Инсайдер

               
   Шел обычный майский постпраздничный рабочий день. К одиннадцати дня я наконец-то добрался до работы. Считалось, что писать утренние обзоры с рекомендациями на день для клиентов - это тягчайший труд, и поэтому мне дозволялось приходить чуть позже. Главное, чтобы в 9:30 мои комментарии и торговые сигналы по рынку уже были выложены на сайте, плюс заботливо распечатаны и вывешены на стенде для клиентов дилингового* зала. С этой задачей я справлялся дистанционно к 8:30 - спасибо Интернету и моему личному корректору Владимиру Ивановичу. Да-да, вы не ослышались. Корректор был мне необходим! В противном случае, весь оставшийся день клиенты вместо заключения сделок занимались бы саркастическим обмусоливанием моих грамматических ошибок. Нет сделок - нет комиссии! Это в наши планы никак не входило.
  Весна 2009 года. Москва, да и пол России еще не начали задыхаться в угарном газе от горящих лесов,  а ставки на обновление температурных рекордов пока не обошли по популярности прогнозы на исход дерби ЦСКА – Спартак. Потом многие заговорят  о развале лесничества, безалаберности МЧС, а заядлые «спартачи» о банальном невезении. Но путем построения нехитрой логической цепочки обыватель приходил к мнению, что во всем  всегда виноват Путин.
   Тем не менее погода располагала к хорошему настроению, и я, взяв попутку, за 25 минут, насладившись видами «Лосиного острова», добрался с ВДНХ до Преображенки. Войдя в офис через центральный вход, я ощутил на себе пристальное внимание десятка пар глаз. Их хозяевами были  клиенты нашего дилингового зала. «Час дурака»** уже прошел, и наступало активное время торгов до обеда. Клянусь, я мог по глазам понять, кто из клиентов сегодня воспользовался моими рекомендациями, в их взгляде читалось: «Ну, браток, не подведи!», а кто в очередной раз с удивлением разглядывал весьма колоритного сто пятидесяти килограммового аналитика компании, той которой они доверили право действовать в их интересах и по их поручению.
   Что ж, приветственно кивнув в их сторону и получив в ответ пару таких же кивков, я взял чуть правее, открыл дверь, и оказался по ту сторону офисной перегородки. Здесь сидели наши трейдеры и операционистки. Любой человек «с той стороны» зала, желающий заключить сделку, подходил к окошку, брал бланк, вписывал туда все реквизиты операции, купить/продать, цена, бумага, количество, подписывал и возвращал обратно. Операционистка проверяла все параметры сделки, пропускала квитанцию через специальную машинку, так заявка попадала в систему и отправлялась на биржу, отрывала корешок, подписывала и возвращала клиенту. В погоне за прибