Пространство пустоты
Обычный серый московский вечер. На календаре – февраль. Наверное, где-то и царствует красавица-зима, но только не у меня. За окном – какая-то противно-подозрительная белая субстанция, перемешанная с грязью. Я уже привык к этому. Сегодня я выдержал только полдня: поел, да включил на пару минут свой телевизор. Ничего хорошего, ничего нового – как и всегда.
Окончательно выбившись из сил, в 4 вечера я лёг спать. В этот раз мне удалось заснуть быстро, несмотря на то, что в голове продолжался хоровод из унылых и гнусных мыслей. Ничего нового. Обычный серый московский вечер.
<…>
Проснувшись, я понял, что уже потерял ориентацию во времени. Но это не особо беспокоило. Было тихо – и это меня радовало. В последнее время я полюбил тишину. Они постоянно куда-то торопятся, спешат к вечной, навязчивой самореализации. Кто-то хочет быть крутым бизнесменом, другой мечтает о том, какая красивая у него будет жена. Весь мир заточен на получение удовольствия и выгоды – как же это наскучило! Из поколения в поколение им это не надоедает.
<…>
Я не хотел глушить свою совесть, но по-видимому начинал это делать. Стремление оторваться от этого мира, уехать куда-нибудь далеко, “в счастливую страну”, были несколько эгоистичны, но в моём понимании, наверняка, оправданы. Последние месяцы выдались на удивление трудными и беспомощными. Слёзы уже стали чем-то слишком привычным, и даже успели надоесть. Тяжесть души становилась всё больше и больше. Изо дня в день мне казалось, что я – лишний в этом обществе потребления. Играть по их законам? Вздор!
Да, когда-то я стремился быть таким, как все. Но не сегодня.
<…>
Cамый быстрый и лёгкий путь в жизни –из комнаты на кухню, и обратно. А ещё, он самый приятный. И все они знают об этом. Понятие о любви, сострадании, понимании для многих просто стёрлось или превратилось в пыль. Важные, деловитые, они отправляются из дома на работу, с работы – домой. И так – каждый день. И больше ничего. А слова, мимика, жесты – всё лживо. Зачем? Потому что так удобно.
Наш мир отравлен пустотой и бессмыслицей. Этот яд действовал и на меня. В ту секунду я понимал, что могу заболеть им полностью. Могу, но не хочу! Уж лучше быть одному, чем в стаде. Лучше быть нерадостным, чем изображать из себя вселенский смех. Лучше. Идти по дороге, слушая музыку, нежели вести разговор о чём-то вечно полезном, хорошем. Больше всего раздражают эти дурацкие “диалоги”:
- Привет! Как дела?
- Привет! Хорошо. А у тебя?
- У меня тоже.
И всё. Словарный запас закончился.
< … >
А ещё меня забавляло быстро идти по дороге, слушая любимую песню. Всё-таки гении, которые делали такую – настоящую музыку, ещё не перевелись, хотя с каждым годом их становится всё меньше и меньше – и это удручает. Попса захватывает умы. Попса, кругом попса. Обидно.
Когда-то я любил строить из себя супергероя, способного спасти мир. Тогда мне ещё было невдомёк, что крутые с виду, как правило – пусты внутри, потому что все силы отдают на это “крутовство”. И этим всё заканчивается. “На виду и других” – это страшная опиумная формула, не позволяющая тебе быть свободным, без всяких “масок”, и уж тем более – принимать свои решения. Так, общество и этот падший мир ставили человека в угол. И окончательно добивали выстрелом из “оружия пустоты” – самого могущественного в 21 веке.
А я был готов спасти целый мир, всё человечество, но только не самого себя.
< … >
Мне не нравился мир и это общество, но тем не менее, я ничего не хотел менять. Ни в себе, ни в других. Парадокс. Казалось, добро и зло на двух чашах равноценно звали меня к себе. Но так уж устроено, что чем чаще ты выбираешь путь зла, тем больше толкаешь себя к обрыву, отдаляясь от Бога, от Вечности.
