Дуб дубом...

Многие из нас (одни чаще, другие реже) бывают настолько привязаны к одному дереву, что не замечают за ним леса.
Гордон Д. «Терапевтические метафоры»

Плохо это или хорошо решил я разобраться. И вот какая мысль пришла мне в голову: «Это нормально». Но она показалась мне такой избитой, банальной и ничего не объясняющей, что тут же обесценилась и сбросилась с утеса заурядности в черный ящик кишащий словами паразитами.
Нет, не то это. Понятие нормы тоже ведь абстрактно и недосягаемо для большинства из нас, хотя мы и твердим о норме чуть ли не через каждое слово, чаще привычного «нормально» упоминая только Господа Бога в суе, его антипод и ненормативное название гениталий.
Так может быть «нормальность» это и есть то дерево, которое не дает увидеть разнообразие лесного массива. Более того, мы не одни такие. В том смысле, что не многим из нас нравится в одиночку торчать возле одного дерева. Большинству предпочтительней собираться в группы и водить хоровод вокруг той или иной парадигмы. И это нормально… Нормально, только для этой группы. Всегда найдутся и те для которых и дерево окажется слишком высоким и крона его чересчур широкой.
Сколько людей водят хоровод вокруг христианства?
Сколько вокруг демократии?
А сколько вокруг антропологии?
Несомненно, одному человеку не обхватить даже самой тонкой ветви этих деревьев. И крона настолько могуча, что и за всю жизнь вокруг нее не обойти. Не удивительно, что мы не замечаем лес. Ведь лес это скопление этих отдельно взятых деревьев, которым мы и посвящаем всю жизнь. Чтобы увидеть картину целиком, нужно отойти на такое расстояние, когда отдельные мазки сливаются воедино, образуя гармонично связанное неделимое целое.
Но разве это возможно?
Увидеть лес, как нечто неделимое целое можно только с высоты птичьего полета. Если же пытаешься найти выход внутри, то, скорее всего, чем дальше углубляешься в непроходимую чащу, тем менее вероятно, что из нее когда-либо выберешься. Одному дереву служишь или нескольким, не имеет значения, если вокруг тебя лес. Как только заметишь его, вероятно, поймешь, что в лесу не видно края – горизонта. Значит, рассвета и заката там тоже нет. В лесу либо светло, либо темно. И ты в лесу лишь часть его бесконечной жизни. Может быть жертва, а может и хищник, но чаще всего и то и другое одновременно.
Все эти рассказы о лесах, на что они похожи?
Система выживания, реже эстетика. Если будешь любоваться жизнью насекомых, красотой опавших листьев или же прислушиваться к голосам здешних птиц , не успеешь собрать хворосту и развести костер до темна, расставить ловушки, охраняющие твой сон от дикого плотоядного зверя, смастерить не хитрое жилище и добыть еды.
Исключительное превосходство жизни заключается в том, что потеряв ее, мы уже не имеем возможности ценить прекрасное. Не смотря на то, что у эстетики бесконечное количество градаций, жизнь – конечна и в этом ее несравнимая бесценность. Следовательно, оказавшись в лесу, позаботьтесь сначала о своей жизни, а затем наполните ее прекрасным, созерцая все то, что, благодаря своей непрекращающейся динамичной изменчивости, не дает нам возможности хоть мало-мальски это осмыслить и понять значимость всех этих деревьев животных и насекомых. И самое главное, кто мы в этом лесу и почему судьбой нам предначертана привязанность.
Разве иначе не выжить в лесу?
Остается завидовать тем имеющим крылья, кто видит красоту леса и не задумывается в это время о качестве и сохранности жизни.


Рецензии