Антисемитизм и ответственность вагнера

АНТИСЕМИТИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВАГНЕРА
     ВАГНЕР. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ (ОКОНЧАНИЕ)

            ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Таланты и преступность совместимы,
а ценность личности есть нравственность её.

В связи с упоминанием имени дирижёра Баренбойма и анализом его высказываний в связи с исполнением музыки Вагнера и связанными с этими заявлениями проблемы на Ближнем Востоке, приходится вновь возвращаться к теме, которая имеет отношение к оценке творческой личности. Многие авторы в своих статьях часто называют Вагнера известным, талантливым, выдающимся и так далее. Вновь возникает необходимость поговорить о том, из каких свойств личности состоит ценность и что составляет высшую ценность -  достижения в какой-либо области или тот нравственный заряд, который несет людям творчество этих индивидуумов. То есть, речь вновь пойдёт о пресловутой совместимости творческих способностей с нравственной оценкой деятельности, с поступками и суждениями, которые редко соответствуют людям с развитым интеллектом. Ценность человека складывается из многих его качеств - как умственных, так и физических. Среди них - характер, воспитание, образование, отношение к труду, индивидуальные способности, личное обаяние, совместимость и умение общаться с другими людьми, ради чего живёт человек, и так далее и так далее. Среди разнообразных человеческих качеств нельзя игнорировать такие, как недоброжелательность, ненависть к какой-либо части человечества, призывы к убийству невинных людей, к их унижению, прелюбодеяние или черная неблагодарность, и так далее. Многообразие качеств и комбинаций в одной личности могут быть самыми невероятными. Однако подлость, лживость и предательство являются самыми отвратительными свойствами, и нередко они-то и определяют итоговую характеристику человека.
Анализ творчества и высказываний многих известных музыкантов, художников, артистов, шахматистов и других представителей мира искусства и спорта, как это выяснилось на примере с Вагнером и Баренбоймом, подтверждает, что тонкий ум, высокая нравственность и выдающиеся способности не всегда могут совмещаться в одной личности. Талантливый человек, проявивший себя в какой-либо узкой сфере искусства, нередко оказывается совершенно аморальной личностью с полным отсутствием знаний в других областях, а его суждения вне специальности выглядят наивными и отличаются примитивностью. Кроме того, можно также заметить, что способности человека могут сочетаться с завистью к чужим успехам, склочностью, с завышенной самооценкой, а также с удивительной изощрённостью в совершении аморальных или антиобщественных поступков. Все разговоры о несовместимости злодейства и таланта оказались пустым сотрясением воздуха, потому что они не соответствуют реальной характеристике огромного количества весьма известных и талантливых людей. Речь в данном случае даже касается отношений между мужчинами и женщинами. В этом смысле большинство людей ведут себя почти одинаково, не отличаясь особой разборчивостью в сексуальных связях. Многие творческие люди, особенно артисты, художники, музыканты, успевают прожить две-три жизни, побывать в нескольких официальных браках, поменять не одну спутницу, зачать детей как в браке, так и вне его, однако мало кто сомневается в их выдающихся способностях. Некоторые известные деятели искусства нередко обладают такими отвратительными личными качествами, которые реже встречаются у людей нормальных, не обременённых особыми талантами. Например, упомянутый ранее Гергиев, дирижёр Мариинского театра в Санкт-Петербурге, который занимается организацией второго фестиваля Байройта в России, имеет троих детей от законной супруги, а также  внебрачную дочь Наталью от филолога Елены Остович. Поэтому общая оценка личности должна определяться по совокупности свойств согласно единой шкале ценностей для представителей рода человеческого, которая незримо существует для всех людей независимо от их происхождения и специальности.
