад никак не достанется. Добывание кладов без знания условий заклятья, особенно же охраняемых нечистой силой, нередко сопряжено с большими опасностями. Самое главное — не сробеть. Сробел — все пропало. Человек, хранящий у себя за кожей левой ладони цветок папоротника, может узнать, где находится клад, поэтому черти всячески пугают смельчаков, отправляющихся в ночь под Ивана Купала за цветком папоротника. Если, несмотря на все страшные видения, храбрец сорвет цветок, то черти прибегают к обману, хитрости и обыкновенно отнимают у него цветок.               

По одному рассказу, для открытия и завладения кладом, прежде всего необходимо отслужить молебен святому Иоанну Новгородскому, затем, открыв клад, окурить ладаном и окропить святой богоявленской (крещенской) водой. Кладоискатели имеют так называемые "вызывные книги", заключающие в себе заклинательные молитвы, иногда также особые записи и чертежи, вероятно, составленные под влиянием устных преданий о кладах. Вера в клады, поддерживаемая действительно случающимися находками, так велика, что часто встречаются страстные кладоискатели, увлекающиеся поисками, которые теряют все свое имущество, а иногда и собственную жизнь. (Диск «Тайны и загадки»).

Ценные вещи, драгоценные камни и отдельные предметы из кладов могут обладать невероятными свойствами, влиять на окружающее пространство и людей. Далеко не всегда сила эта может быть «белой». Существуют предупреждения о том, что клады, лежащие на перекрестке цивилизаций, прокляты, несут на себе кровь и смерть. Подобные находки – удача кладоискателя, но плата может оказаться жестокой. Проклятие клада подписывает смертный приговор его обладателю.               

История обнаружения особо ценных кладов сопряжена со многими трагедиями. Известны случаи, когда поднятые из земли или извлеченные из глубины моря ценности «убивали» своих первооткрывателей или делали их жизнь невыносимой. Настораживает во многих (известных) случаях неизменно грустный конец кладоискателей, чьи руки подняли из земли вещи большой ценности. На многих драгоценностях, лежащих в земле и покоящихся на дне морей и океанов, человеческая кровь. Нередко драгоценные и раритетные вещи несут на себе проклятие, горе, слезы десятков тысяч мужчин, женщин, детей, стариков, чьи жизни были забраны новыми владельцами золота и серебра, потрясающих по красоте изделий ювелирного искусства. Подобные находки опасны для людей. Они связаны с миром мертвых. И тянут кладоискателя за собой…

За все в этой жизни надо платить. И если этого не сделаем мы, то придется платить нашим детям или внукам. Поэтому поиск кладов небезобидное занятие, как могут расценить некоторые горячие головы. В нашем мире все взаимосвязано, в том числе и эпохи. И поднимая из земли клад, помните, что на вас может перейти его проклятие.
                Опытные люди, наслышанные о подобных фактах, советуют поднятые из земли и воды артефакты никогда не повреждать, не присваивать и не дарить – условия невыполнимые, как выяснилось, не только для «черных кладоискателей». Все это наводит на мысль, что люди пока очень плохо знают мир, в котором живут. Привыкнув к навязанным с детства стереотипам, они пытаются на основе современных научных данных понять, как может случиться, что взятый из богатого клада и надетый на палец перстень станет причиной «неожиданно» начавшейся цепи трагедий… Окружающее людей пространство многомерно; оно живет по законам, подавляющее число которых неведомо самоуверенным землянам. Поэтому необходимо быть очень осторожными и сдержанными в оценке событий вообще и каждого в частности». (101).
 
«Психологическая зависимость кладоискателей от находок возникает постепенно. Достаточно найти одну ценную вещь, как человек уже не может оторваться от поисков» - утверждает президент Санкт-Петербургского историко-изыскательского общества В. Морозов.
               
Черти, лешие, домовые… В народе ходят рассказы и легенды, истории, от которых – мурашки по коже. О ведьмах и колдуньях, превращающих неугодных соседей то в полено, то в мышь. О леших: попадись ему ночью в лесу, в такие дебри заведет, что и не выберешься. О водяном: как вынырнул он из-под волны и, «черный, волоса у него взъерошенные, ухватил девку за руку и, как она ни билась, стащил с лодки, только ее и видели». Зафиксированы случаи прямо-таки невероятные: как русалки на плоту плыли, как черт горького пьяницу от винного зелья отучил, как «хозяин двора» – дворовой – женщине судьбу сынов ее, на войну ушедших, предсказывал и ни разу не ошибся.
 
