По балтийскому и северному морям. швеция

ПО  БАЛТИЙСКОМУ  И
СЕВЕРНОМУ МОРЯМ. 27.09.  -  19.10.1985 год.

В 1985 году я путешествовала на теплоходе "Эстония" по Балтийскому и Северному морям. Это было удивительное путешествие. Но описывая, не заметила, как получилось слишком большое путешествие на бумаге. Вот почему решила публиковать по частям. Каждая часть - одна страна. А побывали мы в шести странах.

ШВЕЦИЯ. Сентябрь 1985 года. Мы вышли из прошлого Ленинграда (нынешнего - Санкт – Петербурга) на белом теплоходе «Эстония». Сейчас уже нет этого корабля (то ли он потерпел крушение, то ли его списали),  не бороздит он более моря и океаны, а мы, более двадцати лет назад путешествовали на нем. Что это было за путешествие!!!

Немного туманно, моросил мелкий дождь, и вечерело, когда мы поднялись по трапу на борт теплохода. Белого теплохода, на  котором наш флаг. У причала толпятся провожающие. А на палубах – смех, суета, все устраиваются, каждый ищет свою каюту. В зависимости от цены и каюта: на верхней палубе каюты с большими окнами, но они дороже, чем на нижней, где каюты с иллюминаторами. А в самом низу - даже иллюминаторы всегда задраены. Ведь Северное море не спокойно и волны очень уж велики и коварны. Моя каюта оказалась на верхней палубе и место на верхней полке, так что лежа можно видеть какое море – спокойное или бушующее. В каюте на четырех человек – душ, умывальник, туалет. На теплоходе для принятия пищи – ресторан и несколько баров. Еще есть парикмахерская, химчистка, прачечная.

Гудит сирена, поднимается трап, и мы отплываем от берега. Балтийское море! Как же приятно подставлять лицо соленому ветру, а этот ветер кружит и обволакивает и дурманит голову, и наполняет какой - то ленивой истомой, и в памяти исчезает зло. Вот, что делает с человеком здоровый соленый ветер.  Ночь становится все темнее, и хотя моросит дождь, соль моря вдыхается жадно, и не замечаешь, что успокаиваешься, и уже нет той настороженности, той неуверенности, правильно ли сделала, что согласилась на такое путешествие. И в таком морском пространстве, сердце открывается навстречу будущему. Города (Ленинграда) уже не видно, а только вдали виднеются огоньки. Погода не предвещает ничего хорошего. Дует сильный ветер, может быть, надвигался шторм.
Покидаем палубу, у себя в каюте готовимся к праздничному ужину в ресторане. Все одеваются нарядно, и шумно спускаются в ресторан, где нас знакомят друг с другом. Здесь, на корабле собрались, кажется, все национальности, населяющие в то время  Советский Союз. Было семь туристических групп. Одна – группа ленинградцев, одна – москвичей, одна – из Новосибирска. Одна - азербайджанцев, казахов, украинцев. И одна - наша белорусская. В первый вечер мы ужинали в большом ресторане. Программы дня выдавались нам  каждый день. В них, кроме перечисленных мероприятий, отдельно вкладывалось меню.
Все следующие дни наша белорусская группа завтракала, обедала и ужинала в небольшом уютном кафе.
Танцевальные вечера проходили в танцевальном зале, где для нас играл ансамбль, и были мягкие диваны, чтобы посидеть и послушать музыку, выпить шампанское, что тоже предлагалось. Первый вечер прошел очень весело, а сколько еще таких вечеров будет впереди!

Перед сном хочется еще раз взглянуть на море. Как же будоражит запах моря, заставляет сердце биться в ожидании каких-то радостей. Дождь не прекратился. Качка ощутима. Море плясало и бушевало. Волны накатывались друг на друга, и в брызгах обрушивались на борт корабля. Бросив последний взгляд на грозное море, вдохнув соленый воздух моря, уходим в каюту и засыпаем под укачивание волн.

Утром просыпаемся и понимаем, что в открытом море. Кругом вода и наш корабль сражается с волнами, а нас немного укачивает. Голос из репродуктора приглашает к завтраку. Спешу умыться и выхожу на палубу. Проходим фьорды. Очарование фьордов дополняет хорошая погода, светит солнце, хотя ветер не очень теплый. Приходится одеться теплее, чтобы после завтрака посидеть  на палубе, подышать морским воздухом. На палубе – бассейн, но никто не решается купаться. Холодно!!! Проезжаем скалистые острова с домиками. Кто – то снимает на камеру. А мне не хочется шевелиться. До Стокгольма еще далеко. По расписанию должны прийти в Стокгольм после завтрака на следующий день.

Утро. Завтрак завершен, все – на палубе. Хочется видеть своими глазами, как будем швартоваться на причале Стокгольма. Дома растут нам навстречу. Слева скала, а за ней замок – темный и мрачный. Вдруг начинает показываться силуэт города, вначале краны, причал, а вот и сам Стокгольм.

В то время все скандинавские страны запрещали ввоз в страну водки, поэтому к нам на корабль, как только спустили трап, поднялась полиция Швеции. Но не для всех спуск на шведскую землю закончился благополучно. Ленинградскому туристу пришлось все три дня, пока находились в Швеции, быть на теплоходе. У него была обнаружена бутылка водки, которую он собирался взять с собой на берег. Ему не позволили ступить на землю Швеции. Штраф оказался очень большой. Половину штрафа заплатил капитан, а половину собрали туристы его группы. И даже на таких условиях, он не смог находиться в стране, и остался на теплоходе.

В порту нас ожидал автобус, и мы отправились на экскурсию по Стокгольму, который расположен на четырнадцати островах, связанных между собой пятьюдесятью семью мостами. И называют его «городом между мостами».  Стокгольм – город - остров окружен водой, и в сочетании со скалами, памятниками, древними и современными зданиями оригинальной архитектуры, очень интересен переплетением природы с жизнедеятельностью человека.
 
Стокгольм – столица Швеции и порт - соединяет  сушу и море,  прошлое  и  настоящее  в  одном  городском  ландшафте. Основан город в 1252 году. С конца  тринадцатого века является резиденцией короля. Стокгольм еще называют «Северной Венецией». Это мы узнаём от экскурсовода в автобусе, и наш автобус отправляется в старый город, расположенный на острове, восточный берег которого омывается заливом Сальтшён, а западный – озером Меларен. Старый город соединяет в себе четыре острова: Стадсхольмен, Риддархольмен, Хельгеандсхольмен и Стрёмсборг.
 
В старом городе посещаем кафедральный собор Сторчюркан, который построен в стиле барокко. Это самый первый собор Стокгольма. В нем серебряный алтарь – алтарь мира, 1650 года. В соборе ставят свечи – это то, что осталось от христианства. Сейчас здесь проповедуется лютеранство. Раньше этот собор считался усыпальницей шведских королей. Здесь короновались короли, но после стали считать, что коронование в этой церкви приносит несчастье. Рядом с собором – памятник первому епископу.

Оказывается, новгородцы оказали немаловажную роль в создании города Стокгольма. О походе новгородцев и карелов на Стокгольм 1187 года написано не так много. Грозные норманны, наводившие страх на Европу, были посрамлены и разбиты неизвестным восточным народом. Под командованием Новгорода карелы совершили набег на столицу Швеции, разграбили ее и сожгли, нанеся огромный урон скандинавской монархии. Одним из трофеев новгородцев стали массивные бронзовые ворота, позже установленные на западной стороне Софийского собора в Великом Новгороде.

Интересно, что принцесса Ингигерда из Стокгольма, дочь шведского короля Олафа Шетконунга, в 1017 году вышла замуж за великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019 – 1054), приняв в крещении имя Ирина. В качестве приданого она принесла русской земле город Старая Ладога. И стала одной из самых влиятельных женщин Руси XI века. Ирина причислена к лику святых, почитается как святая Анна Новгородская.

Мы пересекаем мост - центральный мост, соединяющий южную и северную часть города. С одной стороны широкая набережная служит причалом для пассажирских судов. Эта набережная Шеппсбрукайен находится в Старом городе.

Королевский дворец Швеции имеет двойной статус. Это и официальная  королевская резиденция и культурно - исторический памятник, куда может приходить любой житель и путешественник.
Величественный силуэт королевского дворца Стокгольма это пример сдержанного скандинавского барокко. Дворец - один из самых крупных королевских резиденций в Европе. У здания четыре крыла-пристройки, общее количество комнат - более 600. Дворец служит официальной резиденцией короля.

Многие части дворца — королевская приемная, королевская сокровищница, коллекция археологических находок Густава III — открыты для посещения. Часть экспонатов королевской оружейной палаты - костюмы, кареты и обмундирование - используется в официальных церемониях.  В парадных апартаментах, где останавливаются во время официальных визитов главы государств, проходят официальные приемы, ужины и торжественные мероприятия. В парадной спальне Густава III потолок украшен аллегорическими картинами, выполненными в 1690 году Фуке и Шово.
 
Другие детали декора в стиле французского классицизма относятся к 1772-1779 годам. В алькове, где стояла кровать монарха, — замечательный гобелен рококо, подаренный королю в Париже в 1784 году. Кабинеты отделаны лаковыми японскими панно и рельефной мозаикой. На консолях — бюсты Карла XII и Густава III.

Напротив королевского замка находится Королевская Опера. Она построена в 1891 – 1898 годах в стиле ренессанс. Зал оперы рассчитан на 1100 зрителей.

Королевский драматический театр основан в 1788, находится на площади Нового моста - построен в стиле арт нуво в 1908. Архитектор - Фредрик Лилльеквист, украшением театра занимались Карл Миллес и Карл Улуф Ларссон. Открылся театр 18 февраля 1908 постановкой исторической драмы Августа Стриндберга Мастер Улуф.

Мы на острове Риддархольмен. Остров 300 метров длины и 200 метров ширины, и располагается к востоку от Стокгольма. Название острова переводится со шведского языка как "Рыцарский остров". До Реформации остров принадлежал монастырю ордена францисканцев. После того, как король отобрал владения у святых отцов, он поделил эту землю между представителями знати, и они построили себе здесь прекрасные дворцы. На центральной площади, стоит статуя основателя города - герцога Биргера. Недалеко расположен великолепный дворец Врангеля, в котором с 1697 по 1754 год проживала королевская семья. Здесь же находится церковь Риддарсхольмчуркан, она была построена в 1280 году. Здесь погребены шведские монархи от Густава Адольфа до Густава V. Также здесь находятся захоронения Магнуса I и Карла VIII.
 
Швеция – одна из самых экономически развитых стран Европы, а в ее столице сосредоточено более 10% всего промышленного производства государства. Традиционно в основе индустрии лежат металлообработка и машиностроение, в том числе автомобилестроение и самолетостроение (например «СААБ - Скания», «Вольво»), приборостроение. В Стокгольме расположены центральные офисы крупнейших корпораций и находятся главные банки страны в районе Нормальд, куда мы отправляемся далее.

Нормальд, означает «Северное предместье» - это  главный административный, торговый и культурный центр столицы. Здесь расположено новое здание риксдага - парламента Швеции, правления крупнейших банков и промышленных концернов, большие универмаги, гостиницы и рестораны, оперный и драматический театры, центральный вокзал. В однопалатный парламент Швеции входит 349 членов. Риксдаг возглавляется спикером - тальманом, и является высшим представительным и законодательным органом Швеции. Здание риксдага находится в центре Стокгольма на острове Хельгеандсхольмен.
 
Нормальд - район, который сами шведы называют просто «сити» — это центральная часть Стокгольма, расположенная к северу от старого города. Нормальм  считается основным бизнес - центром города.
В центре расположены высотные административные и торговые здания, многоэтажные гаражи-стоянки, многоярусные улицы-эстакады. Среди высотных зданий в то время выделялся 25-этажный научно-исследовательский центр Веннер – Грена, замыкающий одну из самых широких и длинных стокгольмских улиц – Свеавеген.
Следуя установленной еще Альфредом Нобелем традиции, Веннер-Грен учредил в 1941 году в Нью-Йорке Фонд антропологических исследований, а в 1956 году в Стокгольме - Центр научных исследований. Оба фонда существуют и сейчас.

Автобус проезжает по улице, которая заканчивается автомобильной развязкой вокруг высотного комплекса имени Акселя Веннер Грена, который в 30-ых годах заработал огромное состояние на продаже пылесосов в США и на часть этих денег открыл научно-исследовательский центр Веннер - Грен. Башня, расположенная в этом центре, на момент своего открытия в 1962 году была самым высоким в Европе зданием из металлических конструкций.

Крупные универмаги и пешеходные зоны, подражание архитектуре Нью-Йорка, центральный вокзал, самая дорогая улица в шведской «Монополии» и площадь, подарившая миру словосочетание «стокгольмский синдром».

Мы въезжаем на невероятный туннель Brunkebergstunneln. На относительно небольшой площади конструкторам удалось связать крупные участки автомагистралей, маршруты автобусов и метро, поездов и даже лодочное сообщение. Великий Ле Корбюзье (архитектор Франции) глубоко восхищался новой конструкцией, уже переориентированной на правостороннее движение. Он называл Slussen «первым инженерным сооружением новой эры» и предлагал всему миру следовать примеру Стокгольма. Это достаточно старое гидротехническое сооружение соединяет акваторию озера Меларен с Балтийским морем. Помимо этого, Slussen является шлюзом и в другом смысле: сверху от плотин находится сложнейшая автомобильная развязка, направляющая потоки автотранспорта из центральной части Стокгольма по основным автомобильным артериям района S;dermalm. На момент своего открытия в 1935 году Slussen считался передовым достижением инженерной мысли.

Мы отправляемся в Остермальм - самый престижный район Стокгольма, с богатой и насыщенной архитектурой, щедрый на достопримечательности. Самые дорогие рестораны, самые престижные магазины, самые эксклюзивные образцы моды и декора. C площади Нюбруплан, разделяющей районы Нормальм и Остермальм  открывается один из лучших панорамных видов на набережную. Зрелище весьма пёстрое и яркое — здесь перемешались и ренессанс, и шведский романтический стиль, и арт-нуво, и арт-деко. Прямо разноцветие красок.  Там, где чуть более ста лет назад рыбаки смолили лодки, сегодня находится  самая яркая набережная Стокгольма. Бульвар-эспланада с узкой зеленой аллеей протянулся на километр вдоль южного берега Остермальм. Фактически он являлся архитектурным памятником амбициозности шведских магнатов на рубеже XIX и XX веков. В 1917 году были построены «двойняшки» - дома – близнецы.
Остров Cодермальм часто называют Стокгольмским Бруклином: чуть менее туристический, чуть более независимый. И цены тут чуть более демократичны, чем в других частях города. Это самый густонаселенный городской район в Скандинавии, со своим неповторимым колоритом и ритмом жизни.
 
В районе Эстермальма много бульваров, парков, спортивных сооружений. Среди них Королевский стадион, на котором в 1912 году проходили Олимпийские игры.
Западнее Нормальма, на озере Меларен находится остров Кунгсхольмен, на берегу которого, напротив старого города, мы увидели кирпичное здание городской ратуши, увенчанное прямоугольной башней с тремя золотыми коронами на шпиле. Три короны означают союз между тремя странами: Швецией, Норвегией, Финляндией. Ратуша построена в 1920 году архитектором Рагнар Эстбергом. В ратуше проходят заседания городских властей, проводятся важные политические переговоры, а в Золотом и Синем залах ежегодно в декабре король Швеции вручает Нобелевские премии. Возле ратуши – парк. В этом парке три статуи мужчин – совершенно обнаженных, причем один из них – известный писатель. Двор Ратуши открыт для публики, а залы, где проводится вручение премий, можно посетить только с экскурсиями (проводятся ежедневно на английском языке).
 
В течение двух часов мы посещали церемониальные залы ратуши. Большое впечатление произвел парадный зал на 850 человек, украшенный кусочками золотой мозаики. Это танцевальный зал, используется для банкетов и может быть арендован любым учреждением.
Голубой зал вмещает 1800 человек, здесь устраиваются приемы и банкеты. Здесь же внутренние дворики Италии, но так, как здесь холоднее, чем в Италии, то сверху дворик затянут холстом. Здесь же галереи советников с их бюстами. Зал заседаний совета городского управления (состоит из 13 членов).
Еще есть зал гобелен, но с 13 до 16 часов закрыт на церемонию бракосочетания.
В ресторане «В подвале Ратуши»  подают блюда из меню всех нобелевских обедов с 1901 по 2004 годов.
Со смотровой площадки 106-метровой башни ратуши открывается великолепная панорама Стокгольма. Стокгольм – сказочный.
 
Удивительно, что на одной из набережных в воде можно увидеть манекены, похожие на настоящую руку и нос гигантского человека. Руку, которая всегда указывает на Юпитер, установили первой.   
После таких насыщенных экскурсий, мы возвратились на корабль, где обедали, отдыхали и ужинали. Свободного времени у нас в Швеции не было, так как программа была слишком насыщена. За три дня пребывания, мы должны были успеть увидеть очень многое.

Второй день пребывания нашего в Стокгольме был очень солнечным. Мы поехали в восточную часть Стокгольма, где находится музей Современного искусства, а после посетили Юргорден – одно из популярных мест отдыха с лесопарком, комплексом увеселительных аттракционов «Тиволи», музеем истории стран Северной Европы и зоопарком. Здесь же мы побывали в знаменитом этнографическом музее под открытым небом «Скансён», где собраны старинные жилые и хозяйственные постройки из разных областей страны. Остров Юргорден находится под особой королевской опекой с XV века — это большой природный парк прямо в черте города и центр всевозможных развлечений: зоопарк, луна-парк и бесчисленные музеи.

Побывали мы и в Стокгольмском университете, где в 1884 году ученая – математик Софья Ковалевская стала первой женщиной – профессором. Она прожила в Стокгольме до своей смерти и похоронена на Северном кладбище среди гранитных глыб и сосен.
Революционерка Александра Коллонтай жила в Стокгольме с 1930 – 1945 годы, и как посол Советского Союза содействовала развитию советско – шведских отношений.
В 1910 году в Стокгольме состоялась последняя встреча Ленина с матерью. В 1917 году через Стокгольм Ленин возвратился в революционную Россию.
В 1917 году в Стокгольме находилось Заграничное представительство ЦК РСДРП, которое возглавлял В. В. Воровский, который стал первым послом Советской России в Скандинавских странах. Все это рассказал нам экскурсовод, находясь на площади перед зданием Шведской Академии, где присуждают нобелевские премии. 
 
Огромное влияние на становление науки в Швеции оказал естествоиспытатель Карл Линней, основавший в 1739 году Королевскую Академию наук и ставший первым ее президентом. Современник Линнея, астроном и физик Андерс Цельсий, создатель старейшей в Швеции астрономической обсерватории в Упсале, увековечил свое имя введением стоградусной шкалы для термометров.

Население Стокгольма более 1,5 млн. человек. Большинство столичных жителей — шведы, но есть и иностранцы. В основном это финны, датчане, исландцы, норвежцы, однако довольно много в Стокгольме живет турок, греков, югославов, испанцев. Государственный язык — шведский. Большинство населения столицы — лютеране.

Третий день нашего пребывания в Стокгольме был посвящен знаменитому шведскому скульптору ХХ века Карлу Миллесу. В парке – музее, расположенном на поросших соснами скалах над проливом Вертан, где жил, работал и похоронен Миллес, собраны десятки его скульптурных ансамблей. Здесь интересно побродить среди шумящих на ветру сосен, стройных светлых колонн, фонтанов. Купающаяся Сусанна, Наяда. Посейдон, исторгнутый из чрева кита Иона, «Похищение Европы». Окруженный тритонами, огромный бронзовый богоподобный бык, запрокинув голову, лижет руку стоящей на его мощной спине, обдаваемой брызгами стремительных струй, такой женственной и такой сильной Европе. На низких, почти у самой земли, пьедесталах и на высоких колоннах радуются и пляшут, горюют, молятся, неутомимо бегут творения Миллеса.

Сад Миллеса разбит на трех ярусах-террасах, которые уступами спускаются к водам залива Вертан.  Музей Миллеса является одновременно и домом-музеем одного из известнейших скульпторов Швеции, и музеем скульптур под открытым небом. Каждое из произведений скульптора Миллеса – от гигантских статуй до скульптур самых малых форм, великолепно вписано в пейзаж. 
При проектировке сада, Миллес с помощниками, среди которых был его брат-архитектор, рассмотрели разные ракурсы для каждой скульптуры. Было учтено все: как она выглядит издалека и при близком рассмотрении, какой вид имеет скульптура при солнечном свете, в затененном виде или в разную пору года, какой вид будет являться посетителям, если они станут рассматривать ту или иную скульптуру с нижнего или верхнего яруса сада. В расчет бралось даже то, как скульптурные произведения будут сочетаться с эффектным видом на залив и белыми кораблями в порту.

Создатели сада нашли оригинальный выход даже из такой не совсем эстетической картины, как вид фабричных труб на противоположном берегу. Они просто устроили своеобразную перекличку скульптурных постаментов, вытянутых в виде колонн, с длинными трубами фабрики.
 
О создании Сада скульптур Миллес начал мечтать в начале двадцатого столетия.
Миллес родился близ Упсалы в 1875 г. В 1906 году Миллес купил в собственность землю на утесе Херсеруд в Лидингё, большом острове недалеко от Стокгольма. В 1908 году здесь появился дом, в котором он поселился со своей супругой Ольгой. Здесь скульптор Миллес и художник-портретист Ольга черпали вдохновение и прожили до 1931 года, пока на два десятилетия не переехали в Америку. Неизвестно какие чувства двигали Миллесом, когда он в 1936 году подарил Стокгольму свое детище – сад, дом и все находящиеся в нем коллекции. На протяжении всей своей жизни супруги Миллес занимались коллекционированием произведений искусства. Их дом, расположенный на верхней террасе сада - хранилище не только работ мастера, но и множественных коллекций древнеегипетских, индийских, китайских, античных и средневековых скульптур.

А в тени садовых насаждений разместились интереснейшие фрагменты старинных сооружений, привезенные Миллесом из разных стран специально, чтобы создать выгодный фон для расположенных в саду скульптур Миллеса.

Парк статуй с изящными лестницами, террасами, колоннадами, галереями, фонтанами, разбитыми клумбами, декоративными вазами, живописными группами деревьев, и статуями очень хорош и поражает своей изысканной красотой. Деревья подобраны не только по породам, но также по форме и цвету. По такому же принципу подобраны цветы, и даже трава.

В Карле Миллесе воплотился талант архитектора, скульптора и декоратора – дизайнера.  Но Карл Миллес - шведский скульптор, знаменит также своими фонтанами.  Сад имеет многоуровневую структуру. Это три главных искусственно созданных террасы – Верхняя, Средняя и Нижняя. Дом Миллеса и мастерская находятся на Верхней террасе. Дополнительно здесь устроено несколько террас. Одна из них названа в честь жены – Ольги. Есть «Терраса роз» и «Маленькая Австрия».
Застывшие волны – так выглядят главные террасы. Безупречно зеленые летом и белые от снега зимой, они струятся вниз каменными ступенями. Каждую главную террасу украшает фонтан с бассейном круглой или прямоугольной формы.

На одной из верхних террас разместился фонтан Аганиппа, который был создан для музея Метрополитен в Нью-Йорке. Композиция фонтана лаконична, но выразительна. Лежащая на камне Аганиппа любуется своим отражением в водах источника, над которым парят три мужские фигуры, символизирующие Музыку, Живопись и Скульптуру.

Вход в парк расположен вверху и уже оттуда можно взглянуть на нижние уровни террас.   Девизом Миллеса были слова, которые можно прочитать на чугунных воротах; «Дай мне творить, пока не меркнет день». До последней минуты он занимался украшением парка и дома, чтобы было что любить, было чем гордиться.
Его поздняя работа «Человек и Пегас», символизирует жажду свободы и полет фантазии. Скульптура стоит на высоком цоколе, как и «Рука Бога». Миллес устанавливал свои скульптуры так, чтобы на фоне неба читалась тема и замысел, чтобы скульптура обрела свободу. В восточной части Нижней террасы музея Карла Миллеса находится группа Музицирующих ангелов, созданных для различных фонтанов во время пребывания в Америке. Среди всех скульптур доминантой выступает «Певец Солнца». Благородные пропорции мужского торса скандинавского Аполлона символизируют любовь к свету. Эта скульптура посвящена произведению - «Песня Солнца» национального шведского поэта Тегнера. Нагой мускулистый стройный юноша, широко раскрыв руки, на острове перед зданием риксдага, глядя на восток, поет хвалу солнцу.
               
Книга Хейденстама «Дерево Фолькунгов» натолкнула Миллеса создать конную статую героя произведения Фольке Фильбютера. В поисках пропавшего внука герой объездил всю страну. Движение коня, поскользнувшегося на камне при переходе реки вброд, скульптор запечатлел навеки. Также Карл Миллес создал статую Посейдона в Гётеборге, статую короля Швеции Густава I Васа в Скандинавском музее, скульптурную группу «Орфей» с внешней стороны Стокгольмского Концертного Зала и скульптуру Фолка Фильбайтера в Линчёпинге. Последний изображен на марке, которая была выпущена в 1975 г., в ознаменование столетия мастера.

В Стокгольме и других городах Швеции Миллес создал монументальные скульптуры-фонтаны, которые стали эмблемами этих городов. Множество работ Миллеса установлено в других странах. Например, мимо одного из произведений многие москвичи проходят каждый день, хотя, скорее всего, им ничего не известно об авторе скульптуры «Гермес» возле Центра международной торговли.
 
