Этюд о лестнице

Этюд о лестницах

Многое можно изменить в здании: его назначение, внешний облик,  стиль. Но не  лестницы... Их закладывают, как фундамент. Марши лестниц растут вместе с домом.  Проходят века, но лестницы стоят,  как часовые, охраняя дух  и память их владельцев. Они сохраняют свое лицо при любых обстоятельствах. Не меняют своей архитектурной целостности, даже когда здание находится в полуразрушенном состоянии или после капитального ремонта.
Черные лестницы, как правило, располагаются напротив парадных лестниц, по ним ходит прислуга,  скрывая тайное свидание любовников или заговорщиков.   
 В современной архитектуре зданий специальные  лестницы играют роль аварийного выхода, эвакуации людей в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Винтовые лестницы, которые монтируются внутри зданий, раньше  использовались в качестве резервных (для подъема на башни). Один французский мушкетер, поднимаясь вверх по ее каменным ступеням, мог сдерживать натиск десятка человек. Также они могли быть с деревянными ступенями, которые с одной стороны крепились к вертикально стоящему столбу — опоре, с другой —  к стенам, одна над другой по спирали.
Парадная лестница — лицо дома.  В доходных домах они использовались для прохода нанимателей. В небогатых дворянских домах парадные лестницы изготавливались из дерева (сосны, елки). В Англии, Германии, Голландии считалось хорошим тоном, если у хозяина, лестницы были из мореного дуба или с отделкой орехом, красным деревом. Во дворцах и богатых особняках лестницы, как правило, широкие, облицованные мрамором или гранитом, с дубовыми перилами. Чем просторнее лестница,  чем шире ее перила, тем значительнее сам дом. Чугунная лестница, изготовленная методом литья, также часто встречалась в богатых домах, имея сложный рисунок, как бы кружево, вплетенное в ступени и перила. В тех же роскошных домах буржуа лестницы принято было украшать бронзовыми или мраморными фигурами, которые в конце XIX начале XX вв. являлись приборами освещения входившего в моду электричества.
Парадные лестницы дворцов Санкт-Петербурга помнят державную поступь императоров,шелест платьев и стук каблучков императриц.
Древние кремлевские лестницы, по их истертым ступеням когда-то, крадучись и нервно оглядываясь, ночью шел сжигаемый изнутри тайными страстями Иван Грозный.
По лестнице ГУМа, открытого в начале XX века, повалил покупатель от мещан до горожан высшего сословия.
Лестница Царскосельского лицея помнит, как шумной гурьбой мальчишки-лицеисты первого выпуска после занятий поднимались к себе в крохотные каморки на четвертый этаж: Дельвиг, Кюхля, Пушкин... Сколько раз они пробегали по этим выщербленным от времени  ступеням! А рано утром по лестнице, тяжело шаркая, поднимался старик-надзиратель, останавливаясь  и поминутно отдыхая на довольно крутых ступенях.
В Египте фараоны входили в свои термы по мозаичным ступеням. Их же на погребальных носилках опускали по ступеням пирамиды.
В Древнем Риме по лестницам Колизея поднимались патриции и плебеи, чтобы на арене увидеть бои гладиаторов.
В средние века в Англии зрители, пройдясь по лестнице театра  «Глобус», смотрели пьесы Шекспира.
В Москве глашатаи, поднявшись по каменным ступеням на лобное место, зачитывали царские указы. Гильотины, эшафоты, плахи с топорами — всюду лестницы, всюду ступени...
Утром в метро спешим вниз на работу, на учебу, вечером медленно, устало возвращаемся домой. Вниз-вверх, вверх-вниз, и так проходит драгоценное время... полжизни на лестницах, на ступенях.


Рецензии