Мой радиолокационный комплекс Алтай

         В сегодняшних информационных кругах просматривается тенденция  негативного освещения истории техники в СССР. Люди якобы работали из под палки и не могли что либо придумать и изобрести. Приведу несколько исторических фактов, непосредственным участником которых был сам.
       Из исторических материалов ОАО "Правдинский завод радиорелейной аппаратуры":
 
       "Серийное производство РЛК «Алтай» — сложного многофункционального изделия — потребовало становления научно—технических служб Правдинского радиозавода. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 126—57 от 05 февраля 1962 года в составе завода было создано Отдельное Конструкторское бюро (ОКБ) — преемник 16—го отдела и отдела главного конструктора. Первым начальником 16—го отдела, а затем ОКБ, был В.А. Куликов, главным инженером — А.В. Савровский. Этим же Постановлением были определены основные направления работы ОКБ, как разрабатывающего подразделения, и возложены задачи по модернизации радиолокационных станций, выпускаемых заводом, а также инженерное сопровождение производства РЛК, отработка технической документации при освоении в серийном производстве изделий, участие в испытаниях радиолокационных станций (РЛС), в т.ч. и в Государственных испытаниях.
    В ходе производства РЛК «Алтай» неоднократно претерпевал модернизацию. В те годы модернизированные РЛК 1РЛ118, 1РЛ118М, 1РЛ118МС (стационарный) являлись лучшими радиолокаторами кругового обзора в дециметровом диапазоне. Главным конструктором РЛК «Алтай» и её модификаций был С.А. Смирнов.
    Специалисты ОКБ непосредственно участвовали в изготовлении, регулировке и сдаче продукции, проведении испытаний на полигонах страны. Коллектив ОКБ формировался из выпускников высших и среднетехнических учебных заведений страны: Горьковского политехнического, Тульского, Рязанского, Таганрогского и Одесского институтов, Балахнинского энергетического техникума и специалистов предприятий радиопромышленности городов Горького, Мурома и др. В последующие годы, тогда ещё молодые специалисты, стали руководителями ОКБ и завода. Среди них — Ю.С. Коллегаев, А.Я. Буряковский, Е.Ф. Великанов, М.Ф. Поляков, И.А. Епифанов, Ю.В. Пантелеев, Ю.А. Силантьев, В.А. Радонежский.
    60—е годы XX века — это годы становления коллектива ОКБ под руководством начальника радиотехнического отдела В.П. Скибарко, начальников лабораторий Ю.С. Коллегаева, И.А. Епифанова, В.Н. Добровольского, В.Д. Канагина, В.П. Болдырева, В.И. Хлыстова, В.А. Мокрова, В.И. Баранова и начальников конструкторского подразделения — А.Я. Буряковского, Ю.А. Силантьева и В.А. Радонежского.
Первыми самостоятельными опытно—конструкторскими работами (ОКР), выполненными коллективом ОКБ, стали ОКР «Пирамида» и «Потенциал—63» по разработке аппаратуры контроля основных параметров РЛК «Алтай». Главный конструктор этих ОКР В.Ф. Карантиров.
    В 1964 году начальником ОКБ был назначен А.Я. Буряковский, а в начале 1965 года — Ю.С. Коллегаев. В этом же году в ОКБ была начата первая крупная ОКР «Кабина—64» по модернизации отдельных систем РЛК «Алтай». В результате была создана новая современная модификация РЛК «Алтай» — 1РЛ118М3. Главный конструктор ОКР «Кабина—64» А.В. Савровский. Эта ОКР была первым «боевым крещением» для разработчиков и конструкторов ОКБ. ОКР «Кабина—64» была успешно закончена в 1966 году, а в 1967 году был создан вариант размещения РЛК 1РЛ118М3 в «Линию».
    В 1966 году основные службы особого конструкторского бюро разместились в новом здании — корпусе № 8 завода.
    С ноября 1966 г. по апрель 1967 г. были осуществлены уникальные в истории ОКБ ходовые испытания РЛК 1РЛ118М3 в транспортном положении. Были успешно пройдены 3000 км в степях Астраханской области. В испытаниях от ОКБ участвовали конструкторы Д.А. Попова и Р.Р. Ефимычева.
    В период с 1966 г. по 1968 г. под руководством В.С. Кулышева были проведены полигонные испытания РЛК 1РЛ118М3.
    С 1966 г. по 1970 г. были проведены актуальные ОКР: «Пеленг—1», главный конструктор В.Д. Канагин; ОКР «Фиалка» и «Тантал—А» по встраиванию в РЛК наземных запросчиков, главный конструктор Б.В. Курицин; ОКР «Шкаф И—8», «Фаза», главные конструкторы Е.М. Скорняков и Б.В. Курицин.
    В 1968 году состоялась защита технического проекта новой крупной опытно—конструкторской работы «Кабина—66». Главным конструктором ОКР был назначен Ю.С. Коллегаев, заместителями А.Г. Тихонычев, Ю.В. Пантелеев, А.В. Савровский, В.А. Радонежский".
Многих из перечисленных замечательных тружеников завода знаю лично и с удовольствием с ними общаюсь. Это преданные своему народу и своей Родионе специалисты.
Из истории Правдинского конструкторского бюро при Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры:

            "Восьмидесятые годы были наивысшим расцветом Конструкторское бюро при Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры как в интеллектуальном, так и в техническом развитии.
             В начале 90-х годов заместителем директора ПКБ был назначен В.Г. Гурбич, заместителями главного инженера – В.П. Болдырев, А.Г. Тихонычев.

             Большая роль в проводимых Правдинским конструкторским бюро научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах принадлежала опытному производству, которое воплощало замыслы работников и конструкторов в реальные образцы. Начальниками опытного производства ПКБ были: Ю.С. Комлев, Г.Ф. Волков, В.А. Акишев, В.А. Спорышев, В.А. Жиров, С.А. Каленов, Ю.К. Колпиков. Огромный вклад в непосредственное изготовление блоков, узлов, деталей изделий внесли рабочие ПКБ: электромонтажники, слесари-сборщики, токари, фрезеровщики, сварщики, которые являлись поистине кадровым «кладом» для ПКБ.
В 1994 году директором ПКБ был назначен Леонтий Прокофьевич Демяносов.
Начавшаяся в стране в девяностые годы перестройка поставила предприятие в тяжелое финансовое положение из-за резкого снижения количества заказов на спецтехнику и свертывания НИР и ОКР, в связи с этим было не осуществлено и производство РЛС 88Н6.

            В самые трудные для предприятия годы руководство ПКБ прилагало немало усилий для поддержания статуса предприятия, как разрабатывающего новую технику, сумело сохранить работоспособность трудового коллектива, освоив такие направления деятельности как проведение всех видов ремонта РЛС, разработанных предприятием ранее, ремонт с продлением ресурса и проведением модернизации изделий по бюллетеням.

           Генеральным директором ОАО «ПКБ» был назначен Л.П. Демяносов, главным инженером - А.Ф. Денисов, заместителями генерального директора – В.Г. Гурбич, В.П. Болдырев, В.Д. Ястребов.

        Необходимость совершенствования управления производством и повышения экономических показателей предприятия, выполнение предстоящих задач в новых условиях российской экономики потребовали от руководства осуществить реструктуризацию предприятия. В конце 2005 года согласно программе реструктуризации и развития на ОАО «ПКБ» и ОАО «ПЗРА», началась реорганизация производственных и тематических подразделений и оптимизация структуры управления с перспективой создания научно-производственного объединения.

          В 2005 г. генеральным директором ОАО «ПКБ» и ОАО «ПЗРА» был назначен В.Г. Гурбич, главным конструктором ОАО «ПКБ» – В.Д. Ястребов, директором по производству опытных образцов – В.В. Мохин.

           В 2001 году в ПКБ было освоено в производстве и серийно выпускалось по 2010 г.  изделие 98П6 - автоматизированное выносное рабочее место штурмана наведения РЛС 22Ж6М на базе индикатора кругового обзора «ПИКЕТ». С 2005 года начат серийный выпуск модернизированных радиолокаторов 5Н87 – РЛК 5Н87М.

          С 1992 года ПКБ осуществляет работы по фирменному, капитальному ремонту и модернизации находящихся в эксплуатации изделий 5Н87, 64Ж6, 22Ж6М, 27П6, ПРВ-13 и систем автономного электроснабжения (САЭС) различных типов.

         Серийному выпуску каждой новой РЛС или другого изделия всегда предшествует огромная организационная и творческая работа коллектива ПКБ: согласование с Заказчиком технических характеристик, выполнение эскизного и технического проекта, разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца, испытания аппаратуры изделия, устранение замечаний Заказчика, согласование и утверждение конструкторской документации для серийного производства, отработка документации в ходе производства. Задачи, которые ставились перед ПКБ, как правило, превышали возможности: и численность инженеров, и оснащенность опытного производства, зачастую были явно недостаточны для выполнения заданий в планируемые сроки. Документация, макеты и опытные образцы новых изделий рождались путем невероятных усилий специалистов, делавших всё возможное и невозможное. И только благодаря дружной и самоотверженной работе, атмосфере товарищества и взаимовыручки, благодаря энтузиазму, стойкости и высокой квалификации ведущих специалистов и всего коллектива ПКБ удалось и удаётся преодолевать все возникающие трудности.

         За период становления и развития ПКБ элементная база радиосхем неоднократно изменялась. Радиолампы заменили на транзисторы, функциональные узлы, микросборки, микросхемы. Развивалась микроэлектроника и новая микроэлектронная технология. Быстрыми темпами внедрялась вычислительная техника, аналоговые схемы заменялись цифровой обработкой сигналов. Все это принципиально изменяло подход в проектировании систем РЛС, требовало постоянного пополнения знаний, нового инженерного мышления.

               Совместная напряженная работа ПКБ и завода позволяла сокращать периоды разработок и освоения новой техники в производстве, обеспечивала выполнение годовых и пятилетних государственных планов, находящихся в прошедшие годы под непосредственным контролем Совета министров СССР и ЦК КПСС.
Правдинское конструкторское бюро – предприятие, созданное в 60-е годы для разработки новой техники, успешно справилось с поставленными задачами, и его коллективу есть чем гордиться. Коллективом ПКБ выполнено более пятидесяти ОКР и более семидесяти НИР, получено более семидесяти авторских свидетельств на изобретение.

         Все многочисленные разработки ПКБ, проведенные коллективом за эти годы, были выполнены на высоком техническом уровне: опытные образцы РЛС прошли Государственные испытания, большинство разработок освоены в серийном производстве и хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, а одна из разработок – РЛК 5Н87 - удостоена Государственной премии СССР".
         История развития ПКБ и завода говорит о четкой и слаженной работе и  взаимодействии разработчиков, конструкторов и серийного производства военной техники. Городское образование Правдинск, по сути градообразующим которого являлся завод, сократили и объединили с городом Балахна, Нижегородской области.
Правдинск остался в статусе микрорайона.
          Теперь предлагаю зайти к историческому процессу с другой стороны.





                УЧЕБА
             Красноярское радиотехническое училище ПВО в конце 70-х годов проводился расширенный набор курсантов.  В 1967 году пройдя очень большой конкурс, я поступил на первый курс. Радиотехническим войскам  требовались высококлассные специалисты, как техники, так и инженеры. Инженеров готовило Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО.  Второе училище – Вильнюсское радиотехническое училище ПВО, также как и Красноярское радиотехническое училище ПВО готовило высококлассных техников.
            Тактика руководства нашего училища по повышению качества подготовки специалистов для радиотехнических войск  была следующая – на первый курс набирали курсантов  в полтора раза больше чем положено по штату. Это позволяло поступить ребятам из глубинки со слабой школьной подготовкой, даже на тройки и иногда и двойки, полученные на вступительных экзаменах. Практика показывала, что многие из них впоследствии  упорно грызли гранит науки и добивались хороших результатов. Первая и последующие сессии отсеивали значительное  количество недисциплинированных и ленивых курсантов. А уже к концу обучения в ротах вместо ста человек выпускалось до 70-60 курсантов. Таким образом, в среднем, за первым и выпускным курсами  в училище сохранялась общая численность в пределах положенных штатов.
          В середине второго курса командир батальона подполковник Кусаковский Анатолий Иванович  построил нашу восьмую роту и объявил:
          - Товарищи курсанты вашей  роте доверена большая честь – изучать и осваивать новейший современный радиолокационный комплекс «Алтай».
           - Хочу предупредить о бдительности и соблюдении государственной тайны – в письмах домой родственникам и друзьям ни в коем случае не упоминать даже о названии комплекса.

             Началась усиленная подготовка. Из далекого Балахнинского  завода радиорелейной аппаратуры приходили  толстые тома технических описаний и инструкций по эксплуатации. В книгах, так называемых «синьках», выпускаемых светокопированием - буквы  печатной машинки едва  обозначались.   Электрические и принципиальные схемы приходили также на светокопиях оранжевого цвета. Все это читались с трудом.  Помогла смекалка.     Преподаватели и лаборантки–чертежницы корпели по ночам, но на занятиях уже висели длинные, на всю стену синие и розовые детские клеенки. Тушью на клеенках рисовали радиосхемы комплекса. Особенно длинные были схемы автоматики. При освоении огромного количества схем комплекса помогали знания, полученные у подполковника  Козырева  на  цикле  радиотехники  под  руководством   полковника    Г.Е. Билюбы. Многие узлы дальномеров комплекса были унифицированы с радиовысотомером ПРВ-11 . Это облегчало изучение и впоследствии и эксплуатацию комплекса. Хотя были нестыковки, например - одинаковые казалось блоки питания БИ-05 на высотомере имели питание автоматики 27 Вольт а на дальномере 110 Вольт.
            К концу второго курса на учебный центр училища поступил первый комплекс «Алтай». Нас во внеучебное время, в том числе по выходным, отправляли оказывать помощь в разворачивании комплекса. Даже при использовании курсантов в качестве грубой рабсилы мы получали громадное удовлетворение. На заранее насыпанные горки выкатили два дальномера и два высотомера. В углубленных укрытиях устанавливали громадное количество аппаратных кабин и системы электроснабжения. На колышки аккуратно вывешивали километры силового и сигнального кабеля. К середине третьего курса начались практические занятия. Энтузиазм преподавателей передавался и нам – мы проникались причастностью к сложнейшим техническим решениям в новом комплексе, сгусткам инженерной мысли, реализованным в железе.
           Много раз настраивали фазовые каналы в квадратурах когерентного приемника. Ловили на осциллографе «разрезку» и «размытие» до совершенства.  Применение мощных магнетронов в режиме «без накала» за счет вторичной эмиссии позволяло улучшить спектр прибора, следовательно, и повысить эффективность работы системы подавления пассивных помех. Сложные настройки аппаратуры защиты от пассивных помех повторяли многократно и доводили до автоматизма. Нужно было точно настроить спирали потенциалоскопа, чтобы аппаратура работала наиболее эффективно. Чтобы запомнить литеры четырех магнетронов, которые были настроены на соответствующие частоты, преподаватели придумали мнемоническое правило по первым буквам: «Галя Едет Искать Мужа». На занятия иногда приходил начальник цикла матчасти полковник Ефремов. Преподаватели майор Казаков, капитан Будник, капитан Задков  «разжевывали» учебный материал, особенности комплекса, а практические занятия закрепляли полученные теоретические знания. Особенно тщательно изучали систему электроснабжения комплекса. Действия электромеханика в ЦРП - центральном распределительном пункте управления электростанциями теоретически были хорошо изучены. Был, конечно, один серьезный недостаток - поставленный комплекс на учебный полигон, существенно отличался от модернизированных комплексов П-80М2, массово поступающих в войска в то время. Система вращения дальномеров была построена на электромагнитных усилителях. Система электропитания состояла из большого количества  прицепов с четырнадцатью электростанциями  АД-30х400 Гц. 
Новые комплексы, ввиду высоких требований к обеспечению синхронизации вращения  были выполнены с гидроприводом вращения.
         На полигоне не было недавно разработанных систем электроснабжения на современных дизелях 1Д6. Зато на цикле автотехники, двухметрового роста майор Поливанов громогласно «вбивал» в нас знания по эксплуатации дизелей. Эти фундаментальные знания в дальнейшем пригодились на протяжении всей службы. Курсанты к концу третьего курса в основной массе могли эксплуатировать сложнейший радиолокационный комплекс. В марте 1970 года было принято решение отправить нас, будущих лейтенантов на стажировку в войска.
          Правдинский завод  стремительно наращивал выпуск новейших радиолокационных комплексов. При этом он от комплекта к комплекту проводил силами Правдинского конструкторского бюро совместно с Всесоюзным НИИ радиотехники  модернизацию направленную на улучшение технических  и тактических характеристик. Наиболее совершенный в этом отношении модернизированный комплекс П-80М массово шел на вооружение не только радиотехнических войск ПВО, но и в качестве средства разведки ЗРК С-200.

                КАРШИ. УЗБЕКИСТАН
          В Ташкент прибыли в середине марта и после суровой красноярской зимы попали в лето. Построение на перроне вокзала проводилось  еще в шинелях. Подполковник Кусаковский еще раз проинструктировал о сложности и важности поставленной задачи и призвал нас, соблюдая дисциплину получить  от стажировки максимальную отдачу.
          Яркое солнце средней Азии жгло лица, шеи привыкших к суровой Сибири курсантов.
Радиотехнический батальон рядом с поселком Карши, точнее место называлось Ханабад,  только что получил новейший комплекс последней модификации.  Батальон обеспечивал полеты трех авиационных полков. Мы попали на годовые регламентные работы. Повезло, что на комплексе были два офицера -  выпускника КВИРТУ. Понятно, что наши теоретические знания нельзя было даже сравнивать, но практически мы уже могли настраивать комплекс без громоздких книг технических описаний, по памяти, что было для выпускников КВИРТУ недоступно. 
        Особенно нравилось работать на центральном распределительном посту (ЦРП)  энергопитания. Мнемонические схемы управления распределением питания позволяли переходить с одного дизель-генератора на другой, без выключения аппаратуры, как только погасала лампочка синхронизации.  Комплекс в батальоне работал практически круглосуточно - обеспечивал полеты трех авиационных полков  истребительного ПВО, разведывательного и полка ВВС.  В то время на каждой кабине были техники из солдат срочной службы.  Тогда никто не заикался о профессиональной армии так, как сейчас кричат об это по поводу и без. Но все сержанты – техники дальномеров, технического поста,  модуляторной  кабины,  радиовысотомеров и ЦРП были  со средним техническим образованием, как правило, выпускники радиотехнических техникумов. Они обладали хорошими практическими знаниями матчасти  полученными в учебном центре, расположенном в Кулябе. Мне довелось сдружиться с сержантом Андреем Новиковым,  выпускником  Новосибирского радиотехнического техникума и, не стесняясь, я учился у сержанта азам, в том числе  боевой работе на комплексе.
На стажировке пришло системное понимание работы комплекса, взаимодействие всех его элементов.
         Я всегда поражался полету инженерной мысли разработчиков  при реализации аппаратуры комплекса.
Подвижный помехозащищенный РЛК "Алтай" предназначался для обнаружения, наведения истребителей на самолеты противника и целеуказания зенитным ракетным войскам.
Комплекс конечно можно было условно назвать подвижным. Согласно описанию он разворачивался на позиции в течение 14 часов дневного времени. На самом деле в течение недели прицепы расставляли на позиции, прокладывалось и  подключалось кабельное хозяйство, а прибывшая из Правдинска бригада регулировщиков в течение двух-трех недель вводила комплекс в строй. Предполагалась что транспортировка по шоссейным и грунтовым дорогам должна была производится  тягачами КрАЗ-214, но к перевозке имущества комплекса на самом деле привлекали практически все транспортные машины батальона.  Общая потребляемая мощность РЛК «Алтай»  составляла 250-300 кВт,  что предполагало использование 3-х 400 герцовых и 2-х 50 герцовых дизель-генераторов .
        Дальномерная часть комплекса состояла из  двух кабин в составе четырех самостоятельных приемно-передающих канала, работающих каждый на свою антенну. В каждом  дальномере были расположены два канала. Передатчик дальномера был выполнен на магнетронах МИ-185. Магнетроны имели 4 фиксированные частоты литера мирного времени и четыре литера военного времени. 2060-2550, 2560-2690 МГц.
Антенны дальномеров, развернутые на 180 градусов, использовались – одна  для обзора пространства по нижним углам места, другая - по верхним углам места. Дистанционно управляемая из технического поста система переключения путем коммутации волноводов позволяла перекинуть каналы «крест накрест», а гидропривод наклона антенны позволял осуществлять дистанционно изменение положение наклона антенн дальномера, что позволяло осуществлять гибкую пространственно–частотную защищенность от активных помех и менять по своему усмотрению зоны обнаружения по высоте.
       Рубежи обнаружения  дальномерных каналов комплекса формировались  по дальности  от 500 метров  до 400 километров.  Кабины дальномеров вращались  синхронно со скоростью 6 или 3 оборота в минуту.  Синхронность вращения обеспечивал мощный гидропривод, который принес инженерам комплекса немало хлопот на Крайнем Севере.
        Гидропривод представлял из себя следящую систему с гидронасосом на масле МГЕ-10А и управляемой с помощью люльки гидронасоса 2Д№10 которая отвечала за производительность насоса. По магистралям высокого давления масло под большим давлением «крутило» два гидромотора, что обеспечивало синхронное вращение дальномеров между собой, либо от внешнего источника вращения по сельсинному приводу. Гидроприводы позволяли снизить динамическую ошибку слежения по вращению кабин, которая составляла не более 5 минут.
Масштабы работы индикаторов кругового обзора были 200, 300 или 400 км. В индикаторах были применены большие яркие электронно-лучевые трубки диаметром 450 мм, позволяющие наблюдать диаметрально воздушную обстановку в укрупненном масштабе. Аппаратура запуска выдавала запуск на все устройства комплекса, что позволяло работать без несинхронных помех.
             Кроме того, диаметральная развертка позволяла  отображать на индикаторах высотомеров «азимут-дальность»   воздушную обстановку для более оперативной работы оператора высотомера.
             Оператор радиовысотомера в «ручном режиме»  по целеуказанию оператора дальномера определял  высоты полета воздушных целей в зоне углов места от +0,5 до +30 градусов до высот 34 км. Каждый высотомер мог работать в секторном режиме обзора по азимуту (секторы - 150, 750, 1650), в режиме кругового обзора со скоростью вращения антенны 6-7,5 об/мин. или в режиме ручного сопровождения. При работе в режиме кругового обзора в поздних модификациях информация отображалась на экране азимут –дальность высотомера, что позволяло использовать высотомер в качестве дальномера.  Частота качания зеркала антенны в вертикальной плоскости могла меняться  от 10 до 30 двойных взмахов в минуту.
Закончилась стажировка. Далеко остался радиотехнический батальон Карши.
               

                ОКОНЧАНИЕ УЧИЛИЩА. УЧЕБА В АКАДЕМИИ

       Выпуск. Торжественный марш. Прощание с училищем. Лейтенантские погоны. Звание лейтенант–технической службы. И… снова училище, теперь уже в качестве начальника лаборатории П-80 – инструктора практического обучения. В училище был отгружен комплекс П-80М «убитый» на полигоне Капустин Яр и подлежащий списанию. Начальник цикла матчасти, теперь мой непосредственный начальник полковник Н.А. Ефремов поставил задачу:  к началу учебного года развернуть в учебных классах несколько стендов П-80 по настройке системы запуска, приемных устройств индикаторных устройств и главное, системы подавления от пассивных помех на капризных потенциалоскопах.
        Работу начал в июле, а закончил в начале сентября. К сожалению, все преподаватели находились в отпуске - приходилось все делать самому. Вначале разработал состав стендов и электрические схемы их подключения. Сварил стойки каркасов шкафов и вместе с техником лаборатории прапорщиком Смирновым установил шкафы списанного  комплекса.  Работа кипела днем и зачастую ночью. 
Полковник Ефремов выразил благодарность за своевременный ввод стендов в классах, и третий курс приступил к занятиям.
Работа по обучению  курсантов помогала совершенствовать  и свои знания. Впереди была учеба в Харьковской военной инженерной Академии ПВО. После выпуска мне было присвоено звание инженер-капитан.
         В конце 70 годов силами Правдинского ОКБ в рамках ОКР «Кабина-66» был создан замечательный комплекс 5Н87. Комплекс пришел на смену П-80, вобрав в себя наилучшие технические решения.  На полигоне учебного центра Академии в Чугуеве был развернут учебный (однодальномерный)  комплекс 5Н87. Комплекс был знакомым и незнакомым.  Практика показала правильный путь дальнейшего развития комплекса. По философским законам количество перешло в качество. Это был более совершенный комплекс с новыми современными на то время техническими решениями.

