Жизнь моя и не только - 1. 2

   Меньшиков Петр Петрович
Это мой дед по матери. 

Сам я его плохо помню, хотя он умер, когда мне было семь лет. Попробую написать по воспоминания его дочери тети Зои и сына - деди Вовы, и дочери тети Зои, моей двоюродной сестры Нади. Чтобы представить его жизнь, попробую вставлять описания тех мест и людей, с которыми он мог встречаться.

Меньшиков Петр Петрович был сыном Петра Ефимовича Меньшикова и Ольги Ильинишны Кузнецовой, родился в 1884 г в с.Леуза Месогутовского кантона Уфимской губернии.
Попробуем представить,  откуда Меньшиковы  появились в тех местах.

Село  Леуза возникла при одноименной речке в 1802 г. (появилась в литературе - в 1833-1835 гг.)   Основали его жители с. Тастубы, являющиеся государственными крестьянами во главе с поверенным Козьмой Чагиным.

      Тастуба была самым ранним русским селом в Башкирии и располагалась при реках Картья и Суханка. Башкиры Сартской волости об обстоятельствах его возникно¬вения писали следующее. «Наша вотчинная земля, состоявшая в соседственной смежности с вотчинническими башкирскими зем¬лями Кущинской и Дуванской волостей, неприкосновенна ни к помещичьим, ни к казенным землям, по обширному пространст¬ву принадлежащей нам земли и да бы оная не могла оставаться по необрабатыванию нашему впусте, мы, вотчинники, припусти¬ли на землю сию по договору, в 1787 г. учиненному к заселению ж пятидесятью дворами Пермской губернии крестьян разных уездов и селению с сроком на 35 лет с платежом ежегодного нам оброка по 20 руб.; означенные крестьяне по переходе своем на оную землю и по причислении платежом государственных пода¬тей заселились деревнею под названием Тастубы и, умножаясь разновременно, вместо предложенных по договору 50, устроили ныне более 200 домов». 
   В августе 1802 г. башкиры Дуванской волости продали го¬сударственным крестьянам села Тастуба участок земли до 8 тыс. дес, но купчая не оформлена в виду протеста части вотчинни¬ков.  Можно предположить, что наши предки и вышли из государственных крестьян Пермской губернии.

Госуда;рственные крестья;не — особое сословие в XVIII—XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.
Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля,  на которой работали такие крестьяне,  считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. Однако помимо того с 1801 года государственные крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян).
24 ноября 1866 принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886. При осуществлении этих реформ   выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49; лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

Считается, что основой фамилии Меньшиков послужило мирское имя Меньшик. Мирское имя Меньшик образовано от прилагательного «меньший» («меньшой»). В старину подобные имена со значением «маленький», «меньшой», «младший» были очень распространены. Нередко случалось, что младшему сыну давали имя Меньшик или Меньшой, а старшему — Большак и Большой.
Однако именование Меньшик или Меньшой не обязательно принадлежало последнему ребенку в семье. Меньшиком (и, соответственно, Большаком) могли называть одного из двух братьев, которые носили одно и то же крестильное имя. Например, у деда был младший брат, которого также крестили Петром.
Нельзя исключать, что имя Меньшик не просто указывало на очередность рождения ребенка в семье, но и имело обрядовое значение. У многих народов существовала традиция давать детям имена со значениями «последний», «младший», «конец», «остановка», «довольно», «хватит», когда многодетные родители хотели остановить процесс деторождения. Давая сыну имя Меньшик, родители могли надеяться на то, что этот ребенок так и останется в семье младшим, последним по рождению.
Согласно другой гипотезе, в основе фамилии Меньшиков лежит не мирское имя, а прозвище Меньшик: так могли назвать невысокого, миниатюрного человека. Меньшик, со временем получил фамилию Меньшиков.
Но трудно считать, что все село, заселенное Меньшиковыми,  пусть даже из одного рода, произошло из меньших или маленьких. Предположим, что это были потомки государственных крестьян, взятых с собой в ссылку князем Александром Даниловичем Меньшиковым.  Чьи крестьяне – Меньшиковы. 
Об этом говорит такой  факт – в свидетельстве о рождении старшей дочери деда – тети Зои, фамилия записана, как Меншикова, без мягкого знака, когда он был добавлен к фамилии, уже никто не знает.

Ну ладно,  продолжим про Леузы.
Впоследствии здесь обосновались переселенцы из 17 уездов разных губерний.   В конце XIX в. селение, расположенное по правому низкому, слегка покатому берегу р. Леузы, растянулось на 10 верст.
Вот  описание села в конце XIX в. в одном земском издании. «Со времени приобретения земли пашня запущена под залежь. Форма землевладения - общинная. Из общего количества земли, принадлежащей селению (почти 3000 десятин), 163 десятины занято под селением. Пахотные угодья расположены по низкому месту с увалами. По пашне протекают р. Леуза, Кисеик и много ключей. Почва подзолисто-черноземная. Почва сильно распахана. Система севооборота - трехполье. Некоторые дворы вводят посевы американской ржи. Поля удобряют: поле удобряют под рожь всю полосу - через три посева; на десятину валится навоза 100-150 возов, по 25 пудов воз. Удобрение производится в междупарье. В селении 20 молотилок, конных, самодельных, 30 веялок, купленных в с. Мясогутово - по 20-25 р. за штуку. Выгон занимает 1106 десятин. По выгону кормится до 2800 голов скота. Имеется 5 пастухов и 5 подпасков для коров - с платою по 20 коп. с головы и, кроме того, кормятся по дворам, - 1 корова за очередь. Для овец 5 пастухов и 5 подпасков, по 10 коп. и по 2 фунта муки с головы; кормятся по дворам - 10 овец за очередь. Скот ходит по жнитву и отаве. В селении нет двора, не имеющего совсем скота. Население леса не рубит. Пользуются только для веников и метелок. Валежник идет на топливо. Население покупает лес у башкир 2-й Айлинской волости - 25 десят., по 6-5 рублей за десятину. Населением практикуется арендование земель. 4 домохозяевами взято на 6 лет 50 десятин выгона у башкир 2-й Айлинской волости. Условия: за первые три года по 30 рублей за весь арендуемый участок, а остальные три года - внести 110 пудов ржи в магазин. Все домохозяева с. Леузы арендуют краткосрочно около 2400 десятин у башкир 2-й Айлинской волости, с платой за десятину от 50 коп. до 1 рубля; у тех же башкир всеми домохозяевами арендуются покосные места до 1500 десятин. Своя земля населением в аренду не сдается. Оброчная статья селения - ярмарочная площадь в 1 дес; доходами пользуется церковь без срока. Существенный промысел - земледелие. Некоторые жители ходят на поденные работы - копают руду, работают на железной дороге. Взрослый мужчина зарабатывает до 40 коп. на своей пище. В селении 7 кузниц, 5 лавок, 2 овчинных заведения, 1 кожевенное заведение, 2 маслобойки, 6 водяных мельниц».
       О развитии Леузы имеются ревизские материалы. В 1816 г. в селении было 280, в 1859 г. - 468, в 1895 г. - 558 мужчин при 367 дворах. 

Давайте дальше про деда.
В основном его воспитывала бабушка по матери, у которой была еще одна внучка Елена, которая в четыре года осталась сиротой, и которую она тоже растила, но в воспитании деда большую роль играли  и проезжие люди, т.к. дед его, т.е. мой прапрадед,  выстроил большой двухэтажный дом на два этажа, из которых в один из верхних этажей по особой лестнице второго этажа входили принимаемые люди. Дом сохранился до сих пор, сейчас он называется домом Меньшикова. Этот  дед держал ямщину, у нас до сих пор сохранились ямщицкие часы. А если сдавали комнаты на втором этаже, значит,  это был постоялый двор. Мать мне рассказывала, что были лошади, коровы, овцы, козы, от птицы было бело во дворе, когда надо было забить, ловили первую попавшуюся и  приговаривали.

Через Леузы перевозили ссыльных по всему Южному Уралу, в том числе, в Златоуст. 
 
Маленький Петя, когда ему было 13 лет, (он родился в 1884 г., значит это было в 1897 г.) бежал из дома, соблазнив своего товарища, до города Златоуст, где было много знакомых, в том числе и ссыльных, которые знали его, т. к. останавливались в его доме, когда ехали в Златоуст. Когда они увидели Петю в Златоусте, помогли ему там устроиться.

 Златоуст в это время  считали уездным городком. В нем проживало 17 тысяч человек. Город располагал двумя казенными оружейными заводами.
Рабочие уральских заводов в те времена являлись полупролетариями. Работая на предприятиях, они одновременно вели и небольшое крестьянское хозяйство. Был развит кустарный промысел: изготовлялись ножи, вилки, другие предметы домашнего обихода.
В Златоусте не было ни одного среднего учебного заведения. Только к 1890 году здесь открыли первое ремесленное училище для мальчиков. 
В воспоминаниях маршала Шапошникова, который воспитывался в тех же местах, и в те же годы, что и дед,  упоминается о том, что  конце 1889 года в Златоуст прислали несколько сот рабочих, бастовавших на каком-то заводе в центре России. Для них отвели бараки. На питание ссыльному выдавалось 10 копеек в день. На работу ссыльных не брали, воровать они не могли.
Он помнит, что зимой 1890 года группу ссыльных вызвали в местное полицейское управление.   Какой разговор был у рабочих с исправником, неизвестно,  но только управление было разгромлено, исправник убежал через двор, вскочил на извозчика и поскакал   в центр города. За ним с поленьями бежали ссыльные.   Вскоре толпа рабочих бросилась назад, а за ней с шашками наголо гнались полицейские, по улице шла местная колонна солдат. Стрельбы не было, но, как рассказывали потом, многих рабочих избили прикладами и ранили штыками. К наступлению темноты всех этих рабочих посадили в тюрьму и вскоре увезли из Златоуста.   
Через десять лет (11 — 13 марта 1903) произошел расстрел демонстрации в Златоусте —   во время забастовки златоустовских рабочих, в ходе которого погибли 69 человек, более 250 были ранены, более 100 арестованы.

. Тетя Зоя вспоминала, что там потом жил и его ссыльный дядя, кто не знаю, и помогал ему. Дед был неграмотным, также, как и бабушка. Удивляться нечему.
Так,  в те годы  на 100 жителей приходится грамотных, т. е. умеющих читать и писать: в Германии – 98, в Швеции и Норвегии – 97, в Швейцарии – 95, в Соединенных Штатах – 92, в Англии – 90, во Франции – 85, в Бельгии – 77.В России на 100 жителей грамотных, по данным конца 80-х годов, приходилось только 16. По переписи 1897 года в С.-Петербурге было обнаружено 62,6% грамотных и 37,4% неграмотных; без сомнения, в столице процент грамотных значительно выше среднего процента во всей империи.

Деда устроили учиться, кроме того,  ссыльные   студенты взялись обучать его всему, чтобы  сделать его школьным учителем.
Видимо, года через 2, т.е. когда ему было пятнадцать лет, они его отправили в Казань учиться. Он в Казани получил право работать учителем в начальной школе. Мать гордилась тем, что он имел право преподавания на русском и башкирском языках. Кроме того, у него была специальность винокура. 

Попробуем посмотреть, что мог дед закончить.
Городские органы самоуправления в Казани с 1870-х гг. стали открывать начальные училища (в 1860 г. их было 4, в 1905 г. - 25, в т.ч. 3 русско-татарские).   Для пополнения учебных заведений квалифицированными учителями были открыты: Казанская центральная крещёно-татарская школа (1863 г.), Казанская учительская семинария, Казанская земская школа для образования народных учительниц (1871 г.), Казанская татарская учительская школа, Казанский учительский институт (1876 г.), Казанская церковно-учительская школа (1906 г.).   Появились средние специальные учебные заведения: Казанское земледельческое училище (1864 г.), Казанская земская фельдшерская школа (1866 г.), Казанская художественная школа (1895 г.), Казанское промышленное училище (1897 г.). Где он мог получить звание школьного учителя?
В Казанскую центральную крещёно-татарскую школу принимали только крещенных татар, деда туда принять не могли, как и в Казанскую татарскую учительскую школу. Казанская церковно-учительская школа основана в1906 г. тоже не подходит, также как и  Казанская земская школа для образования народных учительниц.   Казанское промышленное училище, основанное в 1897 г. могло ему дать специальность, но не право преподавания. Остается  Казанская учительская семинария и Казанский учительский институт.
Казанская учительская инородческая семинария — закрытое учебное заведение, готовившее учителей для сельских народных начальных училищ. В ней обучались представители народов Поволжья и Приуралья — в основном башкиры, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши, а также русские. Открыта в 1872 г. на основе «Правил о мерах по образованию инородцев» (1870) с целью подготовки педагогов для работы в двуязычных начальных училищах, способствовавших христианизации населения и сближению инородцев с русским населением.   Выпускникам предоставлялось также право стать священнослужителями. Срок обучения в семинарии составлял 3 года, в 1877 г. для повышения уровня знаний по русскому языку был открыт приготовительный класс с годичным сроком обучения. Наряду с общеобразовательной и педагогической подготовкой предусматривались переводческая практика, церковное пение на родном языке, работа в переплётной, кузнечной, столярной и слесарной мастерских.

Так что, скорее всего дед окончил Казанскую учительскую инородческую семинарию. Видимо его так там достали, что священников он не любил, иначе,  чем попами не называл и всегда смеялся над ними. Видимо вбил и нам это в головы, потому что все его дети и внуки были атеистами. По рассказам дяди Вовы – Владимира Петровича Меньшикова - окончил Казанское училище по классу винокурение, и  с правом преподавания русского и башкирского языков. Так что можно предположить, что он учился и в семинарии и в Казанском промышленном училище. В первом на учителя сельских двуязычных школ, во втором по специальности. В это можно верить, потому что в дальнейшем дед работал на спиртзаводах и солодовом производстве. От него, наверное,  нас много и пошло в химию.

Дед вернулся в Леузы и   преподавал в школе в Леузах.

Потом он женился на Елене, у них родились дети –Зоя (1906), Анна (она утонула и все данные о ней потерялись, кое – что напишу, когда буду писать про бабушку), Мария (1909), Костя (1913) Владимир (1915).   

Однажды через Леузы проезжал купец Злоказов и он предложил молодоженам поселиться на Петропавловском заводе и работать учителем в школе.

Злоказовы - семья крупных уральских предпринимателей. Основатель семейной фирмы - бывший мастеровой Каслинского завода Алексей Злоказов, оставивший в наследство трем сыновьям нераздельный капитал. Первоначально торговый дом "Злоказовы братья" находился в Екатеринбурге, где старший из братьев Петр был купцом 1-й гильдии, а Николай и Федор имели звания екатеринбургских 1-й гильдии купеческих братьев. В конце XIX в. Злоказовы купили у купца Мотовилова Петропавловский винокуренный спиртоочистительный и солодовый завод, располагавшийся в 20 верстах от Кусы в районе впадения в реку Ай реки Большой Арши. Этот завод поставлял спирт Златоустовскому казенному винному складу - предшественнику нынешнего ликероводочного завода.   К этому времени в Златоусте жил только младший из братьев - Федор Алексеевич , который несколько лет являлся гласным уездного земского собрания ,  избирался председателем уездной земской управы. Его сын - Николай   с супругой и потомством получили дворянство.   В 1914 г., с введением сухого закона выпуск спирта на заводе  был сокращен.
Так что скорее всего деда пригласил на работу Николай Федорович Злоказов.

Тетя Зоя пишет «Петя согласился, и когда мне  было четыре месяца,   молодая семья   переехала в Петропавловский завод.»
 Если тете Зое было четыре месяца, то переехали они в апреле 1907 года.

Петропавловский винокуренный завод располагался в 40 километрах к западу от Златоуста, в предгорьях Главного Уральского хребта. Вокруг завода тянулись бедные башкирские деревни. Смешанный лес, всхолмленная местность, речки Ай и Арша украшали пейзаж и создавали в этом районе здоровый климат. 
Крестьяне окрестных деревень приглашали жителей и приезжающих к ним на отдых   башкирский праздник «сабантуй» - борьба, скачки и танцы. Праздник завершался угощением башкирскими кушаньями. В блюдах преобладала конина. Иногда победителю в том или ином состязании в виде приза преподносили хороший мосол конины. Победитель тут же с аппетитом обшладывал его.
Так что может быть был там и учителем и работал на винокуренном заводе., правда дядя Вова говорил, что он работал   управляющим хозяйством у  Злоказова.
Дед был умный человек, поэтому после революции уехал из Петропавловского завода и все дети разъехались по разным местам, никто из детей репрессирован не был, но в тюрьме посидели дед и сыновья. Репрессировали братьев деда, которые остались жить в Башкирии, но об этом позже.

После революции он с дочкой Зоей переехал   в Екатеринбург,  то ли в 1924, то ли в 1925 году. Почему – тетя Зоя поступила в Уральский политехнический институт в 1926 г, закончила в 1931. Ей дали квартиру на площади 1905 года в Екатеринбурге, там они и жили.
Работал на Екатеринбургском пивзаводе винокуром. Пивзавод был построен также братьями Злоказовыми, так что, наверное,  дед продолжал с ними взаимодействовать.
Пивзавод выпускал такое пиво, как «Светлое, Украинское, Русское, Московское,»
Неизвестно за что, говорят за растрату, был посажен,  отсидел два года в тюрьме. Дед заботился о семье, поэтому, я думаю,  носил что-нибудь с завода. Что неудивительно, все голодали,  – вот выписки их архива  КГБ тех времен. Почему Башкирия, потому что там жили  сыновья и дочери Анна и Мария
Вот эти выписки за 1925 год.

«БАШКИРИЯ
Продовольственные затруднения. Массовые выступления на этой почве
18. Месягутовский кантон. Недостаток хлеба ощущается по следующим волостям: Калмакуловская, Месягутовская, Дуванская, Белокатайская, 2-я Айлинская и Мурзаларская. Из 17830 дворов с 85945 душами — население указанных волостей с января по март месяц с. г. не имело продовольствия и средств на приобретение его 4969 дворов с населением в 18751 человек. В дер. Шарыпово Месягутовской вол. член семьи одного бедняка, не принимая пищи в течение 10 дней, распух от голода. Беднота применяет вместо хлеба отруби, куколь224, репку, лебеду и пр.

19. В целый ряд ВИКов ежедневно приходят группы бедноты от 60 до 120 человек за хлебом. Месягутовскому ЕПО подано заявление от 48 бедняков с требованием хлеба (6 мая). В кантисполком поступило такое же заявление от 180 крестьян (6 мая), уполномоченному Наркомторга — от 63 крестьян (7 мая). В с. Озеро на бедняцком собрании бедняки, возмущенные отсутствием хлеба и помощи, чуть не избили председателя кресткома. Местами требования о выдаче хлеба сопровождаются угрозами: «Остается умирать или сесть в тюрьму, лучше сесть, так как в тюрьме кормят; не нужно выпускать хлеб из кантона; какая это власть, богатых обобрала, нас обманула, а мы все смотрим, придется что-нибудь сделать» и т.д.

20. В с. Зарека Месягутовской вол. выступавший на бедняцком собрании бедняк говорил: «Если кооперация не дает хлеба, разобьем амбары, пусть дают добровольно пока не поздно». Другой бедняк говорил: «Бить нужно коммунистов, все равно погибать придется». Один из членов сельсовета (бедняк) говорил в присутствии 50-60 человек: «Мы, бедняки, помогали заготовлять хлеб и нас же заставляют голодать».

21. Уфимский кантон. Голодная беднота местами организованным порядком требует хлеба. В Топорнино Уфимского кантона 9 мая у ВИКа сгруппировалось около 300 человек. ВИК изыскал 300 пуд. хлеба и роздал среди бедняков в тот же день. Кроме того, тем же ВИКом получен наряд от Башвнутторга на 2000 пуд. хлеба для раздачи.

22. Стерлитамакский кантон. В выступлениях бедняков указывается: «Беднота ошиблась с расчетах, когда оказывала помощь властям по изъятию хлебных излишков, а теперь кулак хлеба или не имеет, или не хочет продавать его бедноте, мстя за участие бедняков при изъятии излишков». К Верхоторскому ВИКу явилось около 300 человек бедноты с требованием выдачи хлеба.

Выписка  1926 г

49. Башкирия. Месягутовский кантон, Мурзаларовская вол., с. Аракул. В связи с национальными трениями между русскими и татаро-башкирами КЗУ постановило выделить русским самостоятельный участок в 5-6 верстах от с. Аракул. Во исполнение этого были произведены землеустроительные работы. Когда работы были почти закончены, русские от переселения на отведенный участок отказались, мотивируя это безводностью участка (по определению гидротехника отводимый участок вполне пригоден и имеет достаточное количество воды). На этой почве между русскими и татаро-башкирами завязался спор, едва не кончившийся дракой. Русская часть населения заявила представителю башкирской части: «Если нас, русских, выгонят из Аракула, то мы все равно Аракул выжжем».

72. Башкирия. Т. Катайский кантон, Тангуровская вол. В с. Полянском на общем собрании крестьян в момент вручения окладных листов с агитацией против сельхозналога выступил кулак (ранее сидевший за контрреволюцию). Предсказывая скорое падение Советской власти, он призывал не принимать окладных листов. Выступление было поддержано тремя зажиточными.

73. Месягутовский кантон. Кулаки дер. Насибаш призывают крестьян скрывать объекты обложения.»

Дед работал на пивзаводе до начала войны и во время войны. !942 г его пригласили построить кормовой цех в совхозе «Исток», который расположен в двадцати двух километрах от столицы среднего Урала г.Екатеринбурга.

Из книги «Совхоз «Исток» 1941 года
«Старожилы рассказывают, что ещё в начале тридцатых годов здесь стояли дремучие леса, в которых охотились жители окрестных деревень. Здесь пролегал Сибирский Тракт. По нему этапировали ссыльных в Сибирь, по нему же шли и декабристы на каторгу. В 1932 году на этой   земле появились первые раскулаченные крестьяне-переселенцы. В одном из сколоченных бараков поселения была размещена небольшая начальная школа, которая состояла из двух маленьких классных комнат с печным отоплением. Бумаги не было - писали между строк в старых книгах, чаще - на грифельных дощечках  В этот период, когда завершалась первая пятилетка, на Урале бурно развивалась промышленность, а в поселке был основано подсобное хозяйство НКВД. Оно со временем превратилось во всесоюзно известный совхоз "Исток" ордена Ленина, принимавший участие в выставках ВДНХ.»

Дед с бабушкой и переехали из Свердловска  жить в совхоз КГБ. Сначала им дали две комнаты в двухэтажном доме коридорной системы на втором этаже. 
Двухэтажный дом, в котором сначала жил дед с бабушкой располагался справа сразу от начала фотографии, напротив был одноэтажный магазин
Улица заканчивалась клубом, в котором было и правление совхоза. Из Екатеринбурга ходили автобусы, конечная остановка была у клуба. С торца правого крыла здания была жилая зона с террасой,  потом деду дали там квартиру и мы играли на этой террасе.
.
Дед организовал и построил кормовую базу для скота – дрожжевой и солодовый заводики. 
В совхозе было хорошо развито и птицеводство, много  уток на пруду, куда мы ходили купаться. Все праздники в совхозе отмечали возле этого пруда. Сейчас его нет.

Во время войны все внуки жили у него. С я с сестрами Соней и Тоней, братом Женей, Надей – дочкой тети Зой, Славой – сыном дяди Вовы, Верой, Люсей, Валериком – детьми тети Ани,   
Так и работал начальником этого цеха. В цехе была небольшая химлаборатория. Как винокур, дед устроил там небольшую установку по браге и самогону. Потихонечку принимал, любитель был, но никогда его никто ни пьяным, ни шатающимся не видел.
Дед был человек с юмором, всегда кого-нибудь подкалывал, но не злобно, а так, в шутку. Как-то и с ним произошла шутка. Слава рассказал.
Бабушка заварила горчицу в корчажке, накрыла газетой, и поставила в туалет остывать. Туалет был в комнате, за занавеской. Дед приходит с работы,  в туалет и вытирается этим листком. Крик, шум,  он вылетает, мы тут все, бабушка нас за шиворот и в коридор, отмыла деда, а мы смеемся
- Вот так, не все над нами издеваться.

 Умер в 1949 г., похоронен на Михайловском кладбище г. Свердловска.

Кто желает прочитать полный текст с фотографиями и рисунками – пишите.
 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Петрович!
Очень рада, что нашла Вас и информацию о нашей родословной.
Слышала о Вас от родственников -Татауровых.
Хочу пообщаться лично.
Мой эл.адрес: dyugurova@mail.ru
Татьяна Дюгурова

Татьяна Дюгурова   16.07.2021 12:54     Заявить о нарушении