Тройка

   В Тбилиси в разгаре лето — время вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. В тенистых аллеях парков на скамейках много молодёжи с учебниками и конспектами. У многих через два-три дня последний, решающий, экзамен. На него вся надежда - или с 1 сентября начнёшь учиться в институте или, к большому огорчению родителей, придеться ждать ещё год.
   Конкурс в Грузинский политехнический институт тогда был небольшой, но ниже тройки отметки получать было нельзя. В то время, в 1967 году, не было компьютеров, экзамены проходили по билетной системе. А это в какой-то степени - лотерея. Многие родители абитуриентов срочно искали друзей, которые знали близко экзаменаторов и просили помочь.О взятках и речи не было – всё для друзей делалось бескорыстно.
   В те дни ко мне на работу пришел коллега – Резо Хунцария, который приехал из деревни, прервав свой отпуск - его племянник сдавал экзамены. Оставалось сдать последний экзамен по химии. Резо сказал,что племянник очень слаб по химии и если он получит хотя бы тройку - то видимо попадёт в институт. Резо обратился ко мне, зная, что я окончил химический факультет и у меня было много друзей в политехническом институте, а самое главное - я хорошо знал председателя экзаменационной комиссии - Франца Броучека.
   Я долго отнекивался, объяснял, что мне неудобно, но Резо так настойчиво просил помочь, что я согласился. Об этом узнала моя одноклассница – Русико, работавшая в то время у меня в лаборатории. Её сын, Гога, оказался в таком же положении: последний экзамен - химия. Срежется - потеряет год! Нужна лишь тройка! Ладно, переписал на бумажку фамилии абитуриентов с номерами групп и на другой день отправился домой к Францу. Прихожу и вижу - на дверях записка. Звоню – никого! Беру записку, может он сообщает, где его искать? Как бы не так! "Дорогой Франц!"- читаю -" Мой сын сдаёт...... . прошу помочь.... . " и т. д. Подпись «Гиви»- и номер телефона. Ясно, думаю, я не первый! Я знал автора записки -Гиви Арабидзе. В мои студенческие годы он был председателем профкома химического факультета. Может он знает, как найти Франца? Но вначале я решил подшутить. Позвонил и изменив голос, выдал себя за Франца, сказал, что ничем помочь не могу и т. д. Он так упрашивал, обещал обеспечить вкусной копчёной осетриной - дефицитным балыком! Гиви работал главным инженером Тбилисского рыбозавода- ясно  какие у него были возможности! Тут я не выдержал и сказал уже своим голосом -"А Севе Мохову ты не можешь устроить балык? Он вначале растерялся, смутился, но я его успокоил, что никому не скажу. Главное -Гиви не обиделся, что я его разыграл. Где находится Франц накануне экзаменов — он тоже не знал! Как же я могу увидеть Франца? В здание института никого не пускают, милиция охраняет вход. Вокруг корпусов тоже дежурят их работники. Телефоны отключены. Остаётся одно - ловить Франца, когда он приедет на экзамены и как-то незаметно передать записку. А если он в здании института ночевал? С одной стороны - не моя вина, что я его заранее не повидал, но с другой - стало тревожно за друзей — я понимал их переживания! Но что я мог сделать в такой ситуации?

   И вот, рано утром, часа за два до начала экзаменов, я отправился в институт, расположенный у начала Военно-Грузинской дороги. Мне подвернулось такси и я, не пожалев для такого случая двух рублей, быстро очутился на большой площади перед главным входом. На площади толпились группами абитуриенты с многочисленными болельщиками - друзьями, родителями и родственниками, среди которых были и бабушки и дедушки! Как я смогу передать записку? Все же увидят! Не хотелось мне подводить Франца! Хорошо, что я приехал пораньше. Смотрю - шагает мой дорогой Франц. Все взоры устремились к нему. Приблизившись в его сторону, но делая вид, что совсем не собираюсь с ним встретиться, я окликнул его -"Как, живёшь,Франц?". Он был младше меня года на три и посчитал нужным самому подойти ко мне. "У тебя, Сева, наверное, дочка сдаёт сегодня?" –спрашивает он  и протягивает мне руку. Моя правая рука, потная от волнения, нащупала в кармане бумажку. Я протягиваю ему руку, здороваясь до-о-о-олго трясу его руку и с улыбкой отвечаю - "Моя дочь сдала все экзамены, можешь меня поздравить, а в бумажке, которая в твоей руке, всё написано-это дети моих друзей. Помоги, пожалуйста, чтобы не срезали, тройки достаточно!" Он всё понял, засмеялся и мы попрощались. Ой. как легко мне стало! Столько волнений и так всё хорошо обошлось!
   Было около 8 часов. Солнечное, но ещё не жаркое, тбилисское утро. Не спеша пошел домой пешком, торопиться теперь некуда. По дороге, около вокзала  зашел в гастроном взглянуть - может что-нибудь "выбросили" в продажу. Смотрю - хороший антрекот — 3 рубля за кг. У меня после такси оставались от пятерки 3 рубля. Жалко, думаю, что не взял с собой больше денег - мясо очень приличное. Попросил взвесить. Ищу деньги - не могу найти! По второму разу обшарил все карманы -у мужчин же их много - до дюжины! Но нет трёшки! Вспоминаю, может таксист не дал мне сдачи? Да нет, хорошо помню, что вернул помятую трёшку. И тут я вытаскиваю из кармана ....бумажку! Да, да - ту самую, которую я должен был вручить Францу! Меня бросило в холодный пот!Я стоял растерянный.. Что я натворил? Что дальше будет? Что я скажу друзьям? Что будет с ребятами?

   Было это в субботу. В воскресенье вечером я позвонил Резо. "Его нет, он вернулся в деревню". "А как его племянник? Он сдавал вчера экзамен по химии. " -"Спасибо, он сдал на тройку". Ох,слава тебе, Господи!.
   В понедельник прихожу на работу. У меня сердце заколотилось! А Русико  улыбается, кидается ко мне, целует. "Спасибо, Сева за помощь! Мой сын получил пятерку!". Тут я ей всё и рассказал! А мог бы и не говорить? Она изменилась в лице, смотрит растерянно. "Ой, как же это ты так? А если бы мой сын срезался?". "Что сделал, то сделал - сын ведь сдал, должна радоваться, что он такой умный, в маму пошел по химии!"(Русико окончила химфак).
   Возвращается из отпуска второй проситель - Резо. Ничего мне не говорит о племяннике, забыл даже спасибо сказать. "Резо, как твой племянник?"- А... да.. всё в порядке, поступил, спасибо!" - "Спасибо мало, Резо?" -"А что?"- "Это не за спасибо"-отвечаю. "Что ты говоришь? А сколько?" - "За тройку надо . . " - и молча показываю ему три пальца. -"Тридцать?"-" Нет, Резо!" У него  растерянная улыбка.-"Неужели 300!" - "Да нет - всего три рубля!  -"Как это три рубля?" Пришлось рассказать и ему, как всё было... .
   Спустя некоторое время встретил я Франца. "Франц, а ты оказывается берёшь взятки?- "Как тебе не стыдно, Сева, ты что не знаешь меня?". "А вот у меня ты взял тогда"  ?-?-?    Рассказал я ему всё. Франц говорит - "У меня было столько бумажек в кармане, я не знал даже, которая от кого"!!  Посмеялись вместе. Франц полез в карман и смутился, что у него нет сейчас трёх рублей, отдаст позже. "Да ты что, Франц, не обеднею, только в тот день без антрекота я остался! Вот так!».
     Когда меня на другой год кто-нибудь спрашивал -" Ты же химик, не можешь помочь. " и т. д. -я рассказывал этот случай и меня оставляли в покое!- «Заниматься надо в школе, а не знакомых искать. Когда я поступал в институт, никто за меня не хлопотал!".  Кстати,в 1943 году вступительных экзаменов вообще не было!!


Рецензии