Как научиться хорошо говорить?

«На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк. 20:39).

Один мальчик, читая о встрече Савла со Христом по дороге в Дамаск превратно процитировал слова Спасителя: «Савл, Савл! Что ты гонишь на Меня!» (Лк. 10:33). Читая эту историю во время семейного изучения Библии, другой мальчик сказал, что добрый самарянин «наехал» на израненного человека, на которого сначала «наехали» разбойники, которые были рэкетирами или налоговыми инспекторами, ободравшими его до нитки. И вот эту жертву «наезда» самарянин якобы облагодетельствовал.
«И вот, один законник, встал и, искушая его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную» (Лк.10:25). Один современный студент прокомментировал этот факт так: «Это, видать, молодой вор в законе спрашивал у Христа как ему жить». В такое  время мы живем, что жаргонный лексикон или «феня» становится массовым явлением.
Рассуждая об ответственности за слова, замечают, что электромагнитные колебания могут весьма активно влиять на молекулы наследственности. Эффект от первых опытов в этом направлении показал в буквальном смысле  слова  ошеломляющее воздействие речи на тканевые структуры.
Оказалось, что некоторые слова, произносимые учеными в изобретенный ими аппарат, практически мгновенно вызывают в клетках живого организма мутагенный эффект поистине чудовищной силы. Под его воздействием уродуются  и  рвутся хромосомы.  Даже носители наследственной информации – гены – за долю секунды могут поменяться местами.

Немного о Диогене.
Греческий мудрец Диоген умел мастерски ставить людей на место. Как-то раз его привели в дом богатого и влиятельного человека. Причем, зная о его дурной привычке, заранее предупредили, чтобы он там не плевался. Неудобно, мол, уж очень чисто. Недолго думая, Диоген откашлялся и плюнул в лицо спутнику: «Извини, хуже места я тут найти не мог!»
В другой раз Диоген услышал человека, который с видом знатока рассуждал о небесных явлениях. И спросил его: «А ты сам-то давно с неба спустился?»
Недоброжелатели как-то укорили Диогена в том, что он посещает злачные и неприличные места. «Ну и что, — возразил Диоген,  –  и солнце порой заглядывает в выгребную яму. Но оно от этого грязнее не становится».
Современники писали о том, что как-то Диоген принялся просить милостыню даже у статуи. На вопрос о причинах странного поступка он отвечал: «Не мешайте! Я приучаю себя к отказам!»
Известно и то, как отреагировал Диоген на известное высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». «Я умнее Сократа, – заявил он. – Потому что я даже и этого не знаю!»
Имя этого чудака-философа сохранилось до наших дней. А умение вовремя найти острое словцо пригодится и сегодня.
Надо быть гибким, выслушивать возражения и реагировать быстро и эффективно. «Мягкий  язык переламывает кость». Только быстрота, остроумие и умение понять скрытые мотивы оппонента гарантируют победу в словесной дуэли.

Правильность и точность речи в эпоху информационных технологий весьма актуальна. Как диагностировать святость? Речь, как и одежда святого человека, должны отделять его от мира. В частности, так по речевым нюансам «вычислили» греющегося у костра апостола Петра служанка и сотрудник первосвященника. Некоторые считают, что для того, чтобы полноценно молчать, поскольку «молчание – золото», следует надеть монашескую рясу. Однако, это совсем не обязательно.
Один человек потребовал крещения с открытым ртом. «Это для того, чтобы крестился и язык», – объяснил он.
Как известно, и врачи предлагают больным показать язык для диагностики многих болезней.
Жена одного богатого человека, разодетая в шикарные меха, явилась на прием к ЛОР-врачу.
– Доктор, у меня ухи болят! – без обиняков заявила она.
– Ваш муж – новый русский?! – спросил доктор.
– А как вы догадались – по мехам?
–  Нет, «по ухам»! – признался врач.

«Говори, чтобы я мог тебя видеть» – предлагал ученикам Сократ. «И речь твоя обличает тебя», – заметила Петру служанка. Новый язык нового человека. Настоящие христиане – «письмо Христово, узнаваемое и читаемое всеми людьми».
Моисей однажды не явил святости из-за раздражительности, погрешив языком своим. В аспекте стяжания святости необходим контроль над эмоциями, обуздывание языка, укрощение чувств. У Меривы, выведенный из себя очередным ропотом народа, он в порыве раздражительности не явил святости, и погрешил устами своими. Этот ляпсус дорого обошелся человеку, имеющему репутацию кротчайшего из всех людей на земле. За этот проступок Господь лишил его права войти в землю обетованную. 
Ответственность за слова. Во время допроса первосвященник Анания ударил Павла по лицу. Апостол вспылил: «Бог будет бить тебя стена подбелённая!» Правильно ли он сказал? Как будто, на первый взгляд, – да, но потом извинился, оправдываясь тем, что он не знал, что перед ним – первосвященник. Оказывается, первосвященника поносить было нельзя. Корнем слова поношение является «понос» – то есть, произнесение слов, не контролируемых разумом. Языку нужна кротость, а одежде – скромность. Кротость и скромность – плоды смирения! И всё это – одного поля ягоды. Смирение – антоним гордости. Гордость – культивирование своего плотского «я». А нам это «я» надо распинать (Гал. 5:24) иначе, будучи недораспятым и полуживым, но ущемлённым, оно будет «качать права» и требовать компенсации комплекса неполноценности.