Спустя века, наша жизнь теряет истинный смысл. Тех, кто считал, что Земля круглая, в своё время сжигали на костре. Что оказалось? Правда победила. Сколько людей пострадало за свою веру в 20 веке? Я называю его – “самым кровавым и ужасным веком в истории человечества”. И их Правда победила. Свою кровь они отдали за Христа.
Но сейчас на дворе 21 век, век потребления. Часто моё сердце рвётся пробудить других, и так часто этот порыв терпит поражение. То, что нужно было однажды понять – тот, кто ставит себя в центр жизни, обречён на провал во всех смыслах. Он несвободен и его ожидает страшная погибель.
“Почему страшная?” – спросит меня кто-то из веселящейся толпы народу, и ещё больше начнёт хохотать. Да потому что прожить пустую жизнь с мешками денег, облизываясь от удовольствия – это тоже страшно. Очень страшно. Пустота съедает сердца людей без остатка, делая их безумцами, и тем самым – прекрасно выполняет свою задачу.
< … >
У всех свои проблемы. Как часто приходится слышать – “у тебя, что, своих проблем не хватает, куда ты лезешь?!” Так они убивают, быть может, реальный, настоящий человеческий порыв сделать другому добро. И расходятся по разным углам “ринга” – кто-то отправляется к любимой жене на вкусный ужин, кто-то счастливый топает на свидание. А время безропотно, крикливо проносится и проносится. Страх потерять себя и своё завладевает умами людей. Страшно – это когда отключаешь сердце. Вот это по-настоящему страшно! Всё остальное, так или иначе, можно преодолеть.
А кого-то ждёт пустая улица с потухшими фонарями и грязными тротуарами. Обычно этот “кто-то” – обыкновенный человек, внешне ничем не отличающийся от других. Внешне, но не внутренне.
Вы же и сами наверняка знаете, дорогой читатель, как часто, проще надеть “маску” радости, нежели показать миру реального, настоящего себя, а не того человека, которого желает видеть общество. “Быть таким, как все” – это всего лишь внешняя обманка, хотя и хорошо упакованная. Чем этот “кто-то” отличается от остальных? Он ещё не заглушил своё сердце и совесть. Но со временем может это сделать. Заманчивый, но такой обманчивый “вихрь пустоты” многих уносит вдаль от реальности.
< … >
Так и плывёт наша жизнь – моя и твоя. Во что ты веришь, дорогой читатель? Вон, посмотри, почти все говорят: “Нас всех ждёт один конец – мы все умрём. А что из этого следует? Хотя бы здесь, на земле, оторваться на полную катушку”. Когда-то и я был таким. Но чаще не потому, что свято верил в эту, уже можно сказать – “идеологию”, порядком приевшуюся в этом мире, а потому, что был в отчаянии от таких суждений о нашем существовании.
И теперь я решил рассказать об этом тебе. Рассказать, потому что не могу больше молчать. Рассказать, потому что душа и совесть изнывают. Рассказать в надежде на то, что ты меня поймёшь.
Но если и не поймёшь, я не обижусь. Возможно, вскоре ты тоже что-то осознаешь, когда откроешь своё сердце правде и реальности. Не бойся потерять то, что кажется незыблемым для тебя в этой жизни. Не бойся стать другим. Не бойся, что скажут о тебе те, для которых внешнее важнее внутреннего.
И если ты читаешь эти строки, я хочу сказать тебе прямо сейчас: Друг! Жизнь иллюзорна и незаметно пролетает для человеческого ума, но не для сердца. Вот ты родился, выучился, работаешь, имеешь семью, детей, получаешь хорошую зарплату. Вот твои дети выросли и обеспечили тебе безбедную старость. Вот перед тобой ВСЁ, о чем ты грезил в мечтах, чего хотел, к чему стремился.
А что потом? Потом у всех по плану предстоит унылая подготовка к смерти. Поистине, старость немощна, а у многих ещё и по-настоящему, пронзительно печальна. Это – страшное сочетание. Что мы можем знать об этом, будучи молодыми? Кажется, мы готовы свернуть горы, перед нами такой интересный, прекрасный, полный мир, который можно изучать бесконечно. Кажется, что вся жизнь у нас впереди, и мы – однозначные и полноправные её хозяева.
Как печально потом возвращаться в реальность из этих юношеских, несбыточных мечтаний! “Несбыточных” – потому что такая жизнь в обществе потребления заканчивается унылой, серой, для кого-то уже очередной, и это страшно – привычной – смертью.
Оказывается, мы проиграли. У нас есть всё, но жизни нет. То, что мы считали за счастливую жизнь, рассыпается в пух и прах, когда будучи стариками, наш любимый и родной внук не может помочь, убегая на очередную вечеринку.
“Мы сами были когда-то немного сумасшедшими, это – молодость, это – нормально”. А потом старикам остаётся только тихо страдать от того, что им, по сути, даже не с кем поговорить. И от всего этого становится грустно. И больно.
“Но зачем выдавать свою боль?” – думают они. “У него учёба/работа/семья, в конце концов! Что до меня? Я уже прожил (-а) свою жизнь, она была трудной, но счастливой (но, Боже, кого я обманываю, ведь каждый день всё было так предсказуемо!)! Он проживёт лучше, будет по-настоящему счастлив, я уверен (-а)”.
А у самих из глаз слёзы. Душа всю жизнь рвалась на свободу, но глухие стены “это моё!” постоянно держали её в клетке лжи и закрытости от мира и от людей.
Жизнь поколений превращается в “цикличную воронку пустоты”. Всё идёт как бы по написанному ранее сценарию и люди считают, что это абсолютно нормально.
Эх, пустота! Хотел бы я, чтобы ты была истреблена ещё в молодости…
< … >
Многие скажут мне: “Какой ты нудный! И это в 18-то лет!”. Но, простите, я не подписывал никаких бумаг и договоров о том, что обязан день ото дня работать шутом и клоуном. Уже сейчас, в 18 лет (!), я чувствую себя "умудрённым стариком", и это полностью меняет мой взгляд на мир, людей и всё происходящее вокруг. Нет, я не скажу, что читал много книг или часто общался с умными людьми. Жизнь как бы сама открывала мне свои, какие-то глубинные, но вместе с тем – совершенно простые и понятные – тайны. Что такое жизнь? Тайна, загадка, вечно окутанная ореолом таинственности чего-то нового, ещё не пережитого. И мы всё ждём, ждём, ждём. Глупая шутка пустоты…
Я не жду. Меня не манят, так как раньше, новые путешествия и горизонты, встречи, даже самореализация в обществе утратила прежнее, казалось бы, незыблемое, значение. Мне не интересно внешнее, вернее, оно не даёт мне ни свободы, ни любви.
Чем раньше ты понимаешь это, тем лучше. Но лучше понять когда-нибудь, чем не понять вовсе. И вот, жизнь как бы обрушивается на нас со всеми проблемами, неудачами, вопросами. Но насколько всё меняется, когда стремишься жить не для себя, а для кого-то ещё! Этот пустой и вечно кричащий сосуд вдруг успокаивается и – о, чудо! – впервые наполняется чем-то действительно важным! Впервые наполняется…
Вспомните свою первую влюблённость, когда он (-а) стал (-а) для вас, казалось бы, “всем миром”. Тогда вы переживали такое состояние, будто всю свою жизнь искали его или её, такого или такую, неповторимого человека. Вы парите в воздухе, вся жизнь становится одной “счастливой пыткой”, вот оно – чудо! – весь мир приобретает совсем другие краски и смысл. Наконец-то мятущаяся и страдающая душа находит то, что искала в целом мире, - в одном человеке! Удивительно!
Как жаль, что зачастую это заканчивается болью, обидой и разочарованием. И снова пустота берёт верх, торжествуя:“эх-хей!”. И снова мы побеждены. А ведь ещё так недавно сами говорили: “Как прекрасно! Это лучшее состояние в мире!”. Но влюблённость – это далеко не любовь, а только начальная её “платформа”. Как жаль, что столько потенциальных кораблей любви разбиваются о человеческие скалы непонимания, бесчувственности и злобы!
< … >
После любого расставания человек ощущает себя растерянным и беспомощным, умирает его “маленький мир”, давая очередной повод воскликнуть: “Как больно расставаться со сладкими иллюзиями и мечтами!”. Но крик этот чаще всего остается только с ним, и насколько радостно бывает, что появляется кто-то, готовый разделить его (и необязательно этим “кто-то” будет новая любовь, ведь на свете есть ещё дружба!).
По своей природе человек так уж устроен, что противится страданиям, бежит от них. Это страшно, неудобно, неприятно, да и кому вообще нужно, если можно с великой простотой “захлопнуть сердце” до самой смерти, открывая его лишь самым близким и родным людям. Да и то – иногда, когда у меня самого не так много проблем и, в общем-то, относительно хорошее настроение. Тогда, быть может, я тебе помогу. Кстати, не забывай, что в меру моих возможностей и сил, а уж дальше сам, дорогой, сам. Каждый в этом мире сам должен бороться за своё счастье, не так ли? Так и ползём потихоньку, уже не особо надеясь, что нас кто-нибудь выручит. Как-нибудь доберёмся по-тихому, сами. Только вот к чему, куда такой путь приведёт?
И опять мы проигрываем. Cнова пустота торжествует. Ей только и нужно, чтобы мы как можно чаще и больше были эгоистами. Да, ей только это и нужно.
Они расходятся по уютным домам, квартирам, разным комнатам и углам. Что соберёт их очередным вечером? Телевизор, да сытный ужин. О чём они будут разговаривать? О вездесущей политике, личных финансах, планах на будущее. Всё, как и обычно. Ничего нового.
Дни тянутся, люди устают друг от друга, а порой – и от самой жизни. В таком нескончаемом, крутящимся потоке пустоты становится невозможно услышать голос любви, правды, нужды другого человека. Самый страшный плод пустоты, пожалуй, духовная слепота – слепота человеческого сердца и души. А что выше души? Плоть? Отнюдь! Плоть умрёт, а что останется, если человек пренебрёг душой? Но если вы считаете иначе, то выходит, что человек – всего лишь “машина для забивания себя удовольствиями”? Но кого мы обманываем?
Удивительно, что многие, зная это, всё равно так просто и быстро сдаются пустоте и смерти. Их не интересует никакая борьба. Они готовы даже воевать за своё личное, единственное и неприкосновенное пространство, лишь бы “покой” такой жизни никто и никогда не нарушил. Порой это доходит даже до сущего безумия. А потом приходит скука. Звенящая, ужасная скука. И жизнь на этом заканчивается, потому что кроме рутины ничего в ней больше не остаётся.
< … >
Как жаль тех людей, которые превращают жизнь в вечное ожидание смерти. Они. Ждут. Смерти. Парадокс. Но действительно – ждут. Почему? Потому что устали от вечной пустоты и рутины. Ведь пустота и рутина – это родные сёстры.
Покажите мне хотя бы одного человека, который, обманув свою совесть, был по-настоящему счастлив? Те, кто ищет настоящего и подлинного смысла, наверное, не будут сутками валяться перед экраном телевизора или сидеть в соцсетях. Люди перестают верить, надеяться, и – самое страшное – не понимают и уже не стремятся понять друг друга.
Отчуждение, разделённость, каждый сам за себя и сам за своё. Такой ли жизни мы искали, хотели? Будет ли счастливой такая жизнь и её конец, или наше существование превратиться в одну большую пытку, где другие люди будут рассматриваться как вечные досаждатели, которые не понимают, что нам трудно и без их проблем? Но как жить в таком обществе?