Ранее были приведены высказывания многих музыкантов в отношении оценки творчества Вагнера. Большинство из них не выходят за рамки разговоров об особенностях музыкальных произведений, не касаются их смыслового содержания. Музыканты предпочитают говорить об эмоциональном восприятии звуков. Многие из них просто хитрят и сознательно уводят внимание читателей в сферу заумных разговоров, не имеющих смысла, и потому не подлежащих обсуждению. Кроме того, некоторые музыканты не имеют своего мнения в от ношении музыки Вагнера, повторяют одни и те же стандартные фразы о праве каждого человека любить или не любить музыку. Музыкальная среда так же, как и любая творческая, в которой личные амбиции в сочетании с отсутствием обширных знаний о мире, в котором она, эта среда, существует, при игнорировании ценности нравственного воспитания способна создавать удивительно противоречивые и аморальные личности, у которых эмоции преобладают над здравым смыслом. Такой личностью, к примеру, является дирижёр Баренбойм из Аргентины. Проявление каких-либо способностей в любой области искусства не может быть гарантом и признаком развитого интеллекта. Высказывания и поступки Баренбойма при руководстве арабским оркестром подтверждают неадекватное восприятие этим музыкантом реального мира, отсутствие у него моральных ориентиров и враждебность по отношению к собственному народу.
По поводу существования различных мнений специалистов в отношении творчества Вагнера весьма справедливо написал журналист А. Красильников в статье "Лучший ученик дьявола", помещённной на Интернете. Автор точно прокомментировал суть высказываний всех музыкантов и музыковедов, вместе взятых, по поводу содержания опер Вагнера: "За всем этим кроется вовсе не любовь к операм этого композитора, а банальная, модная попытка социалистов-либералов лишить евреев Израиля и мира памяти о трагедии Холокоста и сделать их, тем самым, безоружными перед новыми последователями словесного творчества Рихарда Вагнера". Увы, и слово нередко может быть опасным оружием в устах человека: "Не знаю, использовали ли нацисты в своей пропаганде на восточном фронте цитаты из Вагнера, но мне точно известно, что слово «великого русского писателя Достоевского» тиражировалось в листовках неоднократно". К этим фразам Красильникова можно добавить, что и музыка, которую использовали нацисты, была превращена ими в оружие, отравленное ядом национальной ненависти.
Можно лишь удивляться примитивности и нелогичности почти всех высказываний "великого" дирижёра и пианиста Баренбойма. В двух интервью немецким журналистам он сумел настолько дискредитировать имидж известного музыканта, что этот позор останется с ним навсегда. Вот уже более десятка лет Баренбойм с особым рвением стремится исполнять музыку антисемита Вагнера, не догадываясь, в чём состоит её главная особенность. Кроме обычной глупости и подлости в суждениях музыканта ничего не содержится. Оправдывая своё участие в исполнение музыки Вагнера, Баренбойм перечислил несколько музыкальных произведений, в которых не обнаружил антисемитского содержания. У писателя Н. Гоголя также нет язвительных упоминаний о евреях в комедии "Ревизор" или в повести "Мёртвые души". Ф. Достоевский также вспоминал о евреях не в каждом из своих произведений. Да и Гитлер не беспрерывно кричал "об окончательном решении еврейского вопроса". Так что "логика" Баренбойма, как всегда, хромает на обе ноги.   
На примере истории с Баренбоймом, с его умственным и безнравственным уровнями развития и воспитания, можно ещё раз убедиться в том, что между профессиональными способностями музыканта и его интеллектом существует полное несоответствие. Когда успешный музыкант начинает считать себя авторитетом во всех сферах человеческой деятельности и даёт советы в тех областях, в которых является невежественным дилетантом, он превращается во всеобщее посмешище. Некоторые антисемиты давно догадались, что Баренбойм представляет собой обычный тип болтуна, и широко цитируют его невежественные антисемитские высказывания. Сам Баренбойм не понимает, что является марионеткой в чужих руках, а его самоуверенность и отсутствие чувства меры толкают музыканта на новые беспардонные заявления. Если бы Баренбойм жил во времена Вагнера, он, несомненно, плясал бы под дудку немецкого антисемита так же, как вёл себя еврей Леви. Оба дирижёра принадлежат к одной партии рабов. Если бы Баренбойма не было, его бы выдумали антисемиты.
