Тьма

Тьма, есть отсутствие света.
Но, не отсутствие жизни…
                kraft-cola


Самым трудным поначалу оказалось заснуть. Да, как ни странно. Если целый день провести во тьме, то потом как засыпать? Закрыть глаза и лечь спать? Вот и лежишь и считаешь белых овец. Но потом как-то притерся и стал уходить в сон, просто по факту времени.
           Первый круг осязания: это мой дом. Если живешь в одном месте значительное время, то в принципе и так все знаешь. Где, что лежит, как и, что выглядит. Ты уже не думаешь, что, где и куда. Ты просто знаешь. Вот поэтому привыкание к новой жизни происходит  очень быстро, в пределах первого  круга.
           Звенит будильник на сотовом. Ты встаешь, ноги сами втыкаются в домашние тапочки. Идешь в туалет. Потом идешь в ванную комнату. Тебе знакомы все углы и все повороты. Где, что лежит. Руки сами находят мыло, кран,  полотенце. Потом идешь в кухню. Здесь все уже значительно сложнее. Поначалу путал соль и сахар, часто проливал мимо кружки чай. Потом приноровился. Раз и навсегда расставил все по местам: «сахар здесь, соль здесь».  Да и  на ощупь все-таки различается.
Очень обидно, что комп абсолютно мне  недоступен.  Если с телевизором я подружился и «на слух» смотрю новости. А многие фильмы я и так много раз смотрел, пересмотрел. И теперь  на слух могу их «смотреть по памяти». 
То с компьютером такое не прокатит. Ну, разве, что могу сделать выход из системы: нажать кнопку «Виндовз», стрелку вверх, «Энтер», стрелку вправо два раза, опять «Энтер». И все. Комп отключается. Но в обычной жизни, все это бессмысленно. Так, что комп не для меня, при нынешних обстоятельствах. Это, пожалуй, угнетало больше всего.
            Второй круг осязания: это мой двор. Прожив на одном месте двадцать лет, в принципе, будешь и так знать каждую кочку. Но, на практике это оказалось намного сложнее. Одно дело знать. А другое дело, собственным  носом принимать каждую дурацкую ямку, арыки и выбоины.   Сделал себе самодельную белую трость:  алюминиевая трубка размером метр двадцать. Чуть согнул на конце. Обмотал белой изолентой.
Первые шаги по подъезду: ступенька, еще ступенька. Стоп, поворот. Опять ступенька и так далее. Два раза чуть не упал. Но, быстро освоился. Десять ступенек – пролет. Четыре пролета и еще пять ступенек. Порожек, еще один. Вуаля! И я на улице!

Странное ощущение,- воспринимать  весь мир на слух.  Сотни и сотни самых невообразимых созвучий. Мозг яростно пытается их анализировать. На первых порах просто заклинивает. Вычленяешь главное и второстепенное, звуки опасные и нет. Кто-то выходит из подъезда. Шаги степенные, аккуратно ставит ногу.
- Здравствуй Степан. – Сосед со второго этажа, невысокий мужик. Шахтер, приехал с вахты. Зовут Аманжол.
- Здравствуй Аман,- протягиваю руку, осторожно ведя ее по кругу. Стараясь  не попасть впросак. И не выглядеть при этом глупо. Поймал руку соседа, не промахнулся. Здороваюсь крепко по-мужски.
- Как сам?
- Нормально.
Соседу явно неудобно, не знает что сказать. Я кидаю ему наводку:
- Спешишь куда-то?
- А, да. На работу, в контору вызвали.
- Ну, давай, не буду задерживать.
- Ты это, Степа, если что понадобится, скажи! Не чужие ведь.
- Спасибо. Давай иди, а то опоздаешь еще.  Все нормально…

Где-то здесь был огрызок от скамейки. Тростью «ощущаю»  пространство второго круга. Вот она родимая. Ладонью провел, раньше здесь торчали гвозди. Нет ни одного, сел.  Слушаю мир вокруг.
За домами оживленная трасса, Сейчас утро, народ валом валит на работу. Фырчанье легковушек, преимущественно иномарки. Звук такой культурный. Иногда в общую массу втираются автобусы, битком набитые людьми, тяжеловато урчат своими дизелями. Редкие грузовики - фургончики,  налегке проносятся по шоссе.
Народ местный, тоже спешит, кто куда. Вон лялька ноет, в садик с мамкой  идут. Вот каблучки стучат, сразу видать «деловая дама». Шаг такой ровный, но вместе с тем, уверенный. А вот мальчишки школяры, гурьбой в школу, никак не могут дойти. Что-то оживленно обсуждают, да так оживленно, что уже драться собрались. Ну, чисто петухи…
              В зону «третьего круга»  восприятия мира я один пока не суюсь. По микрорайону пройтись, до базарчика,  По магазинчикам, что окрест развелось видимо-невидимо, прошвырнуться. Смелости еще не набрался. Страшновато немного. Да и взгляды сочувствующие, не могу перенести. Бесят реально. А перекрестки в одиночку,  мне просто не перейти. Опасно для жизни. Так что пока ограничиваюсь «вторым кругом».

Что самое обидное  для меня, как самая важная потеря, так это не возможность читать книги. Вот, что ударило больнее всего. Сперва  невозможность читать, а уж потом, невозможность сесть за комп и выйти в мировую сеть.
На днях ходил в местное общество слепых, зарегистрировался. Говорят, что научат читать по системе Брайля. Попробовал для почина. Ну и гадость. Хотя, что-то в этом есть. Ведь все равно другой альтернативы нет.

Осязание, вкупе со слухом и нюхом творят чудеса. Никогда не подозревал, что кончиками пальцев можно столько «наощущать».  Ламинат современной мебели значительно отличается от советской лакировки. Если современная мебель на ощупь какая-то более нежная и мягкая, то советский лак жестковатый, даже на ощупь.  А уж про торцы мебельные я  и вовсе промолчу. Разнообразие тактильных ощущений вещи, одежда, обувь. Материалы:  кожа, ткани, дерево, бумага, - каждый оставляет свой тактильный рисунок. А если прибавить еще и обострившееся обоняние, то картина окружающего открывается совершенно фантастическая…


Мир  он есть, он вокруг. Никуда не делся. Вне зависимости от того, видим мы его или нет.
А мы его ощущаем, как можем. И живем в нем, и это главное!!!




Николай Кузнецов aka kraft-cola  19.02.13


Рецензии