Зафиксированы случаи и с другими «главными действующими лицами»: владельцем золотых, серебряных и прочих подземных богатств – горным, домовым, бабкой-огневицей, банником, что во всякой бане есть, овинницей, мельничником, гуменником… А водяной мог и кладом одарить, хотя потом оказывалось, что это рыбья чешуя в кошелке. Не каждому давался клад… Как и не каждому дано было увидеть леших, домовых и других владельцев богатств. (7).

Отысканием кладов, часто по «наущению дьявола», занимались не только простые бедные люди, но и самые высокопоставленные лица. Например, сестра Петра I, царевна Екатерина Алексеевна, отличалась особым интересом к кладоискательству. Сохранились документы, подтверждающие, что царевна в этих целях обращалась даже к помощи своего астролога, который пытался определить местонахождение кладов по «планетным тетрадям». Царевна посылала своих приближенных в поисках сокровищ разрывать в полночь могилы на московских кладбищах. Не раз и сама она отправлялась на раскопки сокровищ в дальнее Подмосковье, но экспедиции эти были безуспешны, а лица, указывавшие царевне места схоронения кладов, оказывались, по словам Петра, обманщиками.

Бывало, сокровища открывались случайным людям, не кладоискателям, при пахоте, прокладке дорог, строительстве и иных работах.
Участник Полтавской битвы, знаменитый историк, автор многотомной «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Татищев в специальной инструкции «Господам воеводам и прочим управителям» разъяснял важность сбора находок, «колико история в мире пользы приносит».
По мере составления обширных коллекций (монет, оружия, драгоценностей, предметов искусства, найденных в различных кладах началась их научная систематизация, затем появились музеи, выставки, а часть ценностей осела в частных коллекциях. (7).

Считалось, что в тьюмалаях, или могильных холмах, в которых покоятся древние полководцы англичан, спрятаны несметные сокровища. Их охраняли злые демоны, убивавшие любого охотника за кладами, осмелившегося осквернить захоронение лопатой. Иногда защитником могил был призрак или страшный дракон, реже – гигантская змея. Церковь не поощряла кладоискательство, утверждая, что все сокровища из могил осквернены и для очищения их от скверны требовалось благословение священника.

Существует легенда, что на поле близ города Сомерсет были спрятаны несметные сокровища, но как только в землю вонзали лопату, воздух наполнялся стонами и визгами подземных демонов. Однако страсть к богатству обычно оказывалась сильнее страха перед дьяволами, но те, кто планировал набег на тьюмалай, обычно в качестве меры предосторожности заручались помощью колдуна.

Колдунов – охотников за сокровищами – большинство из них были мужчинами – использовали также и в горном деле: они помогали искать скрытые от глаз рудные жилы.

В канун дня святого Иоанна колдуны срезали с орехового дерева раздвоенную ветку и с ее помощью вели поиск руды. Месторасположение сокровища можно было определить при помощи золотого кольца, подвешенного над буквами алфавита. Слова, образуемые буквами, на которые указывало кольцо, считались ключом к определению места, где надо было начинать раскопки. В этом месте охотники за сокровищами рисовали на поверхности земли магический круг диаметром примерно тридцать футов. Колдун становился в центр круга и волшебной палочкой писал на земле имя демона, охраняющего сокровище. Во время обряда приносили в жертву животное – собаку, кошку или, чаще всего, черного петуха, и тогда демон позволял взять сокровище. В средневековье это была самая модная теория, ее придерживались практически все охотники за сокровищами, и, вне всякого сомнения, она приносила смельчакам, а также священникам, которые благословляли найденное золото, впечатляющие плоды.

В самом начале церковь относилась к колдунам весьма благосклонно, если они не злоупотребляли долготерпением священников (то есть не связывались с демонами). Колдуны выполняли в обществе «социальные» и «медицинские» функции – разгоняли бури и ураганы, излечивали женщин от бесплодия и т.д. Подобное отношение сохранялось вплоть до ХVI века. Это же касалось и охотников за сокровищами. Однако не все власти были столь мягкими к колдунам.

В 1466 году Роберт Бейкер, известный колдун – охотник за сокровищами из города Эли, лишился практически всей библиотеки магических книг – их предали на рыночной площади огню. (83).

Продолжение: http://proza.ru/2013/02/17/2044


Рецензии