Ответьте себе на вопрос, дорогой читатель, Вы хотите такой жизни? Нет, здесь не звучит призыва к невероятному, но представьте себе, насколько изменится мир, если люди просто будут уважать друг друга...
< … >
Пустота, пустота. Кругом пустота. Они выдумывают искусственную, бутафорную радость, потому что жизнь превратилась в унылое, серое болото, где завтрашний день будет точно таким же, как и предыдущий.
Как хотя бы сколько-нибудь разнообразить своё бедное существование? Рецепт прост до банальности: жалейте, либо гордитесь собой. В этой формуле пустоты заключено всё, в этих двух крайностях – её сила. Таким образом, остаётся только уйти от всех внешних проблем в виртуальность. Кто-то очередным вечером снимет своё сексуальное напряжение, кто-то до отказа наполнит свой желудок сладостями. Опиум у всех на свой вкус.
Вот только очень неприятный душевный осадок всегда будет оставаться, ведь душа – не тело, и она призвана к большему, нежели к простому, спокойному и безбедному существованию. Я это уже осознал и понял, дорогой читатель, и сейчас отнюдь не пытаюсь что-то доказать, объяснить, а выражаю свою, личную боль.
< … >
Я не понаслышке знаю, что такое зависимость. Зависимость – это последствие духовной пустоты в жизни. Как известно – “свято место пусто не бывает”. Пустота, зависимость и рутина идут в одной, прочнейшей связке друг с другом.
Одна очень пагубная привычка целых шесть с лишним лет не давала мне покоя. Так я заполнял свою “дыру” в душе и в сердце. Я срывался вновь и вновь, и каждый день банально и торжественно клялся в том, что этот раз – точно последний. Но злейшая пагуба повторялась вновь и вновь, казалось, конец этому ужасу мне уже не положить. Меня в буквальном смысле разбирало на части – совесть и сердце кричали о том, как это плохо, а разум призывал просто получать удовольствие. Хотя какой уж там разум!
Пустота снова и снова зазывала сходить с ума.
Тогда меня спасла молитва. Каждый раз, когда я срывался, то чувствовал себя очень гнусно, и просил Иисуса Христа помочь мне в этой войне. И Он сотворил чудо – целых 4 месяца я одерживал победу. Затем снова сорвался, снова наступило разочарование…
Я сделал выводы из всей этой ситуации. Я понял, что без изменения сердца, жизни и ценностей полностью выздороветь от любой зависимости не получится, а частично – невозможно. Если вы ставите удовольствие во главу угла, то изначально обречены на поражение и никакая сила воли не сможет оказать помощь.
А ещё я осознал, что если вы сами не хотите менять себя, свою жизнь, что-то вокруг, то никто и ничто не поможет сделать это как бы “за” или “вместо” вас.
Это – неоспоримое утверждение нашей жизни.
< … >
Самая большая иллюзия, что “всё когда-нибудь ещё будет”. И люди всё ждут, но год от года ничего не меняется, события становятся сугубо локальными, все постепенно стареют и становятся немощными и слабыми. Спросите любого старика, быстро ли пролетела его в жизнь? Какие ожидания он испытывал в 18, 20, 25, 30, 40, 50 лет? Что изменилось за это время?
Со временем человеческие импульсы становятся всё слабее и слабее, и та сексуальная энергия и такая обманчивая страсть подростка и молодого человека, с возрастом всегда затухает и никому становится попросту ненужной. Оглядываясь назад, понимаешь, сколько времени ты растратил на абсолютно пустые вещи и сладкие иллюзии о “счастливой жизни где-то там, за горизонтом”.
Человек приносит всё на алтарь пустоты, и только потом, обычно с годами, понимает, что “подходит к финишной черте” совершенно пустым и безоружным. “Жить” и “существовать” – это совсем не одно и то же, и как жаль, что часто люди понимают это слишком поздно!
Но пока не захлопнулась крышка вашего гроба, с пустотой можно воевать, ей можно противопоставить веру, надежду, любовь; подлинное и настоящее. Выбор за вами.
Свидетельство о публикации №213021801664