И. А. Гончаров Такой современный классик и великий

И. А. Гончаров (1812-1891). Такой современный классик и великий романист.

В конце XVIII начале XIX века в глухом губернском городе Симбирске в доме, который расположен на главной улице города, поселилась зажиточная купеческая семья Гончаровых. В этом доме 6 (18) июня 1812 года родился Иван Гончаров - будущий писатель, один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века.

«Дом у нас был, что называется полная чаша. Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичниками и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора. Амбары, погреба. Ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни, словом, целое имение, деревня».

И. А. Гончаров рано остался без отца. Детство будущего писателя, его старшего брата и двух сестер было согрето любовью и заботой матери, Авдотьи Матвеевны, которая ничего не жалела для воспитания и хорошего по тому времени образования для детей. Малообразованная, но умная и добрая женщина учила детей серьезному и вдумчивому отношению к жизни, трудолюбию и стойкости. Черты ее характера И. А. Гончаров воплотил потом в образе бабушки Татьяны Марковны Бережковой («Обрыв»). Во всех его романах страницы, посвященные детству героев, проникнуты нежностью и теплотой.

«Мать любила нас не тою сентиментальною, животною любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, и с тою строгою справедливостью распределяла поровну свою симпатию между всеми нами четырьмя детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока».

Перелистывая страницы жизни писателя, словно оживают картины того времени: старая Москва, Московское коммерческое училище, куда зачислили десятилетнего Гончарова в 1822 году, потом Московский университет, на словесное отделение которого он поступил в 1831 году.

«Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом… Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение в той или иной отрасли знания, и зарождавшееся из того определение своего будущего призвания – все это захватило не только ум, но и всю молодую душу».

Незабываемое впечатление на юношу произвела встреча с А. С. Пушкиным, посетившим университет в 1832 году. Уже на склоне лет писатель живо воссоздал ее в одном из очерков.

«Когда он (А. С. Пушкин) вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; стих его приводил меня в дрожь восторга… его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование».

Весной 1835 года И. А. Гончаров переехал в Петербург и поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Вскоре он познакомился с семьей художника Н. А. Майкова, стал завсегдатаем их литературного салона, популярного в Петербурге 30-х и 40-х годов XIX века. В рукописных журналах Майковых «Подснежник» и «Лунная ночь» были помещены первые литературные опыты писателя – четыре стихотворения и две повести: «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

«Литературные кружки того времени сообщили мне практику… Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел – не без грусти, - какое беспредельное и глубокое море литература… литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!»

И. А. Гончаров всегда считал себя коренным жителем Симбирска куда бы ни забрасывала писателя судьба – в Москву или Петербург, в Сибирь или на Дальний Восток, в Англию или на острова Юго-Восточной Азии, - в Симбирске прошли его детские годы, сюда приезжал он на каникулы из Москвы, когда учился в университете, а также из Петербурга уже известным литератором. Образы и впечатления детства и юности были тем источником, который постоянно питал творчество художника. В 1870-е годы он писал: «Я сам и среда, в которой я родился, воспитывался, жил, - и все это, помимо моего сознания, само собой отразилось силой рефлексии у меня в воображении». Рисуя сонный, размеренный быт обитателей дореформенной российской провинции, писатель всегда обращался к воспоминаниям о родном городе: «У меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания зародилось неясное представление об обломовщине», - рассказывал он в одном из очерков.

«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель – климат, среда, протяжение-захолустья, дремотная жизнь – и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Но родина вошла в сознание романиста не только картинами «сна и застоя». С ранних лет в его душу запали величавое течение Волги, ее берега, бескрайние заволжские степи, открывающиеся с Венца, нагорной части Симбирска, родное небо, солнце. Воздух, из которого «пробегает по телу дрожь бодрости». Эти поэтические картины помогли впоследствии изобразить живописные Грачи, имение Адуевых, «благословенный уголок земли» Обломовку («Обломов»), «деревенский рай» Малиновку с беседкой в саду («Обрыв»).

«В 1849 году, на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия, в первый раз посетил Симбирск, свою родину, родился план романа «Обрыв». Старые воспоминания ранней молодости. Новые встречи, картины берегов Волги… - все это расшевелило мою фантазию – и я тогда же начертил программу всего романа».

Еще при жизни Ивана Александровича Гончарова называли классиком отечественной литературы. Но многие читатели знали его лишь по знаменитому триптиху «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», а очерки, написанные писателем в последние годы жизни, публиковались редко. Каждый роман И. А. Гончарова привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры.

Многолетняя служба в Петербурге в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового буржуазного толка, пригодились ему в работе над характером Андрея Штольца («Обломов»). Глубокое знание чиновничье-бюрократического мира позволило И. А. Гончарову создать правдивые образы Адуева-старшего в «Обыкновенной истории» и Судьбинского в «Обломове».

«Хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… Я сорок лет живу под свинцовым небом… и не наберу месяца в году, чтобы заняться, чем хотелось и чем следовало».

Увлечение географией, мечта о дальних странствиях зародились у И. А. Гончарова под влиянием рассказов крестного отца писателя Н. Н. Трегубова, морского офицера в отставке. Уже в детстве, вспоминал романист, его «потянуло к морю, или, по крайней мере, к воде». И вот в 1852 году, как секретарь дипломатической миссии, он отправляется через Англию вдоль берегов Европы, Африки в далекую Японию. Впечатления о плавании он описал в книге очерков «Фрегат Паллада» (1858).

«Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса – и жизнь моя не будет праздным отражением мелких надоевших явлений».

Современник Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончаров так же, как они, глубоко отразил в литературе сложную и противоречивую эпоху 40-60-х годов XIX века в России: исторический переход от старого, патриархально-помещичьего быта с его идеалами чувств и отношений к новому, буржуазному укладу. Главный вопрос, на который стремился дать ответ писатель, - вопрос о путях прогресса русского общества. Тонким психологизмом привлекают характеры его героев. Личные драмы Александра Адуева, Ильи Обломова, Бориса Райкова связаны с социальными условиями: неспособностью русского дворянства к практической деятельности, его пустой мечтательностью.

«У меня есть (или была) своя нива, свой родной грунт, своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений… - и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

В 50-х годах XIX века в Петербурге на улице Моховой в доме № 3 в маленькой квартире поселился Иван Александрович Гончаров, где он прожил сорок лет, где прошли последние годы писателя – талантливого мастера русской реалистической прозы, обогатившего наше воображение бессмертными типами героев своих романов, выходящими далеко из рамок его времени.

yuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии