24. Моя война ещё не закончилась

На фото: "На Берлин!".


Это путешествие мне дало очень много.

Я соприкоснулся, во-первых, с культурой Европы. Конечно, я и раньше видел картины западных мастеров в Эрмитаже и Третьяковке. Безусловно, я знал и любил музыку Баха и Мендельсона, читал Гете и Шиллера, но после поездки они стали «моими». Я их увидел в тех местах, где они жили, творили, играли, любили и умирали. Они мне стали более понятны. Не потому, что они стали другими, а потому, что я стал другим. Я ощутил, что судьбы народов по ту и по эту стороны границы одинаковы.

Во-вторых, только теперь для меня закончилась война. Я и не думал, что она все еще сидит во мне. А она сидела вместе с непреходящей ненавистью к немцам. Почему-то тех немцев, которые устраивали у нас выставки, я не отождествлял с немецкими солдатами, а тут вот, приехав в Германию, никак не мог поначалу перестать видеть в каждом немце врага. Теперь, после поездки это прошло.

Наконец, я увидел кусочек мира, непохожего на наш. Такие же люди, но все-таки не совсем такие. Дома и улицы, города и деревни –всё было немного другим. Для меня тогда было важно, что эта страна входит в социалистический лагерь, и, следовательно, люди, априори, разделяют мои идеалы. Тем не менее, я видел, что хотя это была страна социалистического лагеря, она была другой. Она оставалась частицей Запада. И я понял, что здесь у людей совершенно другие жизненные устои, другие ценности и совершенно другое отношение к жизни.

И еще одно. Мы победили немцев в жестокой войне. Они выплачивали нам репарации. А жили они лучше нас. Это было видно невооруженным глазом. И это было неприятно и непонятно.

И последнее. Только в Германии я понял, что моя война не закончилась. Я ещё воюю...

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/17/637


Рецензии