Человек войны - мыльно-партизанская опера

Не скрою, фильмы о войне меня привлекают с детства. Видимо, это издержки моих школьных времен советского периода. К тому же, дед погиб на войне и бабушка порассказывала страстей о тех днях. Подкупила меня фраза одного из восторженных поклонников сериала на "Рутрекере.орг":

"Фильм очень понравился. считаю что это один из лучших фильмов о партизанах".

Стоило бы почитать мысли и остальных участников полемики. В описании прочел, как тяжело было оператору снимать, постоянно держа во время съемок 60-килограммовую камеру  в руках, а не на подставке. Роберту Филатову низкий поклон за его крепкие руки! К сожалению, не могу подарить такой же реверанс режиссеру Алексею Мурадову, поскольку сюжет изобилует многочисленными ляпами как в актерской игре, так и в логике повествования. Собственно, а чего мы хотим от фильма, сценарий которого на 40 процентов дописывался прямо в игровых павильонах?

Самый крупный недостаток картины - это продолжительность в 12 серий. Зачем так размазывать, дорогие?! Да серии четыре вполне бы хватило на все про все! Все 12 серий в кадре мелькает некая бегущая супергруппа зеленых призраков под командованием какого-то Бирюкова. Чего их показывать-то?! Неужели ребята из самой Москвы добирались пёхом? И умудрялись даже консервы в лесах находить! Понятно, что их заранее кто-то приготовил, но отыскать даже с компасом и картой, без джи-пи-эс - дело нелегкое! Не пойму, зачем было стреляться одному из членов группы, сломавшему ногу, если они были почти на месте? Сними маскхалат, дай ему несколько банок тушенки и пару фляг воды, забросав ветками хвои, и через пару деньков после выполнения работы спокойно можно было переправить к партизанам. Застрелиться он бы смог и потом в случае опасности.

Вдумаемся в сюжет боевика. Майор госбезопасности, по фамилии Семин и по совместительству мразь, бабник и кривляка, типа завербовал немецкого майора Штиммеля, а тот ему слил инфу про какие-то бочки с ипритом. Как следует из фильма, иприт этот мог остаться с советского времени, поскольку Красная Армия тоже баловалась в предвоенное время запрещенными препаратами. В описании говорится, что группа Семина была прикомандирована к партизанскому отряду, а ведет он себя как цыганский барон в таборе, то отдавая приказы о расстреле, то лично не гнушается приводить приговоры. Поведение как у третьесортного балаганного гаера, а не у офицера НКВД.

Допустим, решил Центр проверить информацию о химическом оружии - их право. Но зачем так усложнять-то все? Выслали шпионку Лидочку Эйзеншмитте, по совместительству бывшую баронессу, а также узницу гестапо и НКВД, подключив всю резидентуру и это все ради... бочек с ипритом. В самом же фильме показано, как можно было просто пошариться активней в городских катакомбах-подвалах, вооружившись обычным фонариком или даже факелом, и кой-чего нарыть. Зачем Лидочке было ложиться под Штиммеля?! Или у нее привычка была такая "давать" даже тем, кто портянки у нее перематывает (о химике Гаврилове речь)? В общем, решение задачи выбрано самое сложное. Примерно, как если бы кто пытался убить комара на спине рикошетом от автоматной очереди по соседнему зданию.

Судя по сюжету, в партизанском отряде так и кишели агенты СД. При таком положении можно было их вообще не бомбить или окружать, а тихонько вырезать в одну очень темную ночку при помощи спецов из зондеркоманды. Штаб отряда размещался в 375 женских шажках от креста, стоящего... на перекрестке дорог. Туда немцы доехали на... автомобилях. Это что же за отряд-то такой был законспирированный на уровне детской игры в прятки? Если до лагеря можно было доехать на транспорте без пересадки как по проспекту, то грош цена его командирам-комиссарам!

Диверсант Гаврилов, по совместительству химик, ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Ну, тот, что и с баронессой успел подружиться организмами. Пару раз в руках у немцев побывал, прошел пытки, устроенные бывшим работником НКВД, только уже подручным Штиммеля Цыкиным, побывал в театре и в ресторане, а потом удачно выбравшимся в отряд при помощи безымянных малолетних урок. На пару с лесным Рэмбо (Стожаров), вечно с фуфайкой на голое тело, они такое выделывают, что хваленому Бирюкову с группой бегунов и не снилось! Пока те занимались кроссом и глазели в бинокль как убивают их соотечественников, эти без конца мочили полицейскую плесень, фашистских сволочей и выскользали из умело расставленных сетей Фогеля-Штиммеля, да цепких объятий ренегата Семина.

Главное, пацан-то в подвалах умер от чесночного запаха иприта, а само вещество так и не нашли. В конце фильма какой-то "полкан" из Центра говорит, что это была просто игра, но не от паров же чеснока помер мальчишка! Как-то не сходится пасьянс у авторов мудреного шпионского детектива! Видно пока по ходу думали-придумывали, тяжеленные камеры таскали, логика-то и ускользнула под шумок.

Особо хочется оговорить склонность авторов к излишней тягомотине в малозначительных сценах с явным ущемлением более главных моментов картины. Я уж старался быстрее прокрутить их, а то начинал впадать в сонную спячку. То любовные сцены затянуты, то еще какие-то лесные похождения. Не знаю, что за красота от частых кружений камеры. То разведчик Гаврилов около Эйзеншмитте кружит кометой минут пять, то руководство отряда как шакалы бегают вокруг Семина. Нервы у всех расшатались, что ли? Ей-Богу, как пацаны с подворотни на разборках из-за папироски. О таких деталях, как убитый предатель Будник, по совместительству бывший мент и чемпион по стрельбе, мощно вздымает грудь в кадре с проколотым сердцем (и не он один!) - тактично помолчим.

Не знаю, но во время просмотра нельзя отделаться от стойкого чувства нереальности происходящего. Не верится, что так на самом деле бывает. Не убеждает в обратном ни сюжет, ни актерская игра. Может лучше режиссеру попросить в архиве рассекреченное шпионское дело времен Великой Отечественной и просто тупо снять по нему фильм, стараясь минимизировать количество любовных сцен, ненужных "пиф-паф" и красочных эпизодов "бух-бух"? Хотя отдельные моменты и сняты прекрасно, но они не вытягивают всей картины.

Снимали же в советское время фильмы о партизанах и у меня не возникало чувства недоверия к увиденному. Помню такие фильмы о легендарном сумском командире Ковпаке, черниговском руководителе Федорове, ровенском отряде Медведева и др. Скорее всего, не вся правда была в показанном, но режиссура была грамотная и зритель воспринимал происходящее на экране без тени скепсиса. Я не спец в киноискусстве, но хотя бы как зритель оценить могу. По-моему, надо вернуться к старой советской кинематографической школе, когда речь идет о военных фильмах. Получилось бы лучше... ИМХО.


Рецензии