На книжных полях - милитер-альтер
Начиналось с военно-технических реконструкция и откровенного стёба
АЛЬТЕРНАТИВКИ
Ночной кошмар
Сергей Переслегин
Чайки над Кремлем (?)
Очередной сборник «альтернативок» с весьма неравноценным содержанием. Солирует небезызвестный Переслегин, и это соло существенно деградирует всю книгу. Начинаются «Чайки» с переслегинской типа повести «Ночной кошмар», где седой мальчуган воспроизводит результаты ролевой игры, в которую он играл лет 15 назад вместе с несовершеннолетними девушками. («Дейдра фон Лееб» – Да!). Отрок и Ко были заняты тем, чтобы найти путь к победе своего любимого фюрера. Для этого нужно было спровоцировать Сталина и его банду на удар по Плоешти. Разумеется, они не сами до этого сразу додумались, а лишь развивали работу мощнейшего информационного вируса «Ледокол» Резуна-Суворов (или английских спецслужб), который был запущен в нашу информационную сеть на исходе «катастройки».
Но нынешнее действие связано также с огромным влиянием игромании. Десятки миллионов людей триллионы человеко-часов тратят на «игрушки». Этот образ жизни существенно моделирует сознание современного человека, делает его схематичным и творчески бесплодным. Ход их мыслей и действий, «клики» заранее заданы разработчиками игрищ. Однако это симптом, если не сказать – диагноз.
Даже наиболее интересный рассказ сборника (у Еськова) представляется как результат компьютерной игры. Какая-то хренотень с боевой магией создает развилку в истории, где СССР не развалился и андроповщина цветет и пахнет. В общем-то, довольно остроумно: вопреки утверждениям апологетов советского могущества, показано, что сохранение обреченного организма и усиление репрессивности ведет систему лишь к дальнейшей деградации. Слепок фантазирующе-рефлексирующего сознания сотрудника НИИ, который пережил и советский маразм и последующий распад. «Выхода нет,/ скоро рассвет».
Содержание тупо и глупо, в основном, нечитабельно и безнадежно скучно. Вот «известный фантаст» Лазарчук представил очередную поделку «как бы спор с Толкином. «Мы», разумеется, играем за «ороков», против закатных. Забавная инверсия: Лазарчук вроде специализировался на победе рейха и космонавтах Гитлера, а про орков писал палеонтолог Еськов. Но он здесь за японцев (статья) .
Рассказ, давший названию сборнику, это очередная вариация на темы холокоста. Автор пытается показать, как захват немцами Москвы (который так тщится показать Переслегин) привел к победе Германии и «окончательному решению еврейского вопроса» в Европе. Потом настал черед «русского вопроса». Почему – так?
Как пишет составитель в предисловии: «Круг замкнулся. Мы опять возвращаемся к той войне, играем в нее, мечтаем победить – и раз за разом, с упорством, достойным лучшего применения, представляем себя побежденными. Почему? Потому что разучились выигрывать? Или потому, что уже скоро два десятка лет нас упорно пытаются убедить, что мы не имели права на эту победу – а мы в глубине души начали в это верить?...» (С.9).
Поэтому, может быть, книжонка и задела. Рассердился на себя за то, что потратил время на глупость. Игроманы как алкоголики – почти нет шансов их вытащить. Поэтому, нет смысла принимать всерьез, скажем, переслегинские писания в электронном русском журнале о неизбежности вскоре войны. (Ну, пацану не хватило в детстве солдатиков – факт!).
Крайне спорно и начальное утверждение в сборнике, что «Альтернативная история – это наука. Точнее – научный метод, лежащий на грани истории и литературы и позволяющий нам прозревать черты будущего. Именно будущего, а не прошлого». (С.5). Никакой науки в т.н. «альтернативной истории» нет кроме бесплодной игры инфантильных умов. Но связь времен имеется. Раздражение на представленные тексты связано очевидно с тем, что мы живем в проигранном настоящем, терпим поражение в своих «боях за историю». Свою историю! И теперь уже, в условиях отсутствия адекватных интеллектуальных ресурсов, мы прямо на глазах проигрываем уже и сражение за Будущее. Свое будущее.
«Выхода нет/скоро рассвет…»
Броненосцы победы: Топи их всех!
Вячеслав Коротин
Русская эскадра вырывается из Порт-Артура и помогает Рожественскому победить при Цусиме.
Если бы...
Первый удар
Антон Птибурдуков
Опубликовано в одноименном сборнике. «Первый удар» - это любопытный, хотя и неровный сборник в жанре «альтернативной истории». Наиболее интересны две «марины»: 1) как немецкие линкоры победили английский флот, и первая мировая закончилась менее болезненно (С.Анисимов «День в середине месяца»)) и 2) о том, как армада совроссии Троцкого громит английскую эскадру на Балтике с помощью авиаматок, прокладывая, тем самым, путь мировой революции (А.Птибурдуков. «Первый удар»).
Стеб и забавы, конечно. Не идет ни в какое сравнение с настоящим «Первым ударом» сталинского борзописца Шманова, который заставляли читать командиров в РККА и который они проклинали в 41-м под немецкими бомбами.
В целом, отечественные «альтернативщики» демонстрируют все признаки вырождения вскоре после зарождения.
Самое лучшее в книжке – это обложка с картинкой «Медвежья конница». Из-за нее многие сборник и купили.
Запад-Восток
Павел Николаев
Повесть П.Николаева наименее слабая вещь в сборнике военно-исторической фантастики «Священная война» (опять, как и в «первом ударе» стремление переиграть историю!).
