О кладах 2-8

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-8. ПРИМЕРЫ ПОИСКОВ КЛАДОВ ИЗ ИСТОРИИ.
 
Много археологических памятников обнаружено на основании устных легенд и преданий. Обычно местным жителям известны находящиеся в их районах курганы, городища, большие камни, гроты, наскальные рисунки и т.п., связанные с каким-нибудь поверьем или легендой. Наиболее частый сюжет таких преданий – зарытые клады. Причем обычно рассказывают о двенадцати бочонках с золотом или серебром, зарытых двенадцатью разбойниками или тремя братьями.

Весьма распространен сюжет о двух городищах, на которых жили два брата, зачем-то перебрасывавшихся с городища на городище каменными топорами.

Большой популярностью пользуются подземные ходы, железные сундуки, дубовые гробы и т.п.

Очень часто по указанию местных жителей археологи находят скрытые в лесу городища, курганы, иногда даже подземные ходы, находят каменные топоры, но никому еще не удалось найти 12 бочонков с золотом. (73).

Надо сказать, что и в область легенд и преданий проникли аферисты и фальсификаторы. В конце ХIХ века два досужих дельца купили в Швеции старинный документ, указывающий местонахождение зарытых двенадцати бочонков с золотом в России, в Рязанской губернии. Собрав кое-какие средства, кладоискатели отправились в Россию и предприняли раскопки. Золота они, конечно, не нашли, но сумели продать свой «секрет» какому-то русскому гвардейскому офицеру. Одураченный гвардеец тоже вырыл несколько ям и, также ничего не найдя, кроме нескольких вещиц из железа, которые тут же бросил, уехал в Петербург. Через несколько лет, производя археологические разведки на Оке, археолог В. Городцов узнал от местных жителей об этой золотой авантюре, посмотрел подобранные ими железные вещицы, которые выбросил гвардеец, и тоже предпринял раскопки. Городцов нашел то, что искал. Он обнаружил на этом месте городище раннего железного века. (73).

Любопытный пример кладоискательских раскопок относится к ХV веку. Известный венецианский дипломат И. Барбаро, записки которого дошли до нас, в 1436 году предпринял путешествие в г. Тану (генуэзская колония в устье Дона), где прожил 16 лет. «Там, - пишет Барбаро, - встречается весьма много искусственных земляных насыпей, - без сомнения, надгробных памятников… Этого рода курганов здесь бесчисленное множество, и утверждают, что в одном из них зарыт богатый клад».

В 1437 году семеро купцов собрались в доме венецианского гражданина Бартоломео Россо в Тане и заключили между собой письменное условие о разыскании клада.

«Курган, к которому стремились желания наши, имеет около 50 шагов в вышину и вершина его образует площадку, посреди которой находится другой небольшой холм с кругловатой маковкой в виде шапки. Разыскания свои мы начали с подошвы большого кургана. Сначала представился нам грунт земли столь твердый и оледенелый, что нельзя было его разбить ни заступами, ни топорами… Сначала, к общему удивлению, нашли мы слой чернозема, потом слой угля, потом слой золы в четверть толщиною, потом слой просяной шелухи и, наконец, слой рыбьей чешуи». Прорыв ход и не найдя сокровища, они сделали еще 2 траншеи и дорылись до слоя «белого и столь твердого, что легко было вырубать в нем ступени, по которым удобнее было таскать носилки. Углубившись на 5 шагов в гору, нашли мы наконец несколько каменных сосудов, из коих иные наполнены были пеплом, угольем и рыбьими костями, а другие совершенно пустые, а также 5 или 6 четок, величиною с померанец, из жженой глянцевитой глины, весьма похожих на те, которые приготовляются в Мархии для неводов. Сверх сего нашли мы в кургане половину ручки серебряного сосуда в виде змеи». Клада компаньоны так и не нашли. (73).

Продолжение: http://proza.ru/2013/02/17/2079


Рецензии