У тёти Вали

Погостив у друзей в Раёво, собралась до дома к маме в деревню Талачик. Утром Дима завёл машину и мы поехали. Надежда рассказывала истории, которые с ней приключались по дороге. Проехав немного увидели поле с люпинами. От края до края синь - синева. Остановившись мы вышли, чтобы сделать несколько снимков. Красота. Через некоторое время подъехали к развилке на мосту. Следуя указателям выехали на трассу. Дальше свернули в сторону посёлка Бырма. У меня внутри началась паника. По этой дороге я ехала в автобусе поздно вечером зимней порой. А сейчас лето и светло. Читая указатели мы продолжали свой путь. Ленск, Мазунино, Юговское... в Юговском на одной из улиц мы не знали куда повернуть. Остановившись спросили проходивших мимо женщин. А дальше по знакомому пути. Проехав посёлок и пару деревень, свернули на лево. По дороге мимо полей, перелесков и подъехали к деревне. Мама стряпала пирожки, когда мы приехали. Отдохнув мы пошли погулять, смотря наши достопримечательности. Дима решил порыбачить возле старого моста, а я, Надя и мой племянник Алёша пошли в сторону Уткиной горы. Вечером Надя с Димой уехали к себе в Раёво.
Через несколько дней после приезда собралась в гости к тёте Вале. Я хотела записать песни и рассказы какие она помнит и другие истории, какие происходили с ней и с односельчанами. После обеда пошла к дому тёти Вали. Небольшой палисадник с большим кустом сирени перед окнами. Стучусь в двери.
- Кто там? Что хотели?
- Частушки, песни и рассказы. - ответила я.
Тётя открыла двери впуская меня в дом. На мостике сняла шлёпки поднялась на крылечко. Пройдя сени мы вошли в избу. На окошках с белыми занавесками стоят цветы. С правой стороны в уютной комнате, как и во всех в домах, стоит Русская печка. Сев на табурет возле камина, завела разговор  о том, что я хотела услышать частушки и песни прошлых лет, которые сейчас никто не поёт.
- Эти частушки мы раньше пели на концертах перед односельчанами прокатывая все неполадки в колхозе.- С улыбкой сказала тётя Валя и запела:
***
Задушевная подруженька  запишемся в колхоз,
Белы кофточки оденем  и пойдём на сенокос.
***
Хорошо в колхозе робить, хорошо пары пахать.
Сама лучшая работа на руках у девок спать.
***
Говорят в колхозе плохо, а в колхозе хорошо.
До обеда ищут лошадь, а с обеда колесо.
***
Бригадир нашей бригады спит и потягается,
А бригада под окном работы дожидается.
***
Под окном собаки лают — это лает бригадир.
Выходите на работу, а то хлеба не дадим.
***
С неба звёздочка упала бригадиру на кровать.
Не пойду в колхоз работать, лучше буду пировать.
***
С неба звёздочка упала бригадиру на ремень,
Кто поставит поллитровочку — запишет трудодень.

-— Раньше то на трудодни ведь работали.—И продолжила петь:
***
На корове боронила похохатывала.
Каждый день трудодень зарабатывала.
***
Бригадира полюбила, с председателем спала.
Я сегодня заработала четыре трудодня.
Немного посидев в тишине тётя Валя вспомнила и продолжила свой рассказ.
- Мы раньше то в деревне Берёзовка жили. Я и моя сестра Таисья частенько уходили на косогор возле наших домов и там пели песни. С одной стороны два дома стояло, а другие поодаль. Все выходили под окно и слушали, приговаривая - это Мани Волеговой опять девки поют.
Едет по морю моряк аленькие губки.
Ты возьми меня с собой, еду в одной юбке.
Если любишь ты меня так садись со мною.
Я на юбку тебе дам будь моей женою.
Пошла доченька просить матери совета:
Мать совета не дала плавать вокруг света.
Не послушала она матери совета.
И поехала она плавать вокруг света.
Плват годик, плават два, горечка не знает,
А про материн совет часто вспоминает.
А на третий год она - дочь идёт уныло.
А на руках она несёт матрасёнка сына.
Прими мама, прими ты, прими дорогая.
Подрастёт и будет звать бабушка родная.
