Неравнодушие в Музее Народной Графики
Это совместный проект Московской Городской Организации Союза Писателей России и Российской Академии Народного Искусства.
Почему в Музее народной Графики?
Кажется, что весь мир оделся в невзрачные полутона. А так хочется в сказку! Сказка…
Я шла по Сретенскому бульвару и думала, какие цвета у нас ассоциируются со сказкой? Какие шары мы покупаем к Новому Году, веруя в волшебство? Жёлтые, оранжевые, красные, фиолетовые и зелёные – самое яркое ощущение праздника, переходящее из поколения в поколение, из века в век.
Я медленно свернула на Костянский переулок и представляла, как очень скоро я окажусь в помещении Музея Народной Графики. Музей государственный. Но, разве графика может быть народной? Возможно, – подумала я. Ведь слово "графика" произошло от греческого слова "графо", а поэтов не так уж редко называют графоманами. Возможно, что и у художников, "народной" считается графика, написанная углем, где-то на Арбате. Так думала я, пока не подошла к двухэтажному кирпичному дому, построенному до революции. Малый Головин, дом 10. Я на месте…
Меня встретил директор музея Виктор Петрович Пензин. Человек он настолько открытый и радушный, что все мои мысли о московской зиме улетучились и я, с огромным удовольствием, отправилась смотреть выставку…
Я попала в сказку!
Жёлтые, красные, зелёные, фиолетовые краски картин пленили меня! Стихи, подчёркивающие смысловое значение! "Это и есть народная графика – Лубок", сказал мне Виктор Петрович. Позднее, я узнала, что ещё в до-перестроечные годы, Виктор Петрович собрал коллекцию картин, которую передал государству. Коллекция эта была настолько огромной, что под неё создали Музей. Московский Государственный Музей Народной Графики.
Да, но что же такое "лубок"? И почему краски такие яркие?
Русское слово "лубок" появилось от "луб" – верхний слой древесины (из него делали большие короба, в которых "коробейники" разносили народные картинки). Лубом называли и липу, из которой изготавливали доски для печатных работ. Доски, для трафарета картин, изначально, были липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Лубок – народная картинка, произведение графики, преимущественно печатной, с доходчивостью образов, получившее всеобщее признание и массовое распространение в народе. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов.
Изготовлялся лубок разными способами. В скитах, в виде трафарета использовался лист бумаги, на который был нанесён рисунок. Контур рисунка прокалывался множеством мелких дырочек тонкой иглой. Затем, специальным приспособлением, заполненным измельчённым углем, сквозь дырочки, рисунок копировался на другие листы и по контуру, раскрашивался яркими красками. Этот способ назывался «припорохом». Двух одинаковых рисунков не получалось. Но в основном, художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой – мацой – на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели.
В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Этот вид работы, в некоторых областях именовался "мазней по носам" – раскраской с учетом контуров. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы.
Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати, он целиком исполнялся от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов – все производилось самим художником. Поэтому нет двух одинаковых рисунков даже в повторяющихся сюжетах. В рисованном лубке главное – эмоциональное воздействие, важными компонентами которого являются: яркость цвета, красота, искусный орнамент, узорчатость, фольклорность, хотя все творческие люди, всегда, основным для себя считают сюжет.
Сюжетами для лубочных картин служили рукописные сказания, житейники, "отеческие сочинения", устные сказания, лики святых…
Скажу честно, мне очень интересно было изучать историю "народной графики" потому, что это и есть основа российской культуры – наши корни, не познав которые, мы не сможем понять себя. Это сочетание рисунка, поэзии, чётко отображающие дух и настрой времени. Естественно, мне стало интересно, каковым был дух Москвы? Отличается ли он чем-то от "северной столицы"?
Если говорить об искусстве стихосложения, то и сегодня мы видим разницу между строгостью, классицизмом петербуржской лирики и сатирическими нотками – в стихах московских литераторов, или многочисленной "народной поэзии" Москвы. Мы видим, что сегодня, в Москве, объединяются все творческие направления и организации, ради сохранения культуры России. А какой она была, наша культура?
Оказалось, что в Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635-м году, для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые "печатные листы", после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда – в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-му году. Но с тех пор, Алексей Михайлович на всю жизнь сохранил любовь к искусствам, умел разбираться в литературе, поощрял художников, архитекторов и прочих служителей Муз, явился первым реформатором России и передал своему сыну, Петру I, мощное государство, почитаемое во всём мире.
Но пока, изображения святых на бумажных листах продавали в изобилии у Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду московского торга. В 1674 патриарх Иоаким в специальном указе повелел, "чтобы на бумажных листах икон святых не печатали, в рядах не продавали". Однако к тому времени недалеко от Красной площади, на углу Сретенки и совр. Рождественского бульвара была уже основана Печатная слобода, где жили не только печатники, но резчики лубочных картинок. Название этого ремесла даже дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с нею площади. Позже районы расселения мастеров лубочного дела умножились, подмосковная церковь, ныне стоящая в черте города, – "Успение в Печатниках" сохранила название производства (как и "Троица в Листах")
Петр I, продолживший дело своего отца, увидел в лубке мощное средство пропаганды. В 1711 он основал в Петербурге специальную гравировальную палату, куда собрал лучших российских рисовальщиков, прошедших выучку у западных мастеров. В 1721 он издал указ, предписывающий наблюдать за изготовлением лубочных портретов царственных особ с требованием не упускать лубок из-под государственного контроля. Началось время цензуры. И в Москве перестали изображать царствующих персон, уходя в иносказательность образов.
С 1724 лубки в Петербурге по его указу стали печатать с медных пластин ксилографическим методом. Это были панорамы города, изображения победных баталий, портреты царя и его приближенных.
В Москве, однако, не прекращалась печать с деревянных досок. Изделия продавались уже не только "на Спасском мосту", но и во всех крупных "рядах и на улицах", произведениям лубочной графики развозилась во множество провинциальных городов.
По своему сюжету петербургские и московские лубки стали заметно различаться. Сделанные в Петербурге напоминали официальные эстампы, московские же были насмешливыми, а порой и не очень пристойными изображениями приключений дурашливых героев (Савоськи, Парамошки, Фомы и Еремы), любимых народных празднеств и забав ("Медведь с козою", "Удалые молодцы – славные борцы", "Охотник медведя колет", "Охота на зайцев"). Такие картинки скорее развлекали, чем назидали или поучали зрителя.
Московские лубки наводили зрителя на мысль не о бренности существования, а о его веселии. На таких лубках даже бесы изображалась добродушными, словно дрессированные медведи; они не пугали, а скорее смешили людей.
В то же время в Москве, лишенной Петром титула столицы, стали распространяться и антиправительственные лубки – орудие острой политической сатиры. Среди них – изображения нахального кота с огромными усами, внешне похожего на царя Петра, чухонской бабы-яги – намека на уроженку Чухонии (Лифляндии или Эстонии) Екатерину I. Пётр – "Кот Казанский"; кот, которого можно похоронить "Мыши кота погребают", кон. 17—нач. 18 в.; превращается в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – "Яга-баба едет с коркодилом драться"). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народного "площадного театра".
Сюжет "Шемякин суд" критиковал судебную практику и волокиту, так и не преодоленные за век после введения Соборного Уложения (с 1649). Так народный сатирический лубок положил начало российской политической карикатуре и изобразительной сатире.
В Петербурге в виде лубочных листов издавались географические карты, планы, чертежи.
Во всех городах и провинциях отлично раскупались листы московского производства, воспроизводившие житейско-воспитательные сентенции на любовную тему ("Ах, черный глаз, поцелуй хоть раз", "Богатую взять, будет попрекать. Хорошую взять, много будет людей знать. Умную взять, не даст слова сказать..."). Немолодые покупатели предпочитали назидательные картинки о пользе нравственной семейной жизни ("Обязанъ заботиться бесь отдыха о жене и о детяхъ").