Язык, по мнению Талейрана, дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли. Точнее – наготу этих мыслей. Таким образом, язык тоже помогает обнажать свою сущность и преодолевать комплекс неполноценности. Язык – своеобразный индикатор святости сердца, потому что от избытка сердца говорят уста.
Популярный сатирик Павло Глазовой как-то сказал о тогдашнем президенте Украины: если ты президент страны, то должен знать ее «мову».
Что является реакцией Бога на грех ? – Гнев Божий.
А мы гневаемся, когда грешим?
– Да, гневаемся.
– Но на кого? На себя?
– Нет.
– На Бога?
Не всегда, потому что боимся. Чаще всего мы гневаемся на сатану и его во всём обвиняем. И зачастую слова, упоминающие этого чёрного духа, вылетают изо рта, как из ствола пулемета, в связи с неспособностью обуздать собственный язык. А дьявол только злорадствует при цитировании его имени в контексте нашей необузданности. Хорошую же рекламу мы ему делаем – таким образом.
Впрочем, даже святое имя матери – люди тоже употребляют не по назначению, в грязном контексте своих ругательств, чем также тешат сатану.  Таким образом, святые понятия могут опошляться, как об этом справедливо заметил в одном из своих стихотворений Эдуард Асадов.

Как научиться быть воспитанным, дисциплинированным в сфере речи?
Мы изучаем правила этикета – как есть, пить, как брать столовые приборы, как здороваться с людьми.
А в духовной жизни забываем, что мы усыновленные через Христа дети небесного Царя, цари и священники – и должны себя вести так, чтобы не было поношения на Царя Небесного.

Принц Чарльз – сын английской королевы Елизаветы II. Его фотографируют папарацци, следят за всем, что он делает, что говорит. Он должен сохранять чувство собственного достоинства, чтобы не уронить честь королевской семьи. Однажды в Латвии какая-то дамочка отвесила ему оплеуху, но он – английский джентльмен – не стал ввязываться в драку, пытаясь ее догнать или как-то отомстить ей. Слишком высокий у него статус.
А если бы где-то какая-то моська облаяла его?  Он что – встал бы на четвереньки и стал бы лаять на неё взаимно? А мы, к сожалению, нередко так себя ведём, реагируя на клевету и злоречие.
Язык человека – как руль. Нужно уметь пользоваться этим рулём.

Учиться говорить надо у Христа. Мы очень редко находим у Христа такой исключительно возвышенный пафос, который был у пророков, у поэтов. Он говорил очень простым языком.
Он любил образные средства  речи, использовал литературные тропы – гиперболы, сравнения, метафоры. Например, о  верблюде и игольном ушке: некоторые толкователи говорили, что это, мол, даже не верблюд, а канат из верблюжьего волоса, что это были такие узкие ворота, которые назывались игольными ушками, и что в них не может пройти верблюд. Он имел в виду, – по утверждениям многих серьезных толкователей Библии, – обычного верблюда и миниатюрное игольное ушко. А когда Он говорил, что фарисеи отцеживают комара и проглатывают верблюда, и про зерно горчичное для иллюстрации силы веры – Он тоже использовал гиперболы. 
Юмора и иронии в Его речах тоже немало. Кстати, Христос создал жанр притчи, ведь в Ветхом Завете слово «притча» означало афоризм: с иврита слово «машал» переводится как «краткая мысль», иначе говоря,  «притча». Это своеобразная миниатюра нравоучительного характера. Возвращаясь к иронии и юмору в Библии, стоит заметить, что большинство притч должны были произнесены и выслушаны с улыбкой.
Проповеди Иисуса были ритмичными, они все произносились как стихи, звучащие вслух. Это были своего рода микропоэмы, в них присутствовала образность и ритмика поэзии. Например: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся». Тут очевидна четкая метрика.
Кстати, восточная поэзия отличалась от славянской. У греков акцент делался на четкий размер, к примеру, на гекзаметр, а рифмы встречались реже. В поэзии средневекового Востока были очень своеобразные рифмы: рифмованные двустишия или четверостишия, в которых рифмовалось предпоследнее слово, а последнее слово было одно и то же, что очевидно в творениях Алишера Навои, Омара Хайяма, Саади, Низами и Шота Руставели.
На Востоке в античные времена весьма популярной была игра образами: в двустишии в обеих строчках повторяется одна и та же мысль, но данная по-разному. Эта мысль могла повторяться в противопоставлении или в нарастании.
Когда комментаторы Библии определяют, где поэтическая часть, и где прозаическая, то именно параллелизм обнаруживает поэтическую часть.
Эти же приемы используются в речах Спасителя.
Евангелие от Иоанна тоже начинается поэтически: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало   быть... И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Обратим внимание еще на один нюанс: Христос всегда говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Нет никаких колебаний у Него, всюду – полная, аксиоматичная уверенность, в Нем мы не видим и не слышим в речах Его никакой раздвоенности.
Если Его ученики ссылаются на Писание, опираясь на него, то Христос авторитетно утверждает: «А Я говорю вам». Как важно учиться у  Него говорить, как это делал Он. И Бог нам – в помощь!


Рецензии