Итак, янки готовятся к высадке на японские острова в сентябре 1945 года. Но им мешают «яки» с красными … кругами. Советские поддержали самураев после того, как в мае, союзники, победив Гитлера, столкнулис ... Читать полностью
Фатерланд
Роберт Харрис
Как будто третий рейх не был побежден и продолжил сосуществать с другими смирившимися с этим странами. Но вот врезультате случайности и расследования вскрываются его преступления (какое из них главное – давно известно)
Глупость, конечно, несусветная. Любая альтернативка - даже классическая - вроде "Человека в высоком замке" и "Фатерланда" отдает некоторой "шибанутостью". Но если авторы отечественных сборников военно-исторической фантастики увлечены ТТХ различных вооружений, то у Харриса главная тема - другая.
Напрашивается много аналогий с нашей "перестройкой": роль "гласности", реакция людей и поколений на преступления режима и т.д.
Фильм по романчику снят неплохо
Зазеркальные близнецы
Андрей Ерпылев
«Ротмистр, ощущая на своем погоне тяжёлую ладонь приезжего, непроизвольно подтянулся… (С.103). Да не подтягиваться он должен, а убить того, кто посмел дотронуться до погона, убить, используя, что под руку попадет. Погон дан Государем, и трогать его никому не дозволяется. За убийство в ответ посягательство на эполеты любой суд оправдал бы офицера в условиях монархии. Погоны срывали с преступников, скажем, с участников неудавшегося дворцового переворота, т.н. «декабристов».
Эх, современные монархисты, поклонники царской Росси, а Ерпылев вроде под такого косит – какие же вы смешные со своими «альтернативными историями» и мечтами о «России, которую мы потеряли».
Правда, что касается самого «зазеркального» романчика, то написан он крепенько, то есть неплохо. Отличается в лучшую сторону от того кошмара, что именовалась отечественной «фантастикой» в 1990-е годы. Любопытный сюжет и своеобразная, хотя уже и типовая конструкция другого «мира». В мире Зазеркалья параллельная Российская империя, простирающаяся от Америки до Африки, царствует в мире, побеждая Британию. (Мешают, правда, наркотики и интриги в Зимнем дворце). Вопрос о том, насколько было бы полезно для России форма и империи и непрекращающаяся территориальная экспансия, думаю, не имеет смысла обсуждать здесь, так же, как и знание бывшими советскими людьми реалий сословного общества.
Мы люди уже не русские, а советские (или постсоветские). Порой кажется, что историческая (до 1917 года) РОССИЯ к нам не ближе, чем Византия или Древняя Греция…
Фантазировать же в коммерческих романах можно, о какой угодно империи. Читателям серии «мужской клуб» это будет также приятно, как описание множества амурных побед господ офицеров из «России «2, 3…» и т.д.
Имперский рубеж
Андрей Ерпылев
Написано неплохо, но идея дурная. Сколько глупцов еще идеализируют Империю, которая требует все новых и новых жертв. По роману выходят, что и при политбюро и при царе все равно приходится класть русские головы в Афгане. Зачем?!
Бремя Империи
Александр Афанасьев
Миллиардная российская монархия контролирует Ближний Восток. Англичанка гадит, мятеж в Бейруте, морской спецназовец ликвидирует бин Ладена и пр.
Фирменное отличие автора – половину текста занимают описания ттх разных стреляющих, летающих и плавающих штуковин, много боковых ответвлений от основной линии повествования.
АА накатал много, но чаще всего его романы неудачны, а этот – дочитал…
Наследники по прямой
В.Давыдов
Характерная безмерная наглость и неограниченные амбиции. «Несёт» как Хлестакова. Но это, в общем-то, понятно и привычно. Но ведь в этой развлекухе не только «экшн» и завиральные идеи, но у «Давыдова» есть и некие (немалые) претензии (если судить по блогу).
Герой без особого труда использует для своих целей императора Японии, папу Рима, Джугашвили...
Троцкий и Ротшильд, правда. выведены отрицательными.
Представления представителя. Характерные.
Написано, правда, поумнее, чем графомания о ПОПАданцах, стремящихся побыстрее научить сталиных, как разгромить германию.
Но - из той же серии.
В этой графоманской трилогии довольно лихо все закручено. Главный герой, еврей, без спросу проникает к сильным мира сего, программирует их сознание, программирует их в свих интересах, очаровывает всех подряд, наделен немыслимыми достоинствами и талантами, красавица царской крови у его ног. Русские офицеры говорят «слушаюсь», отборные самураи «хай», а чета американских миллиардеров – «йес»! После встречи с шаровой молнией он выковал себе волшебные мечи и приручил разумного ястреба. Деньги, алмазы, свой банк… В общем, литературщина для оформления «мечт» местечкового задрота или фантазии-компенсации хлопотной эмигрантской жизни (ну, почему не эмигрировать с концами!!??). Но опять же, не только. Все чудеса нужны для контроля над миром. Плохих (типа Бронштейна и Ротшильда, он отвергает, а последнего даже уничтожает вместе с инфернальной тварью, в нем поселившейся). Но остальных, вплоть до кремлевского горца – чарует и уговаривает принять его помощь вместе с наследником Рюрика-Христа-Давида. Сам же потом поселяется на острове с маяком, куда подплывают царские и королевские яхты.
Получилось, ну, если сделать скидку на трэш, что-то вроде «ПОВЕСТИ ОБ АНТИХРИСТЕ» полусумасшедшего философствующего мистика Владимира Соловьева. Там тоже главный персонаж покоряет всех добром и ласкою.
Черт возьми, как они затрахали своими «мессиями»! И – мессианскими человеконенавистическими и уничтожающими массу людей проектами. Надо быстрее и плотнее отгородиться от проклятого ближневосточного мифа и его бесчисленных производных. Нельзя поддаваться мемам – культурными «вирусам». Нужна дезактивация, дезинфекция и прочие де-…
Свидетельство о публикации №213021800879