Ставропольский Саврасов

В  Ставропольском краевом музее  изобразительных искусств открылась выставка произведений известного на Ставрополье художника и педагога, заслуженного работника культуры России Евгения Саврасова «Дневники. Предчувствия». Фамилия у Евгения Владимировича знаменитая, - кто не знает картин выдающегося русского пейзажиста, учителя И.Левитана одного из учредителей Товарищества передвижников Алексея Саврасова «Грачи улетели», «Близ Сухаревой башни», «В Кунцеве» и др. Кстати, в молодости он в шутку даже подписывался: «Саврасов из Ставрополя», чтобы не спутали. Но перепутать этих живописцев невозможно, хотя у ставропольского Саврасова такие же жизнеутверждающие, полные эмоций и, насыщенные красками, полотна.  А начинал он конце 1950-х, в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова, куда поступил сразу после окончания школы. И сразу стал искать  свой путь.  На мировоззрение и манеру в немалой степени повлияло то, что именно в эпоху хрущевской «оттепели» было реабилитировано искусство авангарда 1920-х гг. Из запасников музеев и стали выставлять почти забытых в России абстракционистов В.Кандинского, родоначальника супрематизма Малевича и др.  Открывшийся железный занавес дал возможность познакомиться с зарубежными коллекциями: шедеврами Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, работами импрессионистов. Выставки основоположника кубизма Пикассо, экспрессиониста Фернана Леже стали открытием для советских мастеров, а состоялись они только потому, что и Пикассо, и Леже были коммунистами. Отказать товарищам по компартиям советское руководство не могло!
И молодой Е.Саврасов впитывал все новое, стремился прорваться сквозь окаменевшие традиционные способы существования в живописи, создать живые образы, которые найдут отклик в  зрителях. Приехав после окончания худ. училища в родной Ставрополь,  он вместе с другом Алексеем Соколенко (недавно ушедшим) стал преподавать в только что открывшейся городской детской художественной школе, и, кстати, продолжает работать в ней до сих пор.  Его авторская методика преподавания «Элементы художественного конструирования», в 1994 году была представлена в столице и получила высокую оценку экспертов в области дизайна, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. А в основе этой методики – увлечение дизайном, философию которой Саврасов выразил так: «Мы живем в мире искусственного, и от того, как он устроен, а точнее, сконструирован, зависит, хорошо или плохо в нем чувствует себя человек. Так что все - в наших руках…» Но идею у него в один прекрасный день украли мошенники, представившиеся коллегами из Питера. Саврасов уступил их просьбе, дал на пару дней свои тетради, а «товарисчи» с этими записями в единственными экземпляре попросту бесследно исчезли! Художнику потребовались годы, чтобы все восстановить, и это ему удалось.
Е.Саврасов на самом деле непросто шел к успеху. Его работы не принимались на проходившие в крае выставки. А когда он сделал попытку полулегально – в мастерской другого художника – познакомить со своими работами  коллег, в его адрес последовали нелестные отзывы, картины назвали  «оскорбительным явлением», самого автор обвинили в «неверных идейно-эстетических позициях». Авангардистский стиль в провинциальном Ставрополе был встречен в штыки, а самого новатора обвиняли в формализме, примитивизме, в бесплодном подражании убогим образцам «разлагающегося искусства» Запада. Но как всегда, нашлись искусствоведы, которые пошли вопреки официальной точке зрения, поддержали Е.Саврасова, отмечали интересные поиски композиции в сочетании с психологизмом и отклоняли опасные в то время обвинения в «отходе от социалистического реализма». Ведь за такое обвинение в те времена можно было запросто угодить под соответствующую статью… такое было время! После этого скандального случая Саврасов долго не выставлял своих картин, но продолжал работать, совершенствовать мастерство, утверждая свое право на творчество и его понимание. А своим обвинителям художник отвечал: «Я так вижу, живу и чувствую. Это мое представление о Родине, о человеке, о природе». Близким друзьям заявил еще более категорично: «Писать так, как пишут другие, все равно не буду!»
Прорыв к публике произошел в 1996 году, затем в 2010-м, тогда состоялась юбилейная выставка. Она привлекла внимание и столичных искусствоведов и ценителей живописи. В итоге в петербургском музее современного искусства «Эрарта» уже несколько лет действует постоянная экспозиция, на которой представлены произведения, охватывающие все периоды его творческой деятельности. Какой же Саврасов-художник сегодня, каков его лирический герой, чем он живет? – на эти вопросы организаторы выставки  дали ответ экспозицией дневниковых рисунков и эскизов, сделанных художником в последние годы. Глубоко личностный характер представленных работ определил и авторское название выставки. Размышления об искусстве, творчестве, миссии художника в мире просты и в то же время глубоки, оригинальны. Вот, к примеру, о заказной живописи: «Все нутро протестует, какие бы золотые горы ни сулили». В этих словах его главный принцип: писать только по велению души. Другой отрывок из его дневника – о смысле творчества, для него он «не в осуществлении той личной свободы, которую сегодня объявили приоритетной над всем и вся, а в том, чтобы выразить смысл нравственных устремлений народа. А без этого искусство – пустое. … Я изображаю только то, что хорошо, только положительное в людях. Никаких карикатур я не делаю. Иногда говорят, что они о тяжелой, изнурительной жизни… Ничего подобного! Смысл в другом: посмотрите, и в этих тяжелых условиях  человек - герой, он сильный, красивый, добрый».
Жадность к жизни заставляет Е.Саврасова все замечать, он способен находить сходство и параллели между обыденными, бытовыми вещами и тогда они приобретают новое прочтение. Поразительно его сравнение каменных заборов Ставрополя, сложенных из коричневых блоков песчаника с буханками хлеба! О многом говорит и его признание, сделанное в одной из записей: «Отношение мокрого асфальта к сухому, отношение мертвого камня к живой траве, цветовые отношения огромных облаков к синему-синему небу... И все эти отношения не передать одной живописью или графикой...» Кстати, о графике – Саврасов прекрасный книжный иллюстратор. В экспозиции представлены некоторые графические листы к произведениям Е.Замятина и В.Набокова, хранящиеся в музее. Две серии этих работ были подарены автором музею в 2010 году после проходившей тогда его персональной выставки «Человек города», посвящённой 70-летнему юбилею. Остается сказать, что в свои 72 года Саврасов сохранил чистоту, детскую непосредственность восприятия мира, по-прежнему трепетно чувствует жизнь. Пережитые годы неуспеха не сделали его диссидентом, он не ушел в политику, но целиком остался верен и предан искусству. Живопись, графика, дизайн, скульптура, инсталляция, керамика - в какой бы сфере ни работал мастер, он неизменно демонстрирует индивидуальность. Человека, которого Бог в равной степени наградил не только талантом, но еще способностью дружить, любить и, может быть, главным качеством - быть любимым.

 


Рецензии