Поди милое дитя с кем совет имела,
Мего совета ты слушать не хотела.
Пойдём милое дитя, здесь нас не примают.
В синем море глубоко там нас ожидают.
Подошла она к реке тяжело вздохнула,
Крепко сына обняла - в море потонула.
Почему и от чего ретеё снесётся,
Моряк на корабле едет и смеётся.
Почему и от чего и на дне набито,
А у матери родной дочка не забыта.
Может я не так услышала, и тот кто знает эту песню поправит сова которые не так написаны.
- А когда девкам пою одну песню, продолжила тётя, то они всегда ревут. А называется она «Сидит Катя за решёткой».
Сидит Катька за решёткой, смотрит Катенька в окно.
Все те люди с поволю гуляют, а я бедная сижу.
Сидит Катя за решёткой, писарь с книгою зашёл
- Собирайся молода Катюша мы с тобой на суд пойдём.
Вышла Катя на крылечко побледнела, как стена.
Задрожали у Кати руки, ноги и покатилася слеза.
Вышла Катя за ворота стали Катеньку судить.
Присудили молодой Катюше двадцать выстрелов во грудь.
Вышла Катя на площадку, стали Катеньку стрелять
Девятнадцать мимо пролетело, а двацата прямо в грудь.
Прощай папа, прощай мама, прощай проклятая тюрьма,
Я вас больше, больше не увижу закрываются глаза.
Уж вы пташки, кинарейки вы летите высоко,
Передайте родным маме с папой, что лежу я глубоко.
- Тётя Валя, а частушки весёлые, шуточные, про любовь какие пели? Споёте?- спросила я.
- Так какие. Вот Катюшу, всяки песни пели. Конечно спою, а заем тебе это надо, выступать будешь? - Поинтересовалась она.
- Да нет, просто когда я была у друзей в гостях, вечерами мы пели песни. А пели то старинные, некоторые я не знаю - Стаканчики гранёные, По муромской дороге и другие. А про Гудиара Атамана я никогда не слышала. Вот и подумала, что тут песни попоём, в другом, так песни и останутся в народе. Какие песни понравятся, спишут слова и петь будут. Так старинные песни возродятся.
Тётя Валя с улыбкой запела:
***
Я не утка, и не гусь высоко летать боюсь.
Коли нет ребят хороших, за плохими не гонюсь.
***
Утка села, в речку села и по речке поплыла.
Девка смела к парню села, речь весёлу завела.
****
Меня милый изменил я стою и хохочу:
- Если хочешь за измену рубель денег заплачу.
***
А мне милый изменил я сказала наплевать.
- Я такого лягушонка решетом могу поймать.
- А, я такую же знаю, добавила я, только там поётся:
***
А мне милый изменил я сказала наплевать.
- Я такого таракана на печи могу поймать.
- И другие, правда немного помню, добавила чуть помолчав.
***
Я сидела на комоде, шила юбочку по моде.
По бокам карманчики, чтоб любили мальчики.
***
У меня милёнка два — табуретка и балда.
Табуретка ходит редко, а балда то никогда.
***
Мой милёнок, как телёнок, вот какой он молодец.
Он свои большие губы, бережёт на холодец.
***
Девяносто лет старуха всё ходила с бадагом.
Как влюбилась в лейтенанта и забегала бегом.
- А вот эту песню, когда мы соберёмся вместе, дочки всё говорят мама запевай, и мне подпевают вместе с внучками. - продолжила хозяйка дома.
***
Люблю я чудные долины, долины,
Люблю я голубой простор.
Как хорошо гулять с любимым, с любимым,
И слушать птиц весёлый разговор.
Где соловей в кустах поёт и соловьиху к сердцу жмёт.
Где филин сову обнимает,
Обещает знай обманет, замуж не возьмёт.
Где пьяный заяц ждёт лису. она с бобром давно в лесу.
И страху там дают друг дружке, рак ракушке, конь в конюшне,
Кум куме, муж жене при луне,
Кто на ёлке, кто под ёлкой, а мы на траве.
- Как здорово. Вроде об этом, о любви и так задорно. - Засмеялась я.
Обо всём понемногу
Немного погодя начала распрашивать и о названиях гор, и мест, почему они так называются. А почему и как появилось название у Кучонка, - спросила я, рассказав о сказе тёти Фаи. И тётя Валя рассказала:
- Так почему у Кучонка, да там уголь жгли. Лес нарубят , заложат землёй и подожгут, а раньше то на углях всё было. Вот там всё шает, разгораться шибко не дают, что бы огнём не горело только шаяло. А потом вскрывают и ломают все брёвна добывая уголь. Вот поэтому это место и называют Кучонок.
- Значит, что Кучонок - это жжёный лес. - Догадалась я. А где жили точно Телёнковы, вы помните?
- А как по старой дороге идти в сторону Бырмы за Караваем в логу течёт ручей Телёнковым называется, потому что там жили Телёнковы по краю горы вплоть до этого ключа.
- Зимой ходила в гости и всех спрашивала, где были шахты, только до вас не дошла. Может вы что нибудь знаете?
- Нет не знаю, надо у старших спрашивать.
- Так не у кого. У кого памяти не стало, кто в мир иной ушёл. - ответиллла я.
- Так у Степана пчеловода, тама ко наверно были где пасека, а там ещё говорили где то было кладбище.
- Я помню мне бабка Саня говорила, что оно было внизу от нынешнего. Вот как войдёшь в лес по дороге, которую я называю дрога в ВечныйГород, пройдёшь полдороги и с правой стороны начинается старое кладбище, затем новое. Дальше у крутого обрыва тоже стоят старые могилы, а внизу старый погост.
- А какие вы одежды носили, из какой ткани? - Полюбопытствовала я.
- Льняное полотно ткали, раньше то всё из него шили платья, штаны.
- Так ведь это ж самая хорошая одежда из льна - то.
- Вот, когда в первый класс ходила, мама мне сшила платье холщовое и окрасила она в чёрную краску. Я всё ходила в школу в этом платье. Когда я в третий класс наверное перешла мне сшили штапельное платье, синеё. Всё было холщовое, братья в холщовых штанах и рубахах. Всё холщовое было. Сами сеяли лён, сами вделывали, пряли и ткали.
- А как вы делали? Сам процесс от начала до конца. - Заинтересовалась я.
- Вот весной лён посеешь, а осень придёт его рвёшь вместе с корнями. Делали козлы из жердей , вот на эти жерди вешали связки снопами. Когда высохнут топят баню, в бане сушат и там семя выколачивают.   А потом вот ветрель крутят. Мнут. Вместе с корнями мяли в мялке. Промнёшь сухой лён , а потом прясть станешь.
- А травы не замачивали? - мне хотелось поточнее узнать.
- Нет, тогда не промнётся. А потом напрядут в мотушки. А весной положат в большие чугуны золы, все мотушки туда сложат — белят. Отбелят потом прядут и ткут полотно.
- Я помню моя пробабушка Марья ткала на ткацком станке.
- Да, половики, мешки, всё ткали.
- А из крапивы что нибудь пряли? Я читала, что из неё мешковины делали.
- Нет мы не делали ничего из крапивы. Только помню, мы мешки таскали, большущие, тяжёлые.
- В книге одной вычитала, что если хочешь покрасить полотно в жёлтый цвет, то делали узвар из листьев, а зелёный цвет из корней крапивы. А у вас ничего не красили?
- Нет мама всё время покупала краску в магазине.
- Ну а может ещё вспомните какие нибудь песни.
- Сейчас всё новые поют, ах да — Вдруг вспомнила она. - Вот например «Вот кот то с горочки спустился...» раньше то по другому пели. Я и сейчас не так пою, не по новому:
Вот кто то с горочки спустился,
Наверно милый мой идёт.
На нём рубашка голубая,
Она с ума меня сведёт.
Купил мил ленту голубую,
Краёчки ветер раздувал.
Садился милый мой на поезд
Кондуктор двери закрывал.
Проехал станцию Одессу
И Севастопольский вокзал.
На полустанке становился
Сказал - блондиночка прощай.
Прощайте глазки голубые,
Прощай блондиночка моя
Тебя я больше не увижу
И попрошу забыть меня.
Забудь мой рост, забудь походку,
Забудь черты моего лица,
Забудь, как мы с тобой встречались,
Забудь с начала до конца.
