Неисполненный приговор...

      
              В молодости постоянно тянуло на природу, в тайгу. Иногда даже приходили мысли бросить шахту, устроиться где-либо на гидрометеопост в  глуши и пожить наедине с природой несколько лет.
С годами стал думать о том, как осуществятся мои мечты после выхода на пенсию, что тогда – то никто и ничто не помешает быть на природе столько, сколько пожелает душа.

            Дети вырастут, станут самостоятельными и способными сами заботиться о себе, и, даст бог, в чем-то помогать тебе в старости.

           Но оказалось, что человек живет исключительно для себя только с рождения и до 7-ми лет. Далее начинаются только обязанности: учеба, армия, работа, дети, внуки, правнуки.

          Эти обязанности не отменяются даже после выхода на пенсию и продолжаются до конца жизни.

            Жизнь сложилась так, что с выбором профессии вынужден был жить и работать вдали от родных, так как в Томской области шахт нет.

            У Людмилы родителей не было. Мать умерла, отец погиб на войне. Жить пришлось, рассчитывая только на свои силы и возможности, во многом отказывая себе. А тоже хотелось иметь все и сразу.

           Так как детство прошло без игрушек, велосипедов то, когда родился сын Сергей, любил покупать ему игрушки, выбирая их будто для себя.

          Да и работа на рудниках не прошла бесследно для здоровья и, когда пришло время и возможность, вроде бы, осуществить свои мечты и желания, то нажитые болезни не позволили сделать это в полной мере.

           В 50-ые годы бурение проводилось без какой-либо борьбы с пылью, кроме применения респираторов.
На Севере на золото – сурьмяной шахте в зоне вечной мерзлоты так же было не возможно применение воды, а в пыли присутствовали сера, мышьяк. Температура в шахте от – 7* летом и до – 28* зимой, когда на поверхности - 50* ,- 60* .
У некоторых, вновь поступающих на шх. Сарылах, после одной, двух смен тело покрывалось красными пятнами и им приходилось увольняться и искать другую работу.
Месторождение с таким содержание сурьмы - антимонита (против  человека - есть  такая  легенда) в СССР не было и все работающие на шахте были, можно сказать, подопытными кроликами, на которых изучались профессиональные вредности производства.
Два раза в год из НИИ гигиены, охраны труда и профессиональных заболеваний г. Москва приезжали специалисты для мед. обследования.
Обычно шахтеры проходят обследования один раз в год.
О всех вредностях нам, конечно, не говорили, но не зря «Сарылах» в переводе с якутского языка значилось, что-то около  "Долина  Смерти".
               
     Впоследствии, через 13 лет проходил обследование в клинике этого НИИ, где мне было установлено профессиональное заболевание легких и бронхов.

    Разработку месторождения курировала военная промышленность, сурьма закупалась за границей, и поэтому одновременно со строительством шахты вели и добычу руды на верхних горизонтах, вскрытых штольней. Руду после ручной сортировки грузили в круглые чугунные емкости, затем автотранспортом по колымской трассе около 1000 км. доставляли в г. Магадан, перегружали на морские суда, следовавшие до порта Находка, затем ж.д. транспортом через всю Сибирь везли в Киргизию в п. Кадамджай, где находилась обогатительная фабрика. Весь этот длительный путь транспортировки руды показывает важность и необходимость для страны в тот период этого сырья.

   После Севера 13 лет отработал на одном из рудников треста «Свинецшахтострой» Восточного Казахстана.

  Вся жизнь прошла под землей в резиновых сапогах, в тайге, на рыбалке тоже в них, что вероятно сказалось затем и на работоспособности ног.

     За год до выхода на пенсию пришлось пережить и страшный психологический стресс.
Лечили в стационаре от воспаления легких. Через месяц улучшения не наступило, через два, местный рентгенолог дал заключение о наличии туберкулеза легких. При обследовании в туб. клинике диагноз не подтвердили, а был установлен другой – рак легких.
В онкологии этот диагноз подтвердили и дали заключение, что пока не поздно нужно срочно лететь в г. Алма-Ата в онкохирургию на операцию. В  каждой  новой  клинике, почему-то  не  доверяя  предыдущим,  вновь  и  вновь  делали  повторные  рентгеновские снимки  и  томограммы. 
    
     В онкологии  наслушался рассказов страшных о порядках в онкохирургии, как и кто, проводит эти операции,что  там  на  безнадежных  больных  практикуются  студенты  медики - хирурги,  что в поликлиниках онкологии не встретишь прооперированных больных, а живы лишь те, кто отказался от операции.

    Под впечатлением этих рассказов отказался лететь в  г. Алма-Ата, что возможно и спасло мне жизнь.
По знакомству попал на консилиум лучших хирургов г. Усть-Каменогорска при туб. клинике, которые, изучив мои рентгеновские снимки и томограммы (снимки срезов легких), подтвердили диагноз и необходимость срочной операции.

      В областной хирургии работал и руководил ею замечательный хирург Рейш, он делал операции на сердце.
Я ранее уже лежал в этой хирургии по случаю операции на желудке и пищеводе.
Попав на прием к Рейшу, уговорил его принять меня на операцию в его хирургию ввиде исключения.
Так как свободных койкомест в хирургии почти всегда не было, он назначил мне явиться через три дня.

    Эти три дня я пил днем и ночью, прощаясь с жизнью. Хотя был период Горбачевского и Лигачевского сухого закона, друзья доставали мне  и спирт и водку. Ночью пил один не пьянея, днем с друзьями. Семья была против пьянки, так как мешал им спать, но считал, что они не могут поставить себя на мое место и поэтому не понимают меня. Чувствовал себя уже отрешенным от жизни, и семьи, и будущего. Ночью,когда  оставался  один, собутыльником  был  магнитофон.  Включал  его  на  малую  громкость, чтобы  не  мешать  родным. И, почему-то,  трогала  известная  в  те  годы  песня: "Белая  береза, я  тебя  люблю...".

    Людей, выживших после операций с таким диагнозом в жизни не встречал. Наоборот, был наслышан, что после вскрытия грудной клетки течение болезни ускорялось. Знал много селикозников, скоротечно умерших после выхода на пенсию.

   В хирургии оказалось еще трое онкобольных. С одним из них с соседнего поселка сблизился, он был даже и не шахтером.

   Какими-то путями узнали, что если операция будет проходить менее часа, значит, хирурги успевают только вскрыть грудную клетку, убедиться, что операция уже бесполезна и снова зашить.

  Договорились, что будем засекать время операции друг друга и, не скрывая, сказать об этом, если что услышим о результатах, даже и неблагоприятных и безнадежных.

  Первому делали операцию моему земляку. Она закончилась через сорок минут. Внизу ждала конца операции его жена. Когда я сообщил ей, что операция закончилась, попросила меня вызвать к ней хирурга Рейша. Я выполнил ее просьбу.

  Рейш при мне сказал ей:
- Крепитесь, к сожалению, операция уже запоздала. Жить ему осталось 3-4 месяца.

  Проводил плачущую жену земляка за ограду клиники. Она сказала:
- Ой, что я расстраиваю и тебя. Тебе ведь тоже предстоит такая же операция.

  На что я ей ответил:
- Ничего. В душе мы уже смирились с любым исходом.

  Когда встретились с земляком в палате после реанимации, я не смог сказать ему всю правду, хотя и обещал ранее, как договаривались.

  Через неделю нам троим, оставшимся онкобольным, под наркозом сделали  биопсию  легких, и образцы отправили в г. Алма-Ата в онколабораторию на анализ. Состояние было мрачное. Постоянное нервное напряжение не отпускало ни днем, ни ночью. Организм уставал бороться с тягостными мыслями.  Было непонятно, толи ухудшается физическое состояние организма из-за болезни или воздействует самовнушение.
   
     Когда  на  свидание с  рудника  приезжала  жена, приходилось  спускаться  во  внутренний  двор  больницы  со  2-ого  этажа.  С  каждым  днём  организм  слабел  и  выходить  становилось  все  труднее  и  труднее.  Хотя  и  не  собирался  так  просто  сдаваться,  и  не  хотелось  верить  в  печальный  итог  жизни.

     Вспомнился  случай, когда  лежал  ранее  в  этой  же  хирургии.  В  палате  ночью  на  спинке  кровати  умудрился  повеситься  мужчина.  Не  знаю  его  диагноза  и  всех  обстоятельств, понудивших  его  сделать  это. Не  нам  его, не  менее  грешным,  судить.   Мыслей, конечно, подобных  даже  не  возникало. Надежда, хоть  и  зябкая, была  еще  жива.

  Еще через неделю двум собратьям по несчастью назначили даты предстоящих операций. Мне  почему-то  нет. Возникли мысли, что у хирургов есть сомнения в целесообразности операции, что упущен срок ее проведения. Спросил у лечащего хирурга, но он не стал ничего объяснять, сказав, чтобы лежал и ждал. Тогда я уверился в том, что я прав в своих предположениях о пропущенных сроках и решил для себя отказаться от операции, когда мне назначат дату ее проведения.

  Потом терпение мое закончилось и захотелось покончить с неизвестностью своей судьбы. Я вспомнил реакцию жены земляка после операции, когда я вызывал к ней Рейша.

  Во время очередного приезда  жены  Людмилы, убедил ее пойти на прием к Рейшу и узнать перспективы моего жизненного пути, полагая, что мне никогда не скажут правды, а жене должны сказать.
Сам занял наблюдательный пост, чтобы сразу увидеть реакцию Людмилы на разговор с хирургом, после ее выхода из кабинета.

   Людмила вышла в слезах, но, увидев меня, заулыбалась и сказала, что Рейш успокоил ее, что у меня не рак легких, а силикоз и меня направят в клинику профессиональных заболеваний. Я, будто недовольный чем-то, забурчал, что силикоз тоже плохо, в душе радуясь тому, что у меня вновь появился шанс на лишний  год  жизни.

  Не знаю, поняла ли Людмила мой ход или нет.  Хирург  Рейш  понял  и  даже  сделал  мне  выговор  за  то, что  я  подослал  жену.

  До сих пор не могу понять жестокость и безразличие врачей, не соизволивших хотя бы на день, на час раньше снять страшный диагноз и объявить это больному, когда день жизни с приговором на смерть может сломать человека. 

  Когда выписывался и прощался с больными, мне сказали:
- А ты молодец. С таким диагнозом, а вел себя достойно.
- Вы спали ночью, а знаете ли вы, спал я или нет – ответил им.

  Но  самое  парадоксальное  в  том, что  при  последующем  обследовании  в  Московской  Клинике  Гигиены, охраны  труда  и  профзаболеваний  при  Академии  Наук  СССР  не  подтвердили  и  силикоз - был  установлен  хронический  обструктивный  бронхит  пылевой  этиологии.

  В течение нескольких лет не мог летом загорать на солнце – тело покрывалось красными пятнами, по-видимому, из-за переоблучения при проведении множества рентгеновских снимков.
                .  .          .                .              .
  Через год, два после этого случая прочитал статью в газете «Труд». Женщине поставили диагноз уже неоперабельного рака легких и отправили домой умирать. Женщина стала готовиться к смерти, прощалась со всеми родными, постепенно теряя жизненные силы.

  Смерть не приходила. Решила съездить к сыну в Мурманск. По дороге в поездке ей уже потребовалась скорая медицинская помощь, так как силы покидали ее. В Мурманске сын устроил женщине в местном онкологическом центре консультацию.

  Врач – онколог дает заключение, что предъявленные рентгеновские снимки, привезенные женщиной, не ее, а являются снимками чьей – то мужской грудной клетки. Женщина вспомнила, что в один день с ней проходил обследование и плохо чувствующий себя мужчина и, значит, была возможность перепутать снимки.

   Так абсолютно здоровый человек умирал, а истинно больного,  по  чужим  рентгеновским  снимкам - считали симулянтом. Нечто подобное пережил и я.
                ….                …..С  медициной вспоминается  еще  один  случай, связанный  как-то  с  непроходимостью  пищевода.  Пища  иногда  вставала  комом  в  пищеводе, что  начинал  задыхаться.  Хирурги  по  симптомам  болезни  предлагали  уже  операцию  по  замене  пищевода  на  трубку.  На  вопрос: «А  что  будет, если  трубка  не  приживется?» - разводили  руками. Видел  в  жизни  мучеников  с  трубкой  вместо  пищевода.   Решил  для  себя – согласиться  только  при  угрозе  для  жизни, и  отказался.  И, как  показала  жизнь, оказался  прав.  Всё  прошло  само  собой.  А  может  и  помогла  другая  операция:  СПВ  и  операция  Ниссена.

   Так,  и  по  жизни, и в  шахте – какой-то  Ангел-хранитель  отводил  беды.  Какое-то  внутреннее  чутье  позволяло  принять  нужное  решение в  тот  или  иной  миг. Вероятно, так  и  у  каждого  человека.  И, дай  Бог, чтобы  это  было  всегда.  Значит,  зачем-то  ты  еще  нужен  в  этом  мире, и  в  мир  иной  тебе  еще  рановато.

Послесловие:

Продолжение  следует.


Рецензии
Прочёл... Мужество есть не только на войне..

Штабс-Капитан Овечкин   26.04.2013 09:15     Заявить о нарушении
СПАСИБО. Когда жизнь на край ставит - нет толка паниковать. Быть рядом со смертью приучила ГОРА -ШАХТА.

УДАЧИ ВАМ !!!

Леонид Третьяков   26.04.2013 15:00   Заявить о нарушении