Подлинную популярность завоевали юмористические и сатирические листы с литературными текстами, содержащими короткие рассказы или сказки. На них зритель мог найти то, чего не случалось в жизни: "несгораемого человека", "крестьянскую девицу Марфу Кириллову, пробывшую под снегом 33 года и оставшуюся невредимой", странных существ с когтистыми лапами, змеиным хвостом и человеческим бородатым лицом, якобы "найденных в Ишпании на берегу реки Улер 27 генваря в 1775 году".
"Народным гротеском" считают изображенную на лубках того времени небывальщину и всяческие чудеса. Так, именно в лубочных изображениях старухи и старцы, попав внутрь мельницы, превращались в молодых женщин и бравых молодцев, дикие звери выслеживали охотников, дети пеленали и баюкали родителей. Известны лубочные "перевертыши" – бык, ставший человеком и подвесивший мясника за ногу на крюк, и лошадь, погоняющая всадника. Среди "перевертышей" на гендерную тему – одинокие женщины, разыскивающие на деревьях "ничейных" мужчин, неведомо как там оказавшихся; силачки, отнимающие у мужиков штаны, дерущиеся друг с другом за кавалеров, так никому и не достающихся.
По иллюстрациям к переводным авантюрным повестям, текстам песен, афористическим выражениям, анекдотам, "предсказаниям оракулов" и толкованиям сонников в лубках 18 в. можно судить о тогдашних нравственных, моральных и религиозных идеалах народа. Русские лубочные картинки осуждали разгул, пьянство, супружескую неверность, неправедно нажитое богатство, восхваляли защитников Отечества.
В Петербурге большими тиражами расходились картинки с рассказами о примечательных событиях в мире. Так, "Кит, пойманный в Белом море", "Чудо лесное и чудо морское" повторяли сообщения газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Так петербургский лубок становился своеобразной иллюстрированной газетой для широких кругов малограмотных читателей.
Большой популярностью пользовались и лубочные серии про русского солдата, одолевающего всех врагов.
В начале 19 века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.
В 19 веке лубок еще более усилил свою роль как «иллюстрации русской действительности». Во время Отечественной войны 1812 было издано множество патриотических лубков с рисунками и подписями.
В народе листы распространялись бродячими торговцами (офенями, коробейниками), разносившими их по селам в лубяных коробах; в городах листы можно было найти на рынках, торгах, ярмарках. Поучая и развлекая, они пользовались постоянным и неубывающим спросом. Ими украшали избы, все чаще помещая рядом с иконами – в красный угол или просто развешивая их на стенах.
В 1822 году, для печатания лубков, вновь была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры. Всегда, во все времена, народная графика считалась сильным средством воздействия на людей. И оставлять её без надзора не могли…
Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье.
В 1839, во времена действия строгого цензурного устава (прозванного современниками "чугунным") цензуре подверглись и лубочные издания. Однако попытки правительства прекратить их производство результата не принесли…
Московские власти подписывают распоряжение от 1851 года – перелить все медные доски в "старой столице" на колокола!
В середине 19 века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Число литографий, выпускавших лубки в России, неуклонно росло. Одна лишь литографская мастерская издателя И.Голышева, основанная в 1858, выпускала до 500 тыс. оттисков в год. Однако развитие массового производства этих картинок сказалось на их качестве, раскраске, привело к утрате индивидуальности в изобразительной манере, содержании.
Тогда же, в середине 19 в., в виде лубочных листов стали печататься не только притчи А.П.Сумарокова и иллюстрации к басням И.А.Крылова, но и сказки В.А.Левшина, повести Н.М.Карамзина, короткие произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, Н.В.Гоголя.
Часто переделанные и искаженные, утратившие имя автора, они, в силу огромных тиражей и неубывающей популярности, приносили огромные доходы издателям.
Иногда авторские произведения получали в лубках не только своеобразную графическую интерпретацию, но и сюжетное продолжение. Таковы лубки "Бородино" на стихи Лермонтова, "Под вечер, осенью ненастной" на стихи Пушкина, выпущенные под названием "Романс", иллюстрации к сюжетам песен Кольцова.
При этом подделка "под народность" в некоторых типографских лубках вызывала негодование литературных критиков (В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского), упрекавших издателей в безвкусии, нежелании развивать и совершенствовать мировоззрение людей.
Но поскольку лубочные издания были подчас единственным доступным крестьянам чтением, Н.А.Некрасов мечтал о том времени:
"Когда мужик не Блюхера,
И не Милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет..."
Упомянутые поэтом Блюхер и Милорд Георг были героями лубков, бытовавших с конца 18 в. Западноевропейские темы подобных "листов для народа" легко превращались в русские. Так, французское предание о Гаргантюа (легшее во Франции в основу книги Ф.Рабле) превратилось на Руси в лубочные листы про "Славного Объедалу и веселого Подливалу". Весьма популярным был и лист "Денежный дьявол" – критика всеобщего (выходило: западного) преклонения перед силой золота.
Во второй половине 19-го века одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.
И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.
К народному лубку обращались и иллюстраторы сатирических журналов в годы Первой русской революции 1905–1907.
Художественный опыт народа, его чувство красоты и меры оказали немалое влияние на известных художников Михаила Ларионова и Наталью Гончарову. Именно они в 1913 устроили первую в России выставку лубочных картинок.
В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Лентулов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу "Сегодняшний лубок", возродившую старинные традиции батального лубка 19 в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Стихотворные тексты к листам писались Маяковским, искавшим вдохновение в старинных традициях рифмовки:
"Эхъ ты, немец, при да при же!
Не допрёшь, чтобъ есть въ Париже!
И уж, братец, клином клин:
Ты въ Парижъ – а мы въ Берлинъ!"
Массово издававшиеся лубки типографии Сытина восхваляли в то время подвиги вымышленного удальца – русского солдата Козьмы Крючкова.
Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России в 1918, когда все печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль. Однако жанр лубка, то есть понятных простому народу листов с картинками, повлиял на творчество множества советских художников. Его влияние можно найти в вошедших в историю мирового изобразительного искусства плакатах 1920-х "Окна РОСТА". Именно это влияние сделало популярными ранние советские постеры, выполненные в лубочном духе – "Капитал" В.И.Дени (1919), критиковавший империалистическую олигархию, а также "Ты записался добровольцем?" и "Врангель еще жив" Д.С.Моора, призывавшие к защите Отчества. Маяковский, М.Черемных специально искали возможности усилить художественную выразительность этих "советских лубков" (советского агитационного искусства). Образы лубочных листов использовали в поэтическом творчестве Демьян Бедный, С.Есенин, С.Городецкий.
Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими "косого Гитлера" и его приспешников.
В годы хрущевской "оттепели" (конец 1950-х – начало 1960-х) в Москве организовывались выставки лубочных картинок, которые объединяла в экспозиции лучшие образцы из коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Литературного музея, Российской национальной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге, Российской государственной библиотеки в Москве. С этого времени берет начало систематическое научное изучение лубочных картинок в советском искусствознании.
В современной России начала 21 в. неоднократно предпринимались попытки оживить утраченные традиции производства лубочных картинок. Среди успешных попыток и авторов – Виктор Петрович Пензин – основатель новой мастерской лубка в Москве и Московского Государственного Музея Народной Графики. По мнению многих художников и издателей России, лубок национален, самобытен, не имеет себе равных по многочисленности и богатству сюжетов, разносторонности и живости откликов на события. Его нарядные, красочные листы с назидательным, познавательным или шутливым текстом вошли в народную жизнь, существуя в России куда дольше, чем в Европе – по сей день, соперничая с профессиональной графикой и литературой, и взаимодействуя с ними.
Мы прослеживаем взаимосвязь лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 – начала 20 века и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем. От них ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино).
И где, как не в Музее народной Графики, мог получить поддержку Салон Творчества "Неравнодушие".
