История Финляндии Усадьбы

«Частная собственность неприкосновенна» — какая убийственная мысль! Собственно, из-за этой самой собственности — не удержусь от игры слов — многие беды в нашей истории происходят циклично, не уставая повторяться из века в век.

Усадьбы в Скандинавии, а более конкретно в Финляндии, и по сей день являются предметом вожделения в силу своей исторической и — опять экспериментирую со словами — экологической привлекательности. На Скандинавском полуострове сохранилась природа почти в первозданном виде, и несмотря на экономическое и политическое развитие расположенных здесь государств культура усадьбы в первоначальном ее понимании также осталась нетронутой. Дворянское гнездо для россиян связано с классикой, увы, почившей в бозе. Между тем дворянские поместья на территории соседней страны после 1917 года продолжали цвести и развиваться. В отличие от южно-европейских они представляют и сегодня огромный природный комплекс с водоемами, лесами, болотами, скалами и фермерским хозяйством. Нетронутый природный ландшафт и сравнительно невысокая плотность населения создают возможность для сохранности уникального исторического феномена, усадьбы за городом.

Скандинавская усадьба не огорожена высокими заборами, не оцеплена колючей проволокой и не оснащена в полном масштабе камерами видеонаблюдения. Разве можно поставить камеры посреди ржаного поля или на дне ущелья, разве вкрутишь технику на гладкий отвесный склон скалы, отражающейся в воде? Закон о праве каждого пользоваться природными богатствами принят в Скандинавии давно. Он позволяет любому гражданину — не только Финляндии, Швеции, Норвегии например — свободно собирать ягоды и грибы на любой территории. Конечно, существует неписаный закон тактичности — не подходить к дому слишком близко. Лицензии на охоту и рыбалку продаются также каждому гражданину независимо от места проживания. Разводить костры и рубить деревья с целью растопки можно в местах удаленных, в лесной глуши,  если там нет запрещающей таблички. Туристическая инфраструктура предполагает специальные места для разбивки лагеря или предлагает в бесплатное кратковременное пользование каждому желающему лесную заимку с уже подготовленным местом для ночевки например. Настоящему собственнику трудно смириться с непрошеными гостями, пришедшими неизвестно откуда и не знающими местные обычаи. Года четыре назад Лапландию наводнили выходцы из Юго-Восточной Азии. Сборщики морошки, черники и брусники сгибались под тяжестью огромных рюкзаков и осаждали поезда, следовавшие из Рованиеми в Тампере. Оттуда труженики-муравьи спешили на самые дешевые авиарейсы и успевали реализовать северную продукцию на азиатском рынке. Местные жители недобро посматривали на улыбающихся тайцев. Не обошлось и без загадочных исчезновений. Так, в июльскую жару была оцеплена полицейскими и солдатами обширная часть районов от Куусамо до Кемиярви. Искали пропавшего сборщика ягод. Поиски оставались безрезультатными, пока чуть ли не через год охотничий пес не приволок во двор вязаную шапку. Хозяин вместе с собакой обнаружили труп в канаве, совсем рядом с домом. Причина смерти так и осталась невыясненной. То ли умер южанин от непривычной северной жары сам, то ли лесные духи возмутились наглостью глобализации, вспомнив о своих корнях.

Родившимся в СССР трудно понять чувства собственников. Мне было в диковинку наблюдать эти кулаческие настроения. В статье «Чувство собственности у них в крови» http://proza.ru/2011/01/15/986 я искренно недоумевала, отчего это простые финны, такие дружелюбные, когда выпьют, вдруг готовы глаза выцарапать, если дело коснется их кровного имущества.

Итак, романтика старинных усадьб воспета в кинематографе, правда, большей частью европейском. Финский режиссер русского происхождения Валентин Ваала создал многосерийную киноленту о жизни крестьянской усадьбы в Финляндии. В этой стране не было крепостного права, но разделение общества на богатых и бедных, конечно, наблюдается даже в сегодняшней демократической атмосфере. Стремление разбогатеть и купить как можно больше земли было всегда. До гражданской войны в Финляндии, разделившей страну на белых и красных, наибольшими правами обладали шведские землевладельцы, потомки старинных родов. Это положение немного изменилось лишь в последние годы, когда и финские предприниматели,  добившись коммерческого успеха и войдя в сотню самых богатых людей страны, стали скупать именно старинные усадьбы, принадлежавшие раньше шведам. В сегодняшней Финляндии, которую иностранцы считают чуть ли не страной развитого социализма, разделение на богатых и бедных вполне ощутимо. Коренные жители получают лучшие рабочие места с более высокими окладами, участвуют в политическом устройстве и получают выгодные административные посты, на которые, кстати, без знания шведского не пробиться. Шведский язык остается вторым государственным языком, для получения высоких должностей знание его необходимо.