Но как же, как же я забуду ,
Когда портрет твой на стене,
Ну как же как же я забуду,
Когда малютка на руке.
Портрет ты мой сними со стенки,
Малютку в детский дом отдай.
Сама останься сиротою,
Прошу меня не вспоминай.
(А я, добавила ещё один куплет. Решила добавить свои слова, чтобы меньше было отрицательного, а добавить позитив в эту песню. Ведь не все же топились и бросали своих малюток, когда муж бросал, а продолжали жить дальше, не смотря на то что остались одни. И через несколько дней написала.)
Тебя никак не позабуду
Малютку людям не отдам
И я тебя с любовью встречу,
Когда вернёшься ты ко мне.
НЕОБЫЧНЫЕ ИСТОРИИ
-Да, а мы поём совсем по другому и смысл то песни совсем другой. А какие нибудь странные истории с вами происходили? - Мне хотелось узнать. Что и у нас есть аномальные зоны.
- А как же происходило. Этка, в Талачике, тётя Марья жила. В 1962 году я работала весовщиком у комбайнёров, зерно принимала. Пошла я, где Миша Краснов и Колышкин у Курочкиных на поле   жали. Бригодир послал, надо было поле смерять. У тётки Марьи переночевала, а потом прошла через речку Бырму, нашла их, померила поле и обратно. Под гору спустишься там переходы были , а обратно пошла ну нет перехода нигде. В эту сторону пойду одна болотина, в другу сторону пойду одна болотина, да что такое? Нет перехода, как через Бырму перейти? Ходила, ходила. От мамы слыхала, что если заплутаешь, то надо то ли одежду на леву сторону переодеть, то ли обувку справа на лево поменять. А я была в калошах, переодела их — передо мной переход, а я хожу - блуждаюся. Пришла к тётке Марье и рассказываю, как заплутала. А она говорит мы вон всё живём и там всё время блудимся. Там такое место блудливое. Вот тоже, Лёля Уткина - сенокос у нас за речкой Бырмой там же был рядом с тёткой Саней. А я с ребятами пошла на покос. Испугалася , что кто то ходит и ходит — только сучья трещат . А это Лёля Уткина — глаза испуганные, из белого платка в синий цветочек волосы выбились, во все стороны торчат. Она у Курочкиных косила, домой надо скорее да на ферму. Вот и тоже заблудилася.
- Как хорошо, что я на вас ннатыкалася, а то не знаю что и было бы. Надо на ферму - коров доить, а выйти никак не могу. И не знаю что и делать то. - Говорит растеренная Лёля.
- Сыновья мои Колька с Вовкой её провели через мосток в гору проводили и обратно на покос. А вот ещё один случай, так же идём утром на покос, я наверное уже работала на ферме. Парни то мои впереди идут да дурят, и покрикивают, пересвистываются. Слышим кто то кричит: - Эй,эй...  - Я говорю ребятам, что кто- то где- то кричит. А они отгаркиваются, свистят. Смотрим, а это Алёшка Нюрки Телёнковой брат. Ходил по черёмуху насобирал полведра. Домой пошёл и заблудился на том же месте, переночевал под ёлкой, пока не услышал утром наши голоса. Колька с Вовкой также его вывели на гору и обратно на покос.
А вот однажды, ещё до войны, моя мама с тёткой Натальей пасли коров за рекой. Уже был снег - поздняя осень. Одна корова ушла в лес. Мама пошла её выганивать. Смотрит лежит бревно, лесина упала, а из под бревна рука выставляется, из - под дерева то. Она испугалась. Выгнала корову и говорит тётке Наталье:
- Пойдём, посмотрим то ли померещилось то ли чё. Рука из- под бревна выставляется.
Пришли и на самом деле . Девка лежит. её тело уж стало, как бы мохом обрастать. Спрашивают её. Она отвечает, разговаривает.
- А ты чё ешь то? - спрашивают её.
- Мне дедушко каждый день шаньги приносит. Шаньги ем.
- Вот коровы насерют говно - то, а лешак приносил ей коровьи лепёшки, ими и кормил её.