Литературное общество "Неравнодушие" было создано на одном из сайтов рунета. Из вступительных слов, написанных на сайте, можно понять причину его создания:
"Наше ЛИТО представляет собой объединение творческих людей, неравнодушных к социальным и гражданским проблемам нашего общества. Тех, кому невмоготу смотреть на всеми забытого ветерана, или ребёнка, лишённого элементарной семейной ласки.
Если мы можем сделать что-то, то мы это сделаем.
Большая политика – не наше дело, она рассматривает человечество – как массу, как вещество. Мы считаем, что если даже одному человеку стало лучше, если он сыт, улыбнулся, а душа его примирилась с собой, значит все наши старания не зря.
НЕРАВНОДУШИЕ, это часть каждого из нас..."
В рамках литературного объединения был проведён поэтический конкурс "Дарите Радость". Его цель – создание красочного поэтического сборника, для детей в возрасте от 3 до 14 лет. Возможно, что эти детские стихи когда-нибудь станут хрестоматийными, поскольку книга будет распространяться в детских домах и интернатах для детей с нарушением жизненных функций.
В настоящее время проводится отбор рисунков, чтобы книга получилась яркой и красочной. Часть рисунков уже есть. Их нарисовали сами дети. Дети Детских Домов.
Совместно с Московским Архитектурным Институтом, при поддержке МГО Союза Писателей России, мы неоднократно принимали участие в концертных программах и мастер-классах, подготовленных для детей коррекционных Детских Домов Калужской области. Следующая поездка намечена на июнь 2012 года.
Совместно с Московским Государственным Музеем Народной Графики, литературное объединение "Неравнодушие" проводит каждое открытие выставочных экспозиций. Это не коммерческое общение. Это творческое единение, рождающее вдохновение и объединяющее людей очень разных, но близких по духу.
Салон Творчества "Неравнодушие" создан не с целью конкуренции, а с целью поддержания российской культуры, искусства, ради общения и единения всех творческих людей, Клубов, интернет-сообществ, в помещении Московского Государственного Музея Народной Графики. В Музее, где очень тесно переплетаются культура, искусство, история России и нашего города.
Первого марта 2012 года прошло торжественное открытие Салона Творчества.
На открытии Выступили замечательные поэты, авторы-исполнители, композиторы, представители самых разных профессий.
С приветственным словом выступил первый заместитель главного редактора журнала "Честь Отечества", член Российской Академии Народного Искусства Валентин Михайлович Свинников. Но его речь не была официальной. Валентин Михайлович сказал много добрых слов и прочитал свои стихи.
Микрофона в Музее нет, что создаёт непринуждённую обстановку и подчёркивает мастерство и профессионализм исполнителей.
Я очень надеюсь, что подобные встречи будут интересны всем. Мы рады будем представить театральных деятелей, художников, поэтов, музыкантов, людей, несущих добро и неравнодушных. Неравнодушных к жизни, друг к другу, к культуре и искусству России.
Хотелось бы запечатлеть имена тех, кто явился первооткрывателем Салона Творчества "Неравнодушие":
Виктор Петрович Пензин, Виктор Олден, Марина Вершинина, Валерий Евдокимов, Николай Подвальный, Нелли Бикс, Ильдар Хайретдинов, Валентин Михайлович Свинников, Борис Прахов, Вадим Шильцын, Сергей Мошков, Елена Черных, Вячеслав Михайлин, Игорь Мухин, Яунс Земенс, Ирина Морозова, Алексей Рузин, Юрий Шелков, Елена Владимировна Центрова, Илья Бестужев, Юлия Михайлова, Валерий Петров (Петвал), Марина Дёмина, Ольга Такищева, Мария Викторовна Лукашина.
Пусть эти имена навечно останутся в истории российской культуры.
Спасибо им за неравнодушие…
Руководитель проекта "Неравнодушие"
Московской Городской Организации Союза Писателей России
и Российской Академии Народного Искусства
Елена Жмачинская.
Свидетельство о публикации №213021800220