                СЕВЕР. НИЖНЯЯ ЗОЛОТИЦА

             Прибыв на Север по распределению для дальнейшего прохождения службы после окончания Академии был распределен  начальником службы вооружения 45 радиотехнического полка п.Васьково, что под Архангельском. С родным комплексом встретился практически сразу. Готовились большие учения и необходимо, чтобы пункт наведения ИА (истребительной авиации), который располагался на базе  батальона, был на высоте и не подвел.
    Командир полка полковник Тарасов Валентин Петрович ставил задачу:
         - Завтра утром в 9.00 вертолет на Нижнюю Золотицу. Вам, - обратился ко мне, - вместе со старшим лейтенантом Рябцевым привести в полный порядок по всем параметрам технику батальона. Задача ясна? Выполняйте.
           В иллюминатор вертолета  увидел на горках неподвижный комплекс. Работала только РЛС П-14 , обеспечивая вместе с радиовысотомером ПРВ-13 проводку вертолета. Командир батальона подполковник Бейчуков встретил сухо, сославшись на хозяйственные дела, практически устранился от подготовки техники к работе.
Началась работа по «оживлению» комплекса. По своей наработке комплекс уже давно выработал свой ресурс. Хочу сказать, что запас  прочности у этого П-80  оказался большим и списан он был только через пять лет интенсивной работы после описываемых событий.  Начал работу и по привычке параллельно учил начальника комплекса.
         Передатчик -  проверили все шкафы модулятора – куда никто не заглядывал давненько. Высокое напряжение в десятки киловольт через вентиляционные люки притягивало разный мусор, а влага (батальон стоял на берегу Белого моря)  вызывала значительные пробои. Проверили уровни масла в накопительных линиях. Поменяли сгоревшие кенотроны высоковольтного выпрямителя. Поменяли тиратроны модулятора, благо их на складе было много.  После чистки и сушки модулятора поочередно перешли в дальномерные кабины. Каждый магнетрон настроили по токам накала и без накала, используя анализатор спектра АС-01.  «Жестили» замененный неисправный магнетрон Ми-185. Показал, как это нужно делать. Поначалу давая повышенный ток накала, затем снижал до появления пробоев, опять немного возвращал шлиц тока накала обратно. Перешли к приемной части с помощью частотомера Ч2-9А установили частоту гетеродина на 30 мегагерц ниже  основной. На нескольких каналах гетеродины настроены на зеркальные частоты, что резко снижало дальность обнаружения целей.
АПЧ - автоматическая подстройка частоты гетеродина. Убрал веревочки, которыми были привязан диск перестройки гетеродина – его из-за неисправности уводило в сторону от оптимальной настройки. Заменили неисправные лампы в усилителе постоянного тока АПЧ 6Н6П.  Настроили – держит как штык и никакими уводами в сторону не сбить автоматической подстройки частоты.
Вижу, что инженерам комплекса понравилась такая работа. Дольше разбились на группы и приступили к настройке фазовых каналов в каждом приемнике дальномера. Дальше уже они самостоятельно настроили приемные каналы и добились высокой чувствительности, которая измерялась с помощью шумовой лампы через коэффициент шума. Через пару часов встречаемся у самого запущенного участка блоки - ФП и КВ. Блоки ФП – защита от несинхронных помех,  выполнены  на потенциалоскопах, а блоки КВ блоки череспериодной компенсации отражений от неподвижных предметов, также реализованы на потенциалоскопах. Открываем круглые крышки - на  потенциалоскопах непонятные «загигулины»  близко не похожие на спиральную развертку.
         - Как не крутили настройки не получается – посетовал инженер комплекса. 
          - Все начинается с блоков питания  - я продолжил учебу дальше. Прибором АВО5 меряем напряжение на каждом субблоке БС-125. 
          - Видите, напряжение 130 и не регулируется шлицом настройки. Неисправен стабилитрон или регулирующий мощный транзистор, - сделал я заключение.
Включаем паяльник - уже глубокая ночь, а работа кипит. Заместитель командира батальона по тылу майор Бут стучится к нам в прицеп со свертками бутербродов и горячим чаем. Как раз вовремя.
           Меняем неисправные детали  в блоках питания и  часа  через два все блоки исправны.
          Спирали потенциалоскопов четко становятся на свои места. Дальше переходим к настройке индикаторной аппаратуры. Офицеры, почувствовав, что комплекс ожил, уже самостоятельно с энтузиазмом настраивают индикаторы кругового обзора, подбирают нужную яркость. Нам повезло, что на двух радиовысотомерах на своем месте оказался прапорщик Здоров. Мельком посмотрел на индикатор высотомера и на приборы понял, что высотомер в хороших руках. Вместе с выпускником КВИРТУ старшим лейтенантом Рябцевым проверяем окончательно работу комплекса.
Доклад на КП полка – комплекс П-80 к бою готов. Вот и контрольные цели. Штурман уверенно наводит истребители Талажского авиационного полка  на контрольные цели по индикаторам кругового обзора П-80 установленным в штурманском зале рядом с индикатором высотомера.
В дальнейшем комплекс попал в надежные руки лейтенанта Александра Кислухи, выпускника КВИРТУ и выполнял задачу еще долгое время.

    После окончания службы с удовольствием взаимодействовал с предприятием. Много было работ на Правдинском метеополигоне, где проходила доводка и испытание новейшей военной техники. Проходя по Правдинскому радиозаводу,  увидел на громадном стенде две фотографии комплекса П-80  в Нижней Золотице,  подаренных мною генеральному директору завода Гурбич Владимиру Григорьевичу.

    Несколько раз наблюдал на экране комплекса П-80  в радиотехническом батальоне Шойна, что на Канином носу отметки от американского самолета разведчика СР-71. Комплекс обнаруживал его на дальностях до 370 километров. 
   Радиолокационный комплекс боевого режима дальнего обнаружения П-80  оказался надежным, с большим запасом прочности  локатором, верной  службой на Севере заслуживший уважение многих поколений радиоинженеров. Радиолокационный комплекс П-80 вызывал, и будет вызывать чувство гордости за нашу Великую страну, советскую науку и нашу промышленность.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.