Антисемитизм и ответственность вагнера. вагнер. 6

АНТИСЕМИТИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВАГНЕРА
     ВАГНЕР. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

ПРИЧИНЫ АНТИСЕМИТИЗМА

Антисемитами не рождаются, их сознание
зависит от воспитания в семье и обществе.

Не менее занятными являются попытки различных еврейских авторов обнаружить и как-то объяснить основные причины происхождения антисемитизма Вагнера. Ранее многократно упомянутый дирижёр Ю. Аранович считал, что Вагнер "стал юдофобом после смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем в этот период Вагнер неожиданно пишет: "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой собаки). Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самой смерти". Странное объяснение проявления антисемитизма у Вагнера известным дирижёром Арановичем является весьма легкомысленным. Вагнер стал антисемитом в дни ранней юности, впитал ненависть к евреям с молоком матери. Сама по себе смерть матери Вагнера в 1849-м году и кончина его первой жены в 1866-м не имеют какого-либо отношения к происхождению антисемитизма композитора. Вагнер превратился в зоологического ненавистника евреев под влиянием настроений немецкого общества, в котором  ненависть клокотала в душе почти каждого обывателя, особенно, в среде так называемой творческой интеллигенции, для которой евреи являлись главными конкурентами. Если вспомнить 1850 год, когда вполне зрелый юдофоб Вагнер сформулировал и опубликовал первый вариант памфлета "Десять кубометров иудаизма в музыке", то станет ясно, что убеждёнными антисемитами в одночасье не становятся. Их мировоззрение воспитывается и поддерживается в семье и в обществе в течение десятилетий, чтобы, например, к 37-ми годам жизни дойти до крайней черты невежества и  озлобления. Не случайным является общеизвестный факт, что на протяжении долгого времени постоянным и желанным гостем в доме Вагнеров был ярый русский антисемит, анархист Михаил Бакунин.
Некоторые авторы пытаются оправдать или защитить Вагнера негодными средствами. Многие из них бездумно повторяют лживые утверждения антисемитов о невиновности Вагнера в том, что немецкие нацисты избрали его символом Третьего Рейха, что сам композитор не имеет отношения к выбору его музыкальных произведений в концентрационных лагерях смерти. Эти авторы занимаются сознательной подменой смысла слов, либо притворяются неучами, либо таковыми являются. Слово "виновен" в данном контексте применяется не к месту. Конечно, Вагнер не виновен в том, что его обожал фюрер, что нацисты избрали главным композитором Рейха. Вагнер виновен совсем в других грехах. Правильнее было бы спросить, имеет ли Вагнер прямое отношение к тому, что его идейными последователями оказались крайние немецкие националисты, называвшие себя национал-социалистами? Безусловно да, потому что автор любой идеологии мечтает иметь идейных последователей и учеников. Иных последователей, кроме нацистов, у Вагнера не оказалось. Что касается любителей "чистой" музыки, которые свою аморальность скрывают за разговорами о музыкальных достоинствах творчества Вагнера, то эти меломаны либо притворяются, либо действительно не могут отделить методы и особенности выражения музыкального творчества от его содержания.
Вагнер виновен в разжигании ненависти к еврейскому народу среди отсталых немецких мещан и ущербных интеллигентов. Его статьи подталкивали и провоцировали тёмные немецкие массы к погромам и насилию. Вагнер виновен в том, что сознательно и неоправданно возвеличивал силу арийского духа. Он использовал тексты древнегерманских мифов и легенд скандинавского эпоса, которые к реальным немецким гражданам никакого отношения не имели. Да и те старые мифы были плодом болезненного воображения создателей. Немецкие нацисты ухватились за ошибочные и опасные идеи Вагнера, как за свои собственные, поскольку их идеология полностью совпадала с вагнеровской. Нацистская идеология была осуждена и признана преступной Международным Нюрнбергским Трибуналом в октябре 1946 года. Это означает, что Вагнер и ему подобные энтузиасты расовых теорий также были признаны международными преступниками. Что касается исполнения музыки Вагнера перед умерщвлением евреев в газовых камерах в лагерях смерти, то это злодеяние, прежде всего, характеризует бесконечный садизм нацистов. Справедливее было бы исполнять музыку Вагнера перед казнью главных нацистских преступников, чтобы ярче подчеркнуть контраст между националистическими амбициями фантастических "арийцев" и самого Вагнера и реальным ничтожеством руководителей нацистской партии, возомнивших себя принадлежащими к высшей расе. Музыка Вагнера подтвердила тот факт, что убогие нацистские выкормыши в облике людей никакого отношения к надуманному величию арийцев не имеют. На самом деле, все они - и немецкие нацисты, и Вагнер, и Гамбино, и Чемберлен, и прочие авторы и соавторы опасных теорий о расовом превосходстве - были обычными преступниками, недочеловеками, поскольку понятия не имели о нравственных нормах поведения в человеческом обществе. Только в среде животных, в стае диких и голодных волков "позволительно" жить и пользоваться законами гиен.
Если внимательно, без розовых очков и искусственно созданного почитателями композитора ореола величия вокруг его имени, просмотреть и оценить всё, что создал Вагнер, то этот немец предстанет перед нами посредственной личностью и недалёким человеком. Чтобы вынести объективное мнение о любом человеке, нужно внимательно слушать и читать его личные суждения. Идеи и намерения Вагнера полностью совпали с идеологией нацистов. В понимании этого факта и состоит суть негативного отношения евреев всего мира, и Израиля в частности, к личности и творчеству Вагнера. Чтобы завуалировать главную причину этих отношений, литератор И. Губерман приводит совершенно дикие "аргументы" защитников Вагнера, к сожалению, без каких-либо слов осуждения. При этом Губерман зачем-то вспоминает, что антисемитами также были многих известные композиторы, в том числе Ф. Шопен и П. Чайковский и другие. Ф. Лист отличался антисемитскими фразами, писал о “слишком белых еврейских руках-клешнях”. Незаконнорождённые дети Листа недалеко ушли от своих родителей. Среди антисемитов следует выделять особо злобных, открыто призывавших к уничтожению целого народа.
Нацисты пошли дальше Вагнера, они перешли к практическому осуществлению замыслов композитора. Уильям Ширер, автор книги "Взлет и падение Третьего рейха", который лично встречался с Гитлером, сегодня является одним из авторитетных специалистов по истории, политике и культуре Германии двадцатых – сороковых годов XX века. Его мнение о роли и ответственности Вагнера имеет особое значение: "Вагнер… создал германское мировоззрение, адаптированное и утвержденное Гитлером и нацистами как свое собственное. Рассмотрение творчества Вагнера лишь в узкомузыковедческих рамках не только сужает наши представления о его громадном значении в эволюции германского общества, но и создает искусственную границу ответственности". В этой фразе дан ясный ответ музыкантам и поклонникам по поводу ответственности и "громадного значения в эволюции германского общества" самого Вагнера.
В завершение этой главы вспомним известный казус, который произошёл в 1942 году во время нацистской оккупации австрийской столицы Вены, чтобы показать, насколько условным является разделение людей на арийцев и неарийцев. Военному коменданту города доложили, что в фойе Венской оперы находится бюст композитора - еврея Феликса Мендельсона, что противоречит "арийскому порядку". Комендант немедленно отправился в здание оперы и лично осмотрел установленные там бюсты композиторов. Табличек с фамилиями музыкантов в галерее не оказалось, как выглядит портрет  Мендельсона комендант не знал, поэтому приказал солдатам выбросить на помойку бюст того композитора, черты лица которого, по его мнению, больше всех напоминали еврея. По его указанию солдаты выбросили бюст Рихарда Вагнера. Один этот факт говорит о том, что все расовые теории нацистов следует выбросить на помойку истории вместе с бюстами и  портретами Вагнера.