Невозможно сейчас представить Стокгольм без Миллеса. Статуи и фонтаны его на набережных, улицах и площадях Стокгольма. Черные гранитные  медвежата играют на набережной у парка Берцелиуса. «Боги моря» стерегут пристани Шкиперской набережной. Энгельбрект высоко поднял свой меч – меч свободы – у здания ратуши.
Фотоаппараты щелкали, не переставая, я успевала только перебегать от одной скульптуры к другой, потому что надо было сначала выслушать экскурсовода, потом сфотографировать и не отстать от группы. Ведь в соборе Сторчюркан, когда я задержалась, чтобы сфотографировать интересные витражи, алтарь, за мной установили слежку, поэтому приходилось быть осторожной, чтобы не вызвать неодобрения.

Необычной была экскурсия в музей корабля Васса – величественный королевский корабль. 10 августа 1628 года корабль отправился в свое первое плавание, и на глазах у тысяч потрясенных зрителей пошел ко дну, даже не выйдя из акватории. 430 человек – была команда корабля. Спустя 333 года корабль был поднят на поверхность и полностью восстановлен. Этот военный корабль – полностью сохранившееся старейшее судно в мире. Во внешней отделке корпуса корабля использована тончайшая резьба по дереву. В то время считалось, что после бога благополучие государства зависит от его флота. В 1625 году король подписал указ на постройку кораблей, одним из которых был «Васса».   Сейчас корабль «Васса» - музей начала XVII века.
В начале семнадцатого века военные корабли украшались, чтобы придать величие. Корма корабля – отражение власти и самовосхваления. Единственной золотой вещью, найденной на корабле, было кольцо. А в основном были найдены 25 тысяч предметов деревянных. Этот корабль сейчас является памятником ремесленного искусства.
Водоизмещение этого судна было 1300 тонн, высота  25 метров, ширина – 12 метров. Музей Васса – самый неординарный музей, который знакомит со шведской основательностью и доскональностью. Из корабля, который затонул 333года назад, был сделан четырехэтажный музей.

Как же там живут, в Швеции? Кто как, но в основном хорошо. Хотя мало было у нас времени, чтобы понять их жизнь. Встреч у нас не было. Принимали пищу на корабле, а на экскурсиях все было предельно сжато и нужно было укладываться в отведенное время. Единственное, что я отметила – их одежда. Все ходят в светлой одежде – и молодые, и постарше которые. Черный цвет – у них – это эффектные концертные платья.

А от наших групп, когда сошли с корабля – вся пристань, казалось, превратилась в черный цвет. Только двое-трое были в светлой одежде. Негативного отношения к нам не чувствовалось. Но любопытных взглядов было много. 1985 год!  Россия, и все – в черном!  Представляете!
 
Мы покидаем интересный и сказочный город Стокгольм, и страну Швеция. Путешествие очень познавательно. Сколько нового узнали, а сколько нового увидели! Вспоминая то, что видела, понимаю, что спокойно течет жизнь в Швеции и как то нейтрально. В Швеции мы посещали музеи, соборы, дворцы, парки. В магазины так и не зашли, не предоставили нам такую возможность. Только видели богатые ассортиментом витрины магазинов.

И снова мы на палубе. Наша «Эстония» отходит от пристани, и вскоре огни Стокгольма исчезают, и мы опять в море. 


Рецензии
Добрый вечер, Татьяна!

Решила сопоставить Ваши впечатления от Швеции со своими. Я была там в 1993 и в 1997 годах. В том числе и в деловой поездке, общаясь с жителями Швеции.

Ну, фьорды Швеции - это всего лишь лагуны. Мы проехали от южного Ставангера до северного Тромсё. Вот там фьорды - настоящие. Глубина до 500 метров, высота гор со снежными вершинами до 1.5 км. Чувствуешь себя песчинкой в океане.

Корабль Васса - не самое древнее судно, затонувшее поднятое со дна моря. В Норвегии есть музей на севере, где выставлены поднятые корабли викингов аж 12 века.

В целом было приятно с Вами путешествовать, вспоминая и свои впечатления, добавив что-то из Ваших.

С интересом и уважением к любительнице путешествий (сама такая же!)!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   10.05.2022 19:40     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Татьяна!

Татьяна Подплутова 2   12.05.2022 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.