Игрушки моего детства

 Первое детское воспоминание -  мой день рождения, а меня ведут в детский сад. Как я орала! Но всё равно оставили. В группе подарили книжку стихов - на  ярко-синей обложке солнечно-жёлтый подсолнух.  К обеду я до температуры  перенервничала от случившейся несправедливости, в сад вызвали родителей,  меня забрали.
В тот же день, я сижу в новом вязаном зелёном платье на коленях у мамы, разглядываю чудную  куклу в костюме красной шапочки. Кукла похожа на девочку – так тонко прорисованы глаза, брови, пухлые губки, и даже веснушки на хорошеньком маленьком носике. На голове у неё бархатная красная шапочка, из под шапки – две настоящие волосяные косички. А какие тоненькие, каждый пальчик отдельно – ручки. Но под белыми рукавами – пустота. Кукла не игральная – музыкальная. Если провернуть завод колёсика у неё под юбкой – кукла начинает крутиться и звучать – принцип музыкальной шкатулки – на конусе пупырышки, а  тонкие палочки, застревая на них, издают жалобные звуки. Мама сказала, что музыка называется «К Элизе». Так куклу и назвали – Элиза. Много лет она переезжала со мной с квартиры на квартиру, из города в город. Я даже хранила и реставрировала её коробку – прозрачно-салатовую, с невесомыми голубыми цветками. Одна из сторон – хрупкая плёнка – со временем потрескалась и я заменила её, срезав обложку с какого-то художественного альбома.
Разглядывать, слушать, восхищаться, не сметь дотронуться – это  «красота».
 
Второе воспоминание – спальня в детском саду: шторы закрыты, дети спят, каждый на своей кровати. В моём «родном садике» кроватки только в ясельной группе, а в старших – раскладушки. Но я в Ленинграде, здесь в ас-пи-ран-туре работает моя мама.  Все спят, а я верчусь – мама обещала забрать раньше. Ко мне подходит воспитательница: «Тише, не буди детей», садится рядом и вяжет. Спицы позвякивают, путаясь в синей нитке:«Что Вы вяжете?»- «Не знаю, что получится, я только учусь» - «А разве взрослые учатся?»- «Конечно, учиться никогда не поздно. Спи.»
Тот же день, мы идём по парку. Тепло и солнечно. Если сбежать с песчаной дорожки – под ногами шуршат резные жёлтые листья, скрипят     длинные сосновые иголки и похрустывают жёлуди. У меня в руках маленький ярко-жёлтый чебурашка с белыми глазками, если положить его в ладони, а ладони приблизить к лицу, так чтобы не попадал свет – глаза чебурашки светятся зелёным. Ощущение счастья того дня заставляло меня снова и снова приезжать в холодный, мрачный, серо-зелёный Петербург, бродить по паркам, ища тот самый из детских воспоминаний.   В поисках радости.
 
Третье  воспоминание -  я в большой комнате. За тонкой тюлевой шторой – открытый балкон. Мне на него выходить нельзя  – высоко, и большое расстояние между столбиками-решёткой – могу  проскользнуть и выпасть.   Выглядываю  в окно. Внизу – широкая дорога, по ней едут машины. Лето. Мы в Москве, в гостинице. Скоро вернуться бабушка с дедушкой и мы пойдём гулять. А пока я развлекаюсь с подарком – «телевичком». Это  музыкальная шкатулка  в виде телевизора. Внутри гладко-розового молочно-пластмассового корпуса меняются под музыку «теневые» картинки.  Они нарисованы  по кругу на плёнке. Таких кругов – два. На одном – животные. На другом – сценки из  цирковых представлений. Сейчас в телевичке – цирк.
Позднее. Цветной бульвар. Тень высоких деревьев в жаркой Москве. Бабушка с Дедушкой неспешно идут под руку,  забегаю вперёд -  «Скорее, скорее в цирк!». Сам цирк я не помню.   А каждый раз летом, проходя через «раскалённую сковородку» Цветного бульвара в ровных рядах саженцев,-  вспоминаю тенистый Цветной моего детства, «телевичок» и ожидание чуда.


Рецензии