Слесарь-интеллигент со средним образованием

     Трудно сказать наверняка, что и сколько вкладывали в понятие слесарь-интеллигент со средним образованием Ильф и Петров, но, по моему пускай не слишком, не до дна глубокому разумению, так много, что точнее и не сказать, увы, о почти всем человечестве (уж о русской-то его составляющей, как минимум). Менее поэтично и метко, но столь же емко, как, собственно, и уместно для врача-философа, высказался Юнг, заключив, что думать – великий труд, поэтому большинство людей лишь судит. Однако же, крылатые выражения, хлесткие метафоры, пословицы и прочие лапидарности имеют один общий недостаток, они - альфа и омега истины и уже не требуют никакого разжевывания, а жевать, черт возьми, – первейшая после (а, может, и до) самосохранения и репродукции потребность всякого живого существа на земле. Сам же акт пережевывания, в свою очередь, отнюдь не самоцель, тут еще и процесс переваривания ну и… остатки, экскременты (простите за натуральность), так сказать. К словам одесситов, положим, добавить нечего, но к мысли швейцарского психиатра я бы от себя приписал бы: большинство судит и поучает. И это вот поучение, как результат неважного пищеварения (если не несварения), в сущности, как я уже выразился, экскременты, ничтоже сумняшеся, не интимно-тайно, как приличествует эдакому акту, но вполне прилюдно, пахуче и вываливается иными на общественный газон. Ежели такое свинство происходит в стенах малогабаритной кухни-хрущевки и под дешевый портвейн, то и полбеды бы, да вот только мир изменился. Прошловековой бумаге и не снились те муки, что приходится испытывать сегодня интернету. Непроверенного содержания википедии, безо всякого синтаксиса и пунктуации социальные сети, скандального наполнения блоги, лишенные всяких понятий о приличиях форумы… М-да… Тем не менее, у нас всегда есть выбор не читать. Но другое дело – не слушать. То ли Шопенгауэр сам, то ли ссылаясь на Канта (грешен, не помню доподлинно), но вполне резонно заметил, что музыка есть самый навязчивый из всех искусств вид, имея ввиду тот факт, что закрыть книжку или же отвернуться от картины гораздо проще, нежели заткнуть уши. Я здесь не о музыке, собственно, а об вещании через телевизор и, совсем уж конкретно, о слесарях-интеллигентах от Мельпомены, еще точнее, об актерах с, так сказать, «убеждениями».

     Я очень различаю актера и артиста хотя бы по этимологии: актер от слова акт, действо и артист от слова арт, искусство. Артисты, сиречь, служители истинной художественности, никогда не опустятся до обсуждения, да еще и обсуждения прилюдного вопросов, в коих некомпетентны, но их, таких артистов, такие вымирающие единицы, что и даже самая скрупулезная статистика их не учитывает. Актеры же…. Вот вам сейчас Алла Борисовна «пропоет» до тонкостей, как следует устроить справедливое государство на раз; тут Никита Сергеич преподаст мастер-класс на предмет морали и православия; а вот и сродственник его об истинной и божественной любви к четвертой, пятой да и к каждой из жен бывших и будущих; здесь вам Станислав Сергеич поведает, бия святым кулаком по окаянной шее, как родину надо любить… Имена-то, как вы понимаете, здесь все вымышленные, темы лишь частью из бесчисленного, но длить этот ряд нет смысла. Суть и беда в том, что, невзирая на уровень интеллекта и интеллигентности каждого такого «слесаря», их, черт возьми, слушают и ушей своих не затыкают, ибо популярность тому порукой. Более того, даже сильные мира сего, понимая, что их самих, ахинеи их не очень-то и слушают, с охотою прибегают к услугам вышеозначенных (простите) серунов, когда нужно пропихнуть в народ какую идею. Иногда это простоя сделка поддержания увядающей актерской популярности взамен на нужные слова, ну а если чего посерьезнее, скажем, выборы на второй срок, тут пожалуйте вам и звание Народного артиста России.
Если и допустить, что некий государственный муж идет на подобное ради высшей цели,  то и пусть его на его совести…, мотив «слесарей» же всегда один – «это я, я, я умный, не забывайте про меня, слушайте меня!..». Ах и прав был Салтыков-Щедрин, когда говорил, что не только писатель делает читателя, но и читатель писателя, отводя каждой из сторон вины за убожество общественного самосознания ровно по пятьдесят процентов. Такая простая для века девятнадцатого формула сегодня усложнилась в разы, она сделалась резонансной. Говорящий изрыгает пошлость, слушающий проглатывает, снова требует пошлости и вновь получает и так до самого дна, до плинтуса и как в макро- , так и в микромире, нет пределов буйному такому «совершенству».

     Вот и вышло у меня коротенькое эссе слесаря-интеллигента со средним образованием - суд да поученья. Извинит ли автора такой факт, что он прежде еще и думал?.. Простится ли ему, что нет в его словах желанья поучать, а только горе?.. А вдруг найдется другой-третий, что поплачет вместе с ним?..


Рецензии