Это инвалидка убежала с Белой Горы. В розыске она была долго искали. Ещё отец живой был ,до армии, до войны. Мама то с Натальей из - под бревна то её вытащили, привели к себе домой. Ночью сшила ей платьишко. А утром отец отвёз её в Калинино в сельсовет или в милицию, не помню. А там сказали , что она давно в розыске с Белой Горы — там дом инвалидов раньше был. А вот одному мужику неповезло. Он пас коров и когдаодна пропала поехал искать. Его небыло три дня, а на четвёртый из леса выбежала только одна лошадь без седока. А его иногда видели то в одной деревне, тов в другой возле бани. Но так и не нашли.
О ПРИЗРАКАХ
Тётка Маня, ныне покойная, однажды рассказывала когда отец у ней умер она в Гремячем работала, а в Калинино поздно приехала, а домой то надо. Вот и пошла домой по дороге напрямки:
- Иду, говорит, а отец - призрак на пятки встаёт, хватает за пятки и всё, не даёт идти. С топором идёт, говорит я тебя топором сейчас зарублю. - А тётка Маня говорит. - Всё равно иду. Прошла немного , возле дороги росла горькая полынь, я её сломила и по ногам хлесть — перехлесть, отхлестала ноги, перематькалася. И спокойно дошла до дому, и больше никто на пятки не вставал. И отца больше не видела.
- А я слыхала, что надо сказать слова «Приходи вчера», тогда никто не будет преследовать. - Добавила я.
- Сейчас вон дочка Галина приезжала, дедушко схоронили,а у ней ребёночек, Савелий. Отец его шибко любил. Всё время ему денег давал. Придёт внук к нему в гости, а он ему денежку даёт. И сейчас он к нему ходит. Галинка  вот даже стала замечать, что сын ночью разговариват.
- А, ты с кем Савелий разговариваешь? - спрашивает мать.
- Не знаю с кем, не знаю. - А потом сказал - Мама, дедко ко мне приходил,с дедком я разговаривал.
Вот когда Галинка приезжала на Троицу то вот я ей и сказала:
- Надо весь дом обсыпать маком. Или, говорю, научи какой нибудь матёк, пусть он перематькается, чтобы дедко к нему не ходил. - Сказала своей дочери. - А я как схоронила своего, одна сплю не боюсь — никто ко мне не приходил. Ан нет, приходил. Однажды пришёл, дверь открыл, стоит на пороге и говорит мне:
- Ты по что меня схоронила в носках бумажных? Ведь ты же знаш, что я зимой и летом в шерстяных носках ходил.
- Он летом на покос, придёт, калоши снимет и в носках ходит, и заставлял меня на следки ещё заплатки пришить, что бы ногу не кололо. Вот придём на покос, он калоши снимал, а в носках ходил. Вот, пришёл! — Ты почему не шерстяные мне одела. - Мы его в бумажные носки снарядили. Я связала носки и поехала в Калинино в больницу - заболела. Пришла к хирургу и отдала ему носки то.
- Нате, помяните отца то, говорю, он носки просил. Во сне приходил.
- Да, как? А я говорит не слыхал, что ваш муж Александр помер.
- Вот говорю, помер, схоронили его. Пришёл, говорю во сне, ругается, что в бумажных носках схоронили.
-А про бабку Саню расскажите, как она к вам приходила во сне.
- Видела, она в избу зашла даже. Пришла в платье белом, во всём. А нет, свекровку видела. Пришла и говорит, ак что Валя, давай я тебе половики то вытку. Она ткала като Маше половики, а я тожо приготовила стриги и говорю, мол мама на Нинин пай тоже половики вытки - тебя она потом вспоминать будет.
А она и говорит: у тебя мать ткёт половики, вот она пускай и выткет.
А тут пришла в белом платье - Давай, я тебе половики то вытку.- А я со сна то и отвечаю. - Жива была, не ткала, а мёртва пришла половики ткать, а ну ка марш из дому. - И всё, только двери схлопали. А Саня то тоже приходила во сне, твоя бабка то:
- Племянница — так чтоли сказала, не помню. - Даже не пришла и меня не снарядила. Я девок напугала (она умерла утром, когда я была с Анфисой в доме), а ты по что ко мне не пришла?
