Дурные привычки...

Научный институт ЦАГИ находится на станции "Отдых", под Москвой.Жизнь в нём кипит, как в муравейнике ,как всегда. Работы столько,что ни о каком отдыхе не может быть и речи - "покой нам только снится"-как говорят.
Серьёзные исследования в области космоса - главная работа этого института. Народ работает там увлечённо, с энтузиазмом,думая о будущем страны.
Владик был начальником отдела, и со своими ребятами работали в «Трубе» -так они  называли стенд ,где проводили исследования для космоса,ставили бесконечные эксперименты- «продували трубу», замеряли данные ,и выясняли, как  и что влияет  на скорость ракет и летательных аппаратов.
Коллектив у него был дружный и талантливый, народ остроумный.
Все преданы своему делу ,и их энтузиазм никогда не иссякал в работе.
Они представляли единый организм, единое целое, которое не распадался на части почти никогда.За редким исключением…-прогулкой в туалет.
Работа захватывала всецело всех в отделе ,где постоянно шло обсуждение эксперимента, выдвигались гипотезы и предложения, высказывались сомнения,дебаты шли, как в английском парламенте,- каждый отстаивал свою точку зрения ,– и они дружно «горели на работе»,не сгорая дотла,и дымились в полном смысле этого слова...
Топливом, поддерживающим их работоспособность ума и тела, и бесконечное горение ,- были  кофе и сигареты…  Все закуривали в отделе,...не замечая этого....Когда дым стоял уже почти "коромыслом",они начинали передвигаться от стенда в коридор,ближе к курительной комнате...  Бесконечное курение продолжалось целый день с небольшими паузами,затем они все перемещались основательно в курительную комнату,где дым стоял так,что можно было "вешать не один топор",при этом одновременно продолжая яростно выдвигать различные предложения и гипотезы,вступая в горячие дебаты,от их щёк можно было уже просто прикуривать,так они горячились при обсуждении...Далее,всё перетекало в  длительные разговоры за бесконечным кофе, который они пили в огромных количествах и большими порциями,у всех были огромные кружки, а не так ,как в кафе подают маленькими чашечками.
Такая доза могла убить не только лошадь, но и слона...,а они жили на "полную катушку". Так , в режиме постоянных миграций, они перемещались из одного помещения в другое, не прекращая общаться по теме работы ни на минуту ,приближаясь к истине...

Как-то к ним  в отдел прислали заморского гостя- одного японца, по обмену,так как предстояли совместные проекты в будущем с японскими учёными по освоению космоса. Мы налаживали связи в области освоения космоса со многими государствами в то время.
Наш гость  был невысокий человек лет сорока, моложавый, скромный по виду, аккуратно одетый, очень вежливый, и как выяснилось,к сожалению, -он  не пил, не курил и кофе не употреблял...
Язык был барьером,который никто не брал...Для этого был штат переводчиков.Всё общение свелось к ритуалу приветствия и прощания.А в остальное время он был предоставлен самому себе.
Ему выдали кучу чертежей, которые он тщательно изучал, и знакомился с достижениями нашей науки. Человек он был пунктуальный :приходил ровно к восьми, а уходил ровно в пять,ни разу не опоздал.Никогда не задерживался и не приходил раньше. Когда приходил, или уходил, то складывал руки ладонями вместе, кивал головой и что-то говорил по-японски,
-одно и тоже каждый день... ровно в восемь утра и в пять вечера,когда рабочий день заканчивался.
 Все ребята понимали,что их приветствует или прощается так с ними их коллега из далекой Японии...Они тоже складывали руки,и широко улыбаясь, кивали ему головой. Так они здоровались или прощались с ним тоже,по-японски.
Кому-то в голову пришла идея все-таки узнать точно:
 - А что говорит им каждый день их японский коллега вот уже в течение месяца? Они позвали знакомого переводчика инкогнито, своего Шерлока Холмса, и тот целый день с ними находился и наблюдал за японцем.Тот,как всегда сосредоточенно работал над своими бумагами,не поднимая головы.Когда день закончился, японец, как всегда, сложив руки ладонями вместе,сказал свою сакраментальную фразу,покивал головой –  и все тоже встали полукругом,и сложив руки,покивали ему в ответ.Ритуал был соблюдён,и он удалился.
-   Ну,что он сказал?- кинулись все к переводчику.
-   Он говорил,что просит у вас прощения, что не может принять участие в вашей забастовке…
 Скоро японец уехал,а фраза прижилась в институте.Они продолжали пить кофе и курить,как и раньше...именно это японец и принял за забастовку.
Когда потом к ним в отдел забегал кто-нибудь, то непременно спрашивал: 
- Ну,что? Все бастуете?

17.02.2013


Рецензии
Со стороны бедного японца,привыкшего к порядку, вся работа отдела выглядела так.
Полный бардак,и диву даешься,как получался результат.Наше бытие.
Спасибо,Ольга,понравилось.С уважением,Павел.

Павел Лосев   25.01.2018 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо,Павел,за отзыв! Рада встрече! С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   25.01.2018 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.