        ИСПОЛНЯТЬ ИЛИ НЕ ИСПОЛНЯТЬ ВАГНЕРА

Сами по себе музыкальные звуки, объединённые общей мелодией, способны, прежде всего, вызвать эмоциональную реакцию слушателей, которая умещается в одном слове - нравится эта музыка или нет. К такому виду музыкальных произведений можно отнести большинство песенных или танцевальных ритмов. Мелодичность или ритмичность этих произведений часто составляет основное их содержание. Вальсы И. Штрауса, как правило, вызывают положительные эмоции. Однако в музыкальной творческой сфере существует огромное количество произведений, в которых мелодичная выразительность всегда неразрывно связана со смысловым содержанием. Например, в Седьмой симфонии Д. Шостаковича, которая была исполнена в помещении филармонии блокадного Ленинграда 9 августа 1942 года, музыкальные достоинства соответствовали патриотическому содержанию, и имели огромное воздействие на защитников города.
Отношение к музыке Вагнера, как к способу выражения нацистской идеологии посредством музыкальных звуков, мелодий и образов, является главным и самым существенным отличием при определении ценности творчества любого композитора. Однако для музыковедов-антисемитов идеологическая составляющая произведений Вагнера является несущественной. Поэтому они долго и много говорят о музыкальных особенностях и эмоциональном восприятии тонно-километров звуковых дорожек. Многие из музыковедов на профессиональном языке предпочитают заговорить суть музыки Вагнера и заменить её второстепенными деталями, в которых содержание становится утопленником. Для любителей "чистой" музыки, для меломанов, музыкальные вкусы которых зависят от конъюнктурных соображений и традиций так называемой богемной массы, не имеет значение ни личность композитора, ни его взгляды. Эта публика, как правило, является аполитичной, для которой соблюдение нравственных принципов почти не имеет значения.
Фактически, музыкальный язык почти всех произведений Вагнера является лишь способом выражения идеологического и политического содержания. Поэтому отношение к музыке Вагнера с эмоциональными мерками неприемлемо. Авторы многих статей о творчестве  композитора спрашивают, любят ли почитатели музыку Вагнера или её ненавидят. Такая постановка вопроса к творчеству композитора является не только неуместной, но и принципиально ошибочной. Мелодичность и музыкальная выразительность опер Вагнера отступают на второй план по сравнению с их идейным содержанием. Некоторые авторы пытаются отделить музыку Вагнера от его антисемитских высказываний в статьях, письмах и в текстах партитур. Они игнорируют однозначные пояснения самого Вагнера: "Было бы величайшей ошибкой отделить Вагнера-мыслителя и философа от Вагнера-композитора. Может быть в других случаях это возможно, но в моем - нет” (Ю. Аранович “Любите ли вы Вагнера?” Газета “Вести”, 21–26 июня 2002 г.).
Ранее уже приводились отзывы некоторых известных музыкантов о негативном отношении к музыке Вагнера. Скрипач А. Штильман, многолетний исполнитель музыки Вагнера в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, пишет о тяжёлом психическом состоянии музыкантов после недельного исполнения произведений композитора: "Наступает реакция - депрессия, чувство морального опустошения, а также состояние, возникающее при отравлении". Но Штильман ничего не сообщает об идейном содержании опер Вагнера, хотя сам Вагнер не стеснялся объяснять смысл своих опер. В переписке с Ф. Листом в 1851 году композитор однозначно сформулировал свою приверженность: "Для меня антисемитизм также необходим, как желчь для крови». Можно привести ещё одно высказывание Вагнера для понимания музыкального языка оперы "Парсифаль": "Звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всех евреев, и, поверь, я не написал ничего прекраснее". В предисловии к первому изданию партитуры "Парсифаль" Вагнер пояснил: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови". Каким образом Вагнер решил "очистить" еврея от еврейской крови, пояснить не соизволил. 
Казалось бы, музыковеды должны учитывать разъяснения самого Вагнера и мнения известных исполнителей его музыкальных произведений, однако большинство из них предпочитают заниматься откровенным словоблудием. Биографы Вагнера, как правило, избегают касаться политических, тем более, антисемитских взглядов композитора. Они пишут о чём угодно, только не о влиянии его творчества на германских нацистов. В этом смысле статья Л. Акопяна на Интернете о музыке Вагнера является характерным примером мышления музыковеда, который безразличен к судьбе еврейского народа (Л. Акопян. "Вильгельм Рихард Вагнер - биография"). Антисемитский настрой музыки Вагнера не вызывает эмоций у "чувствительной" души Акопяна. Чтобы читатель почувствовал и понял, каким образом музыковеды заговаривают словами суть музыкальных произведений Вагнера, ниже приводятся несколько цитат из статьи Л. Акопяна по поводу музыкальных достоинств творчества Вагнера, как он их понимает. 
По мнению Акопяна, главные заслуги Вагнера состоят в следующем: "Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки". Слова маловразумительные, потому что, согласно Штильману, последователей у Вагнера почти не оказалось, а в оперном искусстве не произошло "революционных" изменений. По поводу "синтеза философско-поэтического и музыкального начал" можно писать почти о каждом композиторе. Никто не называет имён последователей новаторства Вагнера в опере, они прошли как бы мимо внимания композиторов. 
"Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей", - утверждает музыковед на своём эзоповом языке. "Если в «Тристане» господствует стихия напряженной хроматики, то в «Мейстерзингерах» - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт", - обычная полубессмысленная хиромантия, то есть манера писать о Вагнере специфическим профессиональным языком, мало понятным широкому кругу читателей, зато наводящим, по мнению музыковедов, глянец на произведения Вагнера. Или другой пример стилистики Акопяна: "Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль". Этот особый восторженный стиль восхваления не имеет существительных, одни эмоции без содержания. По поводу оперы «Тристана» Акопян пишет, что Вагнер "с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (свыше четырех часов музыки) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - «Смерть Изольды»), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, то есть постоянно откладываемого разрешения диссонанса (так называемая «бесконечная мелодия»). Тем самым воссоздается атмосфера непреодолимого и страстного томления".  Эта эквилибристика фраз отражает "страстное томление" самого искусствоведа и, если ему верить, до Вагнера никто так выразительно не воспроизводил все оттенки любовных страстей.
Об особенностях оперы «Кольца Нибелунга», исполнение которой во время премьеры продолжалось 18 часов, восторженный Акопян сообщает в своём духе: "Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой коротких музыкальных тем - так называемых лейтмотивов - каждая из которых несет символический смысл, указывая на определенного персонажа, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто". В переводе с птичьего языка эти фразы не содержат никакого конкретного смысла, их можно прилепить к творчеству почти каждого композитора, а указанные в ней так называемые "новшества" Вагнера, достижениями не являются. Забалтывая смысловую сущность оперы, Акопян, по привычке, стрижёт купоны с малограмотных почитателях композитора, ошеломляя их каскадом бессмысленных сочетаний фраз и слов. Акопян называет настоящей революцией в опере предложение Вагнера развернуть дирижёра лицом к оркестру, а не к публике. Весьма спорное заявление, поскольку качество исполнения от новшества не изменилось, а эстетическое восприятие фигуры дирижёра публикой существенно понизилось.
Очевидно, музыковеды профессионально обучаются классическим формам словоблудия. В отношение содержания либретто, которые пишет сам композитор для своих опер, Акопян сообщает, что "некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие причисляют их к вершинам немецкой поэзии". Такой разброс в оценках результатов творчества ещё раз подтверждает условность и субъективность любых оценок.
Когда некоторые авторы статей объясняют причины бойкота музыки Вагнера в Израиле, они, в первую очередь, подчёркивают эмоциональное отношение к музыке оставшихся в живых жертв Холокоста. В качестве примера можно привести соображения поэта И. Губермана о роли дирижёра Д. Баренбойма в пропаганде и исполнении музыкального творчества Вагнера: "Исполнять Вагнера или не исполнять - вопрос не демократии или музыкального вкуса, а исключительно - элементарного милосердия. А когда они умрут, играйте Вагнера с утра до ночи. И кто не любит Вагнера, просто не пойдет на концерт. Короче, на известный вопрос, совместимы ли гений со злодейством, мы отвечать отказываемся, поскольку свое мнение по этому поводу держим при себе. Оно наше личное. Мы полагаем, что каждый человек отвечает на это самостоятельно. Мы только не ходим более на концерты великого, действительно великого музыканта Даниэля Баренбойма. Себе, разумеется, в убыток. И не то чтобы мы были уж такими Иванами Карамазовыми насчет слезинки ребенка, мы и сами достаточные сукины дети. Но вот ходить не хочется". Конечно, в остроумии поэту не откажешь, в отношении исполнения музыки Вагнера Губерман вспомнил только о милосердии к жертвам Холокоста, а затем совершенно неожиданно заметил: "А когда они умрут, играйте Вагнера с утра до ночи". Эта неуместная фраза ссужает понимание вредоносности политизированной музыки Вагнера до местечкового сознания и искажает смысл её бойкота. Исполнять музыку Вагнера безнравственно не только сегодня, но и через десять лет, и через тысячу, потому что вред от его деятельности не исчезает со временем, как нельзя предать забвению преступления нацистов против человечества. Гитлер и Вагнер - близнецы-братья, между ними нет существенной разницы, потому что оба были приверженцами расовой теории, сущность которой состояла в непомерном возвышении арийцев и в уничижении "неполноценных" народов. Преступная идеология нацистов и Вагнера не имеет срока давности.
Губерман хочет быть большим демократом, чем самые фанатичные демократы, и потому выражается витиевато, с намёками и претензиями на тонкий юмор, вроде бы с усмешкой, но без кавычек, называет Баренбойма "великим музыкантом". Дело не в том, что ещё живы свидетели преступных действия нацистов, а в том, что их идеология - антигуманная, враждебная человечеству, которая продолжает присутствовать в сознании немалого числа современников. Согласно Губерману следует, что отношение к музыке Вагнера исчерпывается личным пониманием её достоинств или недостатков. И снова звучит всё та же второстепенная мысль: каждый человек имеет право на свой выбор. Да, антисемиты, для которых идеология уничтожение евреев, как бы ни касается, относятся к музыке Вагнера с восхищением. Однако для каждого еврея, какой бы замечательной ни была музыка сочинителя, проповедующего идеи уничтожение еврейского народа, навсегда останется преступной и подлежащей осуждению. Быть нейтральным по отношению к Вагнеру аморально и недопустимо. Вялое завершение высказываний Губермана по отношению к Баренбойму характеризует поэта как сверхделикатного литератора, который желает никого не обижать. Даже Баренбойма.
Губерману вторит мадам М. Прицкер, музыковед из Нью-Йорка: "Думаю, что проблему своих отношений с Вагнером каждый должен решать сам, основываясь на собственном опыте и восприятии" (М. Прицкер. Вагнер: любить иль ненавидеть", газета "Репортёр", № 288, 13 апреля 2012). Чем руководствуется мадам Прицкер, читателям, очевидно, уже известно. То же самое сболтнул и Баренбойм в интервью журналу "Шпигель": "Уверен, что каждый вправе для себя решать: играть/петь его слушать ли". Однако эмоциональное восприятие музыки Вагнера, которое предлагают читателям господа Губерман, Прицкер и Баренбойм, не касаясь её смыслового содержания, отражает крайне субъективные мнения, которые зависят от воспитания, личных пристрастий, и потому не могут быть общественно значимыми. О том, что каждый человек имеет право на выбор, слушать или не слушать, исполнять или не исполнять музыку Вагнера, известно без мнения Прицкер и Баренбойма. Всё дело в том, как оценивать личный выбор человека с точки зрения нравственности и добропорядочности. С точки зрения Баренбойма и Прицкер, интерес евреев к произведениям антисемита должен быть ограничен любовью к музыке вообще, не учитывая в своих эмоциях свойства личности и идеологии композитора. Для них эмоциональное отношение к Вагнеру не содержит ничего предосудительного. Если же не забывать зло, которое принёс композитор Вагнер еврейскому народу, и какая ненависть содержится в его статьях, высказываниях, в письмах и в текстах партитур музыкальных произведений, тогда стремление исполнять его произведения становится аморальным, а те, кто продолжает восхищаться творчеством Вагнера, теряют всякое уважение. Своим выбором и предпочтениями эти меломаны, вольно или невольно, оказывают поддержку имиджу человека, который призывал к уничтожению еврейского народа.
Эти призывы Вагнера никуда не исчезли, смысл его опер не изменился. И сегодня письма Вагнера продолжают публиковаться, оперы - исполняться, подпитывая антисемитизм во многих странах мира. Напомним, что статья Вагнера «О еврействе в музыке» была впервые издана на русском языке в 1908 году. Сегодня она переиздана "из лучших соображений" русским нацистом А. Аратовым, главным редактором газеты «Русская правда». Недавно стало известно, что в конце 2012 года Валерий Абисалович Гергиев, дирижёр Мариинского театра в Санкт-Петербурге, 1953 года рождения, проявил особую прыть в пропаганде музыки Вагнера в России и заявил на весь мир: "У нас свой Байройт". Если вы думаете, что этот осетин сделал заявление из чистой любви к Вагнеру, вы сильно ошибаетесь. Он сознательно решил создать в северной столице России ещё одно змеиное гнездо для антисемитов. Благодаря стараниям Гергиева, на сцене Мариинского театра впервые была поставлена вся тетралогия «Кольцо Нибелунгов» на немецком языке. Так что в мире существует достаточно музыкальных деятелей, готовых распространять идеи Вагнера и сегодня.
Весьма необычно звучат слова-оправдания дирижёра Арановича, который после многих лет молчания вернулся к исполнению музыки Вагнера. Вот что Аранович сказал о Вагнере: "В 1881 году, за два года до смерти, когда его антисемитизм практически достиг апогея, Вагнер продирижировал на своем фестивале в Байрёйте «Итальянскую симфонию» Мендельсона. И когда его спросили: «Маэстро, как вы можете исполнять музыку этого еврея?», Вагнер ответил: «Это великий композитор, а его симфонию я дирижировал в белых перчатках, чтобы не прикасаться к партитуре». Я решил сделать то же самое. Я буду дирижировать музыку Вагнера в перчатках, чтобы не оскорбить его прикосновением еврейской руки. Разумеется, те партитуры опер Вагнера, где он говорит о евреях и своем отношении к ним, я и в руки не возьму. Даже в белых перчатках. Но я убежден, что со временем мы всё больше будем отдаляться от личности Вагнера и все больше приближаться к его музыке". Такое необычное использование белых перчаток в объяснениях музыканта! Фактически, Аранович повторил пошлость Вагнера о белых перчатках, использование которых свидетельствует не о характере музыке, а о вздорном характере и поведении самого исполнителя. Вагнер проповедовал ненависть к евреям, а использование перчаток любого цвета не может изменить содержание музыкального произведения.
Случай с Баренбоймом не является единичным. Подобное мировоззрение имеет широкое распространение в среде израильской шпаны, иначе эту продажную левую публику назвать затруднительно, поведение которой можно характеризовать как "Казус Баренбойма". Евреи, сохраняйте к себе уважение, не пропагандируйте творчество антисемитов, которые ненавидят еврейский народ, и вас в том числе! Не ходите на концерты Баренбойма, не популяризируйте его творчество и ему подобных!

    (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


ВЛАДИМИР ОПЕНДИК


3 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА


Рецензии