Жизнь усадьбы как единого комплекса представляет модель патриархального мира, попахивающего феодализмом, — тем романтичнее она становится сегодня. Помимо главного здания, напоминающего дворец, в пейзаж удачно вписываются небольшие деревянные постройки, поля, загоны для лошадей, свинарники, коровники и курятники. Пруды и загоны для овец, милые баньки на берегу озер, деревянные мостки, - эта деревенская идиллия никогда не исчезнет с лица Страны тысячи озер. Собакам привольно на природе, особенно во время охоты, а отъевшиеся коты и кошки пресытились свежей рыбой. Лодка у берега, деревенская танцплощадка, на которую съезжается народ в канун Ивановой ночи, кострищи и поднятые флаги во время летнего праздника, как это понятно душе каждого финна и, прибавим, шведа! Первые авто появились именно во дворах усадьб, да и сегодня известные гонщики ведут родословную от славных своих богатых предков со шведскими фамилиями. Простые люди, в основном работники усадьбы и вольные крестьяне, приходят на праздники к барам, только не на поклон, как в России было заведено, а угоститься пирожными и кофе, себя показать и на других посмотреть. Одевались на праздники все без исключения в самое лучшее, иногда в национальные костюмы, но зачастую в платья новейших фасонов и костюмы от городских портных.

История крупнейшей в Скандинавии усадьбы под названием Кютяя, что расположена рядом с городом Хювинкяя, особенно интересна тем, кто хотел бы узнать побольше и о своих корнях, если говорить о России. Эта усадьба принадлежала в основном шведам, только в самое последнее время ее приобрел продавец автомобилей, предприниматель из финской Карелии, уроженец города Йоэнсуо. Но была страничка, когда хозяйствовала в этой обширной усадьбе русская графиня, дочка декабриста, Мария Линдер, урожденная Мусина-Пушкина. Трагична судьба молодой женщины, умершей в возрасте 29 лет. Но вот этот самый русский дух, сказочный, древний, так и веющий сказаниями и поверьями, а для кого-то и проклятиями, до сих пор витает над озером, полями, лесами и господским домом, как будто предупреждает потомков: ”Не расслабляйтесь!” Мария Линдер, поразительно похожая на своего родственника поэта Александра Сергеевича Пушкина, была хороша не только внешне. Она вошла в историю финской литературы как первый автор женского романа! Роман ”Героиня нашего времени” опубликован на шведском, на русский не переведен. Если бы не короткая жизнь, Мария Линдер наверняка внесла бы существенный вклад в развитие литературы. Но увы, ее смерть загадочна. Тетка, Аврора Карамзина, настойчиво спрашивала у Константина, супруга Марии, является ли лишь хлороформ причиной неожиданной смерти? Мария страдала от судорог и в качестве болеутоляющего средства использовала хлороформ. Была ли передозировка случайной? Свидетельств самоубийства не осталось, но вот какое-то необычайно горько послевкусие от всей истории, отраженной в переписке Марии, дает основание потомкам и последующим обитателям усадьбы говорить о проклятии.

В 1917 году поместье площадью в 16 тысяч гектаров было крупнейшим частным земельным владением во всей Скандинавии. Непроходимые леса, огромное озеро, деревня с хорошо развитым сельским хозяйством, и все это совсем рядом со столицей, меньше ста километров от Хельсинки! Владельцы менялись, но почти в каждом старинном роде были свои трагические истории. Так, например, печальна судьба сына Марии и Константина Линдеров, Ялмара. Он окончил жизнь самоубийством в 1921 году, а усадьба была распродана с торгов. Зимняя война не обошла стороной и это дворянское гнездо. В день, когда на фронте в Карелии от руки красноармейца погиб владелец усадьбы, родился его сын, ставший серийным убийцей. Такое вот странное совпадение...

Одно из преступлений, получившее название «тройное убийство», когда-то сильно взволновало казалось бы медлительную и невозмутимую Финляндию. Мне же оно показалось настолько закономерным для истории этой сумрачной страны, что не могу удержаться, чтобы не пересказать события тех лет.


На фото - портрет графини Марии Линдер, урожденной Мусиной-Пушкиной, хозяйки усадьбы Кютяя

а вот и 2 глава:
http://www.proza.ru/2013/02/23/1829


Рецензии
Милла, интересно!
Пиши про тройное убийство, ждем))
Удачи!
НК

Наталья Калева   21.02.2013 18:17     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо! Samoin.

Милла Синиярви   24.02.2013 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.