Ч. Ломброзо, известный итальянский учёный еврейского происхождения, с 1876 года профессор судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете, издал в 1863 году исследование под названием «Гениальность и помешательство», в котором провёл параллель между великими людьми и помешанными. В этой книге Ломброзо практически поставил диагнозы "величайшим представителям человечества", изучая биографии исторических личностей. Например, он привёл многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии психических отклонений у ряда писателей, а также описал специфические особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством. Однако большинство примеров Ломброзо похожи не на заболевания психики, а на странность характеров, что не связано с помешательством. Например, Ломброзо утверждал: "Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогичных выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?" Трудно согласиться с таким выводом. Нелогичность выводов и нелепые противоречия в суждениях многих знаменитостей свидетельствуют не о нарушениях психики, а об отсутствии способностей к умственной работе и к анализу фактов, не относящихся к их профессиональной деятельности. В заключение своего труда Ч. Ломброзо всё же согласился с тем, что на основании его исследований с использованием свидетельств медицины нельзя утверждать, что "гениальность вообще есть не что иное, как умопомешательство".
Нередко можно услышать, что евреи - умная нация. Одни утверждают это мнение по злобе, с недобрым умыслом, другие - по душевной простоте. Однако и те, и другие сильно заблуждаются в отношении умственных способностей евреев. Еврейская нация имеет дураков не меньше, чем другие народы, а в среде способных или талантливых людей дураки встречаются ещё чаще. Подробный анализ утверждений Баренбойма - убедительное тому подтверждение.
 
ОСИНОЕ ГНЕЗДО В БАЙРЕЙТЕ

13 февраля 2013 года исполняется 130 лет со дня смерти, а 22 мая того же года - двести лет, как в Баварии появилось на свет удивительно тщеславное и злобное существо, которому родители дали имя Рихард Вагнер. Нетрудно представить, сколько лживых и высокопарных слов будет сказано по этому поводу любителями музыки композитора, а также ненавистниками евреев. Особое оживление возникнет в среде  разного рода антисемитов, для которых рождение предтечи нацистов является большим праздником души. Они будут радоваться не столько самому Вагнеру, сколько ещё одной возможности насолить евреям. Не пропустит этот праздник огромная армия аполитичных музыкантов, для которых профессиональная солидарность и удовлетворение собственного тщеславия ценятся выше всяких других нравственных соображений.
Фашиствующие литераторы разных национальностей будут клясться в любви к музыке Вагнера и писать о чём угодно, но не о мировоззрении композитора, которое было и остаётся преступным, хотя авторы хвалебных очерков как правило сами понимают в звуковых сочетаниях не больше, чем разбираются в алгоритмах высшей математики. Они, естественно, даже не подумают о той части ответственности самого Вагнера за преступления, которое совершили немецкие нацисты в Европе и на территории бывшего Советского Союза. А в среде единомышленников многие участники торжества всячески будут обелять чёрного кобеля. Ничего нового придумать они не сумеют, а то, что уже сказано о музыке Вагнера - неубедительно, недостоверно, лживо и безнравственно. Многие из них будут восхвалять музыкальные достоинства Вагнера, не подозревая и не догадываясь о том, что именно эти "достоинства", были названы преступными и осуждены Международным Нюрнбергским Трибуналом 55 лет тому назад.   
Теперь несколько слов о ежегодных фестивалях музыки Вагнера в родовом поместье композитора в Байрейте, которое усилиями Вагнера и его ближайших родственников превратилось в осиное гнездо самых махровых антисемитов мира. Открытие байрейтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой оперы «Кольца Нибелунга» под управлением Г. Рихтера. С тех пор это злосчастное поместье стало местом ежегодного паломничества международных антисемитов, ярким подтверждением злобных намерений Вагнера со дня создания этого театра. Г-жа Е. Лопушинская, автор многолетнего исследования о влиянии байрейтских ежегодных фестивалей на посетителей, пришла к выводу: "Авторы байрейтского круга, таким образом, стали духовными предтечами национал-социализма. Мост к Адольфу Гитлеру был переброшен…. Козима собрала вокруг себя реакционных журналистов, заражённых идеями национализма и антисемитизма музыковедов и критиков, тех, кого австрийский музыкальный критик Эдуард Ганслик назвал «братством ханжей святого Рихарда». Можно сказать, что с Козимы и её окружения в Байрейте, где после смерти Вагнера она стала полновластной хозяйкой, начался культ Вагнера как провозвестника «германского национального духа»  (Е. Лопушанская,  февраль 2001, «Partner» Dortmund, Дюссельдорф).
После смерти Козимы в 1930 году и её сына Зигфрида Вагнера Винифред, вдова последнего, взяла на себя руководство Байрейтским фестивалем, превратив его в культовое мероприятие национал-социалистов. Ещё в 1923 году Винифред познакомилась с А. Гитлером, стала его страстной поклонницей, ввела фюрера в круг своей семьи. В январе 1926 года она вступила в ряды НСДАП. С 1933 по 1940 год Гитлер часто присутствовал на Байрейтских фестивалях. В 1929 году она устроила встречу Гитлера с престарелой Козимой.
Перед смертью Вагнер завещал потомкам: "И после нашей смерти (себя он называл во множественном числе, считал почти Б-гом) мы сверху будем следить, чтобы все шло по пути, указанному нами". Останки Вагнера давно истлели в могиле, но посеянные им ядовитые семена антисемитизма продолжают ежегодно прорастать в Байрейте. Поместье Вагнера продолжает быть осиным гнездом антисемитов всего мира. Для повышения авторитета фестиваля антисемиты всегда стараются привезти туда известных евреев, чтобы их присутствием завуалировать антисемитский дух этих мероприятий. Однако никакие возвышенные слова любителей так называемой чистой музыки, которая нередко бывает грязной, не смогут заслонить истинного смысла  провокационного семинара ненавистников евреев со всего мира. Скрипач Штильман сообщил об участниках вагнеровских фестивалей: "Летают чартерные рейсы из одного полушария в другое. Самолеты наполнены до отказа фанатичными поклонниками музыки «Мастера из Байройта». Эта каста людей - многонациональный конгломерат, в основном люди более чем состоятельные и еще - аристократы из всех европейских стран. Они не пропускают ни одного исполнения «Кольца Нибелунгов», где бы оно не происходило". Проведение вагнеровских фестивалей в наше время является показателем антисемитского настроя так называемой музыкальной общественности многих стран. Готфрид, правнук Вагнера подтвердил вклад своего прадеда в Катастрофу еврейского народа: "Вагнер, сам по себе, сделал свой вклад в неразрывную связь Байройта, Терезиенштадта и Освенцима». Лучше и выразительнее сказать трудно.
Штильман пишет, что в байройтском фестивале почти на всех его этапах, кроме периода с 1936 по 1945 год, участвовали "дирижеры еврейского происхождения многих стран мира. В послевоенные годы это однозначно указывает на их нежелание видеть прямую связь искусства и политики, политики, приведшей к преступлениям против человечества". Фестиваль в Байрейте по своей вредности для морального здоровья человечества можно сравнить со сборищем международных антисемитов под названием "Дурбан", которое проводится под эгидой ООН во главе с ничтожным корейцем. Так называемое мировое сообщество по требованию мусульманских стран собирается для очередного осуждения Израиля с позиций фашиствующих исламистов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Подводя итог серии статей, связанных с оценкой личности и творчества немецкого композитора Р. Вагнера, хотелось бы высказать несколько общих соображений. 1. Огромный музыкальный мир, состоящий из композиторов, музыкантов, критиков и музыковедов, а также многомиллионной армии любителей музыки, в основном своём составе, мягко говоря, оказался не на должной высоте в истории, относящейся к личности и творчеству Вагнера. Расовые предрассудки композитора оказались вне сферы цивилизованного общения между людьми, а сами предрассудки любители музыки либо не заметили, либо посчитали, что они попросту не существуют. Судьба евреев их волновала меньше всего, а чудовищные последствия мировоззрения Вагнера для еврейского народа меломанов никогда не интересовали. Почти никто из известных музыкантов не решился объявить бойкот исполнителям музыки человеконенавистника. Профессиональные интересы и тщеславие явно превуалировали над нравственными соображениями. Словом, значительная часть музыкального мира оказалась заражённой антисемитскими настроениями не меньше, чем остальной мир. Конечно, нельзя отрицать огромное эстетическое удовольствие, которое получают миллионы слушателей от прекрасных музыкальных произведений, но нельзя быть совсем неразборчивыми в своих вкусах, превращаться в бездумных фанатов, которые способны терять голову от безмерной любви к музыке. Эти люди никогда не смогут объяснить, почему из огромного числа композиторов немецкие нацисты выбрали музыку Вагнера, и  утверждают, что сам Вагнер к этому выбору никакого отношения не имеет. Они не задумываются о том, что трагические последствия от распространения зла могут коснуться каждого из них.
