13. Была ли военная необходимость разрушить город

На фото слева разрушенный, а права восстановленный в 2006 г. собор в Дрездене. фото взято из замечательного поста http://masterok.livejournal.com/582017.html
Вначале я хотел разместись здесь фотографию Сикстинской мадонны Рафаэля, но потом передумал. Её можно посмотреть здесь: [http://nearyou.ru/rafael/213sistl.html]


В Дрезден мы приехали в первой половине дня. Я знал, что город был полностью разрушен англо-американской авиацией 13—15 февраля 1945 года. При бомбардировках погибло огромное количество людей – 18-25 тыс. человек. В результате бомбардировок около четверти промышленных предприятий города и около половины, включая жилые дома и памятники архитектуры, было уничтожено или серьёзно повреждено. В городе не было военной промышленности, так что бомбить особой нужды не было. У нас в газетах в пропагандистских целях писали, что, поскольку союзникам было известно, что Дрезден войдет в советскую зону оккупации, его решили разрушить. Это был, по образному выражению тогдашних газетчиков, «звериный оскал империализма», уничтожающий ни за что, ни про что людей и культурные ценности мирового класса.

Бомбардировка Дрездена лежит в центре сюжета антивоенного романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, который он написал в 1969 году. По его мнению, бомбардировка Дрездена не была вызвана военной необходимостью. Этот роман даже подвергся цензуре в США и был изъят из библиотек многих школ.

После войны многие памятники культуры были восстановлены. Одним из символов города стала восстановленная после объединения Германии церковь «Фрауэнкирхе».

Мы были на ее развалинах. Трогали руками обломки камня и кирпичей. Было жуткое ощущение. Может быть, именно тогда впервые я понял, чувства мирных жителей в Германии и весь ужас того, что они тоже пережили. До этого, у меня было только мстительное чувство – за нападение на мою страну, за голод и холод, за убийство миллионов людей, за уничтожение евреев. Теперь я понял, что они тоже страдали и погибали.

А виноваты правители, развязавшие войну. Тогда я еще не обвинял Сталина в этом, только Гитлера. Но и это был шаг вперед, потому что мне трудно было перестать смотреть на немцев, как на врагов.

Картины знаменитой Дрезденской галереи немцы спрятали в туннеле, куда было проведено электричество, отопление и вентиляция. Однако когда хранилище было обнаружено Советской армией, вся эта система не работала, и в укрытие поступала вода. Многие картины находились в аварийном состоянии. Поэтому газеты писали, что советские войска спасли их от гибели в сырых подвалах, вывезя в Москву. Там они хранились и реставрировались. Перед их возвращением ГДР в Москве была организована выставка этих картин, на которой я был. Она тогда произвела на меня сильнейшее впечатление.

В 1955 году картины вернули в Дрезден, а в 1963 году, когда мы посетили Цвингер, длинное трехэтажное здание картинной галереи с двумя крыльями было открыто, и Дрезденская картинная галерея была доступна.

Архитектурный комплекс Цвингер – это бывший дворец-резиденция саксонских курфюрстов. Часть здания еще стояла в строительных лесах. Центральный зал под куполом был еще не готов.

Дрезденская картинная галерея славится замечательным собранием живописи художников Италии и Нидерландов 15-18 веков. Среди ведущих мастеров Раннего Возрождения можно назвать Сандро Ботичелли, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и многих других. А среди мастеров Высокого Возрождения – Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Корреджо.

Я надолго застрял перед Сикстинской мадонной Рафаэля, которую он написал по заказу папы Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в городе Пьяченце (Италия).

Другой шедевр – Спящая Венера Джорджоне – лучшее произведение великого венецианского художника. Работая над этой картиной, Джорджоне умер от чумы, и заканчивал ее его друг и ученик Тициан.

Портрет мужчины с пальмовой ветвью Тициана один из его лучших портретов. Другой его замечательный портрет – Дама в белом платье – юность и красота молодой девушки в подвенечном платье приковывают внимание. Но самая знаменитая картина Тициана в дрезденской галерее – Динарий кесаря – о нравственном поединке Христа и фарисея.

Мы провели там почти весь день, – трудно было оторваться от картин и уйти из галереи.

До этого я много раз был в Ленинграде в Эрмитаже и Русском музее, в Москве в Третьяковке и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Мы покупали красочные альбомы. я был на нескольких выставках художников.

В Новосибирске Картинная галерея - ровесница Академгородка, она открылась в 1958 г. Поскольку она комплектовалась несколькими крупными музеями Москвы и Ленинграда, там есть много хороших картин. Но Цвингер, называемый еще галереей старых мастеров, произвел на меня совершенно неизгладимое впечатление. Там было много картин, от которых трудно было отойти.

Признаться, именно тогда у меня возникла мысль о главных, истинных ценностях человеческой культуры. О том, что остается людям навечно. Что оставляет после себя гений. Что остается от цивилизации. Что обогащает душу. И почему это так трогает ее.

Я также подумал о том, что было бы замечательно, если бы и к Академгородку прикоснулась рука гения, и он стал бы знаменит не только наукой, но и культурой. Именно тогда мелькнула мысль о картинной галерее Академгородка. Мелькнула и ушла. Это была несбыточная мечта.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/02/19/339


Рецензии