Даже есть такая песня, когда снаряжают в «путь»:
Там за речкой рекой, там цветочки цветут, там цветочки цветут, всё лазоревые.
Я из этих цветов совивала венок, совивала венок, приговаривала.
Я подругам своим всё наказывала — вы подруги мои, вы придите ко мне.
Вы придите ко мне, снарядите меня, снарядите меня , как невесту к венцу.
И положьте меня в металлический гроб и закройте меня золотою парчой.
Да и закройте меня золотою парчой и несите меня мимо дома его.
Неужели же он не откроет окно, не откроет окно, не проводит меня.
Рад бы, рад бы открыл. Рад бы, рад проводил, но сердце кровью зальёт и печально поёт.
СВАДЕБНАЯ
-А свадебные песни помните?
- Всё забыла, раньше часто пела девчонкам, когда на ферме жили- робили, девчонок замуж отдавали. Внучке Наденьке спела вот одну, когда она замуж вышла:
Недолго веночку на стулике лежать
Недолго зелёному на дубовые.
Недолго зелёному на дубовые.
Недолго ли Надюшке в девушках жить.
Недолго ли Надюшке в девушках  жить
Недолго  Сергеевне в красавицах слыть.
Ой русые кудри за стол пошли,
Ой русую косу за собой повели,
Русую косу за собой повели,
Ой злат перстенёк с ручки спадывает
Злат перстенёк с ручки спадывает
Ой Паша у Нади выспрашивает:
Паша у Нади выспрашивает,
Александрович у Сергеевны выведывает:
- Скажи ка ты Надюшка кто тебе мил
- Ой, мил мне милёшенек папа господин.
Мил мне милёшенек папа господин.
- Ой, это же Надя неправда твоя
 Это же Надя неправда твоя
Ой, это Сергеевна не истинная.
Своё сердце тешишь, моё сокрушаш
Недолго веночку на стулике лежать.
Паша у Нади выспрашивает:
Паша у Нади выспрашивает,
Александрович у Сергеевны выведывает:
Скажи ка Надюшка кто тебе мил?
Мил мне милёшенек Павел господин.
Мил мне милёшенек Павел господин.
- А как вас сватали, как всё происходило?
- А, как, пришли, поговорили -У нас есть жених, у вас есть невеста. Надо их соединить. А, я сижу и говорю, что я никуда не пойду. Я не пойду замуж, не пойду.... всё сидела, говорила — не пойду, не пойду..Ну а потом - ну ладно, пойду. Я ведь с ним дружила, в армию его провожала. А он из армии пришёл и сразу ко мне. Он всего год служил его комиссовали по состоянию здоровья. А на следующий день сваты пришли. А потом на другой день Маня Михеева узнала, что меня сосватали,  прибежала и говорит: - Ты чё Маня девку то отдаёшь староверам то. Они истринские, а мы православные.
Вечером Саша то пришёл, а я ему говорю: - Я за тебя замуж не пойду. Во так и так, ему расскказываю. Вы другой веры. На дому венчаете, на дому ребят крестите.
А Батюшко плохой уж был, старый. Тётка Маша тут жила, всё к нему ходила.
А он мне говорит: - Я всё равно не попущуся, всё равно на тебе женюсь. В твою веру перейду.
- Поехали в Блины, там в церкви его перекрестили в веру православную, и нас тогда обвенчали. Ак мать то сколько с нами жила, всё напевала, выговаривала:
- Чё, он ведь у меня крещёный был, он ведь у меня крещёный был. Чё его перекрестили, чё его перекрестили.
- А говорят, что православная вера сильнее всех вер. Вот, а он сказал - всё равно не попущуся, в другу веру перейду, а тебя не попущуся. Приехали домой в Берёзовку, мама чай поставила, посидели немного. Вечером гости с его стороны домой уехали.
- Моя бабка Саня, я помню всё пела песню «Куда бежишь тропинка милая..», а может вы так же по другому пели? —  Поинтересовалась я, возвращаясь к начальному нашему разговору.
- Да вроде нет, так и пели.
...Послушав песню и ещё пару частушек, попрощавшись с тётей Валей ушла домой. А в моей голове звучала песня «Стаканчики гранёные», которую я услышала в гостях у друзей.


Рецензии