Ещё раз напомню некоторые высказывания известных композиторов и исполнителей о музыке Вагнера: Д. Верди: "Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила". Г. Нейгауз: "Музыка Вагнера пробуждает худшее". И только В. Софроницкий обнаружил идеологическое сходство с нацизмом: "В нем меня отталкивают какие-то черты, предвосхищающие самое ужасное у немцев - фашизм". Фактически,  в огромном музыкальном мире оказались единицы, которые отважились сказать правду о личности и творчестве Вагнера и преодолеть профессиональную предвзятость.
Другое дело, обычные антисемиты, которые сознательно и целенаправленно пропагандируют творчество Вагнера. Приведу цитату из статьи черносотенца Горбунова из Могилёва, в которой он захлёбывается от восторга: "Рихард Вагнер - один из моих любимейших композиторов. Я считаю его абсолютным музыкальным гением - третьим после Баха и Бетховена. Лучшие часы моей жизни были связаны с музыкой Вагнера, и качество того наслаждения несопоставимо ни с чем: устами великого немецкого мастера Всевышний сказал людям кое-что из самых сокровенных своих слов". "Я считаю, - пишет Горбунов, как будто кто-то интересовался его мнением, и расставляет немецких композиторов по шкале своего понимания ценности. Эпитеты в превосходной степени, не подкреплённые ни одной мыслью, усиленные эмоциями, не стоят и копейки. Горбунов может считать и любить  кого угодно, это его личное дело. О том,  что он сам не понимает, что пишет, свидетельствуют его бессвязные слова в конце фразы. "Кое-что" - это птичий язык. При этом можно заметить, что музыкальные вкусы Горбатова полностью совпали с предпочтениями главарей нацизма.
Большинство современных музыковедов как бы не хотят реально оценить значение музыки в жизни людей, сами существуют в искусственном мире звуков, нередко своими восторженными заявлениями вводят в заблуждение читателей, нарушая все разумные пропорции. Примеры оценок творчества Вагнера музыковедами Прицкер и Акопяном, приведённые ранее, далеко не единственные в этом жанре. 
2. Сегодня невозможно точно установить, кто первым назвал Вагнера гением, но с тех пор эту оценку бездумно или сознательно повторяют немало людей. С лёгкой руки дирижёра Арановича, который также назвал композитора гением, многие авторы принялись на все лады талдычить о совместимости завышенного титула со злодейскими поступками Вагнера, чтобы оправдать исполнение его музыки и отделить отвратительные качества автора от музыки, которая якобы не может быть опасной для нравственного и психологического состояния слушателей. Словом, возникла пустопорожняя дискуссия, не имеющая отношение к Вагнеру.
Как личность, Рихард Вагнер был ничтожеством, аморальным человеком почти во всех отношениях. Молодой композитор считал себя гением, а окружающие люди были просто обязаны помогать ему вести соответствующий образ жизни, требовавший больших материальных расходов. Навряд ли он кого-либо любил по-настоящему, а лишь использовал способности других людей в личных целях. Дело не в том, что Вагнер занимался прелюбодеяниями с замужними женщинами, жил с жёнами тех меценатов, которые добровольно оказывали ему финансовую помощь, либо исполняли его музыкальные произведения. Он презирал всех своих благодетелей и платил им черной неблагодарностью. Жизнь Вагнера с Козимой, которая была младше его на 24 года, навряд ли можно назвать естественным брачным союзом с женщиной, родившей ему троих детей вне брака. Свою фанатичную жену Вагнер превратил в рабыню, в свой придаток, в секретаря, записывающего его мысли для потомков. В 1849 году после поражения дрезденского восстания Вагнер был признан государственным преступником, он им, фактически, оставался в течение жизни. Вагнер на тринадцать лет был выгнан из Баварии  из-за связи с замужней женщиной.
Что касается музыки Вагнера, то в данном случае речь идёт не о музыкальных вкусах, которые могут быть у людей разными, а о морали и о человеческом достоинстве. В этом смысле особая ответственность ложится на евреев, исполняющих музыку Вагнера не только из-за неразборчивости, но и из-за потери здорового чувства национального достоинства. Им как бы нет дела, что своими надуманными мифическими образами Вагнер возвышал арийцев и принижал другие народы, считая их представителей недочеловеками. Вагнер гением не был, а злодеем - безусловно был.
3. Мир всегда был и будет настроен недоброжелательно по отношению к евреям. Однако уровень антисемитизма в значительной степени зависит от самих евреев. В течение многих веков евреи были совершенно бесправными и даже не могли подать голос в защиту собственных прав и человеческого достоинства. Пример с музыкантом Г. Леви - тому доказательство. После приобретения равноправия только от самих евреев зависило, позволять ли антисемитам оскорбительные высказывания или поступки, публичные проявления ненависти, надругательства на кладбищах или физические преследования отдельных лиц. К сожалению, евреи не обладают той национальной сплочённостью, которая бы отличала их от диких мусульман или от поведения чернокожего населения. Только коллективный и решительный отпор проявлению каждого насилия  и ненависти по отношению к евреям способен, если не искоренить эти гнусные явления полностью, то значительно сократить и ослабить их. Всякое непротивление злу приводит к возрастанию зла. Эти слова также относятся и к реакции евреев на исполнителей музыки Вагнера. Такие концерты следует бойкотировать и подвергать публичному осуждению.
Справедливость этого утверждения можно легко подтвердить на примере поведения Израиля по отношению к арабским террористам. Обстрел территории и его интенсивность полностью зависят от быстрой и решительной реакции на каждый выстрел.
Евреям навязывают мнение антисемитов о гениальности Вагнера, что его музыка якобы не имеет отношение к мировоззрению. К сожалению, многие евреи внесли свой позорный вклад в поддержку высокого имиджа злодея. Нужно разорвать созданный порочный круг: гений - музыка - публицистика - исполнение, и объявить бойкот Вагнеру. Нужно развеять позитивный имидж этого чудовища и постоянно напоминать его любителям о решении Международного трибунала в Нюрнберге в 1946 году о признании идеологии нацистов преступной.   
    4. Большинство критических и публицистических статей, посвящённых Вагнеру, похожи друг на друга, как близнецы. Их авторы, как правило, используют одни и те же цитаты и утверждения, переписанные, очевидно, друг у друга, главным образом заимствованные из статей Ю Арановича или А. Штильмана. Если говорить о статьях русскоязычных авторов, то почти никто из них не избежал повторных рассуждений по поводу слов "гений и злодейство".  Многие из них не понимают, почему в Израиле запрещено исполнение музыки Вагнера, некоторые считают это запрещение временным. Преступление такого масштаба как Холокост не имеет срока давности, а музыка Вагнера со временем не потеряет свого нацистского содержания. Интерес к Вагнеру сознательно поддерживается огромной мещанской массой из числа любителей музыки вообще и около музыкальной богемы в частности, а также антисемитами и политическими проститутками вроде Баренбойма.
Из огромного числа статей, посвящённых Вагнеру, ниже приводится несколько критических замечаний в адрес г-на С. Динкевича, который редко отличается самостоятельными мыслями, а чаще повторяет общеизвестные факты (Интернет-газета "Мы здесь", "Соавтор нацистов", № 255, 2012). Прежде всего, необходимо отметить, что Динкевич допустил смысловую ошибку в самом названии статьи, перепутав, кто у кого был соавтором и превратил Вагнера из предтечи в последователя нацистов. Хотя в тексте статьи сказано, что самые иезуитские слова, как "окончательное решение еврейского вопроса", были подсказаны нацистам Вагнером.
Динкевич неверно утверждает, что "недопустимо разделять эстетику и этику, эстетику творений от этики творцов", противопоставляя личные неэтические поступки Вагнера с высокой эстетикой его творчества. И совершенно ни к месту он приводит высказывание композитора, который говорит о совершенно другой, о смысловой совместимости мировоззрения автора с его творческой интерпретации в музыке, в которой свойства личности не имеют существенного значения. Неэтические поступки Вагнера по отношению к жёнам своих друзей можно было бы и не упоминать, однако этика поведения не является самой значимой частью в оценке личности. Очень многие известные люди не отличаются нравственным поведением в быту. Со временем такие нелицеприятные подробности личной жизни забываются, уходят в прошлое, а потомкам остаются результаты творчества. Однако у Вагнера всё обстоит иначе. Композитор говорит совсем о другом в той цитате, которая приведена Динкевичем: “Было бы величайшей ошибкой отделить Вагнера-мыслителя и философа от Вагнера-композитора. Может быть в других случаях это возможно, но в моем - нет”. Главное в этой фразе - аморальность поведения по отношению к целой нации, которую композитор открыто призывал уничтожить как в своих статьях, так и в музыкальных произведениях. Геббельс, руководитель отдела пропаганды Третьего Рейха, подтвердил, что музыка Вагнера “прославляет сильную личность, немецкий национальный дух и прекрасно подкрепляет суть нашего лозунга “Германия превыше всего!” Вот "этику" Вагнера такого рода простить никак нельзя.
Динкевич не может преодолеть притяжения мировой литературы и продолжает идти на поводу у антисемитов. Он называет антисемита Солженицына вместе с Вагнером и Достоевским "выдающимися деятелями мировой культуры". Такую высокую оценку этим деятелям "мировоё культуры" дают безнравственные русские националисты, которые вместе со своими кумирами презирают еврейский народ, называют их гениями. Но эти "гении" так запачкали себя антигуманными высказываниями, так всю жизнь занимались пропагандой национальной ненависти, что называть их гуманистами неверно и дико. Любого деятеля, отрицающего необходимость проявления гуманизма в отношениях между людьми, недопустимо относить к людям высокой культуры, иначе эту культуру следует называть дикой, варварской. Какая тут "культура", если Солженицын всю жизнь клеветал на евреев, создавал огромной силы литературу ненависти, а Достоевский поддерживал слухи о кровавом навете и в дневниковых записях разных лет предлагал содрать с трёх миллионов российских евреев кожу. Вагнер пошёл ещё дальше.   
"Музыка Вагнера постоянно звучала в лагерях смерти", - бездумно сообщает известный факт Динкевич, хотя садизм нацистов не заключался только в исполнении музыки одного Вагнера. Исполнялись музыкальные произведения и других композиторов, в том числе Штрауса, но эти факты не имеют отношения к осуждению самих композиторов. Они свидетельствуют только о садизме нацистских убийц. Ещё одно вздорное мнение Динкевича, которое противоречит другим его же высказываниям: "Если бы Вагнер писал только музыку, она, безусловно, звучала бы на концертах в Израиле наряду с произведениями других великих композиторов". Ничего подобного! Именно музыка композитора привлекла внимание нацистов, об этом ещё раз очень чётко сказал Геббельс, цитату которого приводит сам Динкевич. Если бы не существовали публицистические статьи Вагнера, а только была известна его музыка, прославляющая воинственный дух нацистов-арийцев, она бы не утратила своего отвратительного содержания.   
Кроме того, статья Динкевича написана небрежно, содержит множество фактических неточностей. Так, автор называет Гайера, отчима Рихарда, "евреем-выкрестом", что совершенно неверно. Самими нацистами установлено, что отчим был стопроцентным немцем. Гаейер умер, когда Вагнеру было 8 лет, а первая жена композитора Минна (1809-1866) была бездетной и не могла в 1836 году, когда сошлась с Вагнером, иметь 13-тилетнюю дочь. В 1836 году ей исполнилось 27 лет. Минна была старше Вагнера на четыре, а не на семь лет. И так далее. Имеются и другие неточности, но не они главные. Динкевич допустил достаточно много смысловых ошибок. И это печально.

ВЛАДИМИР ОПЕНДИК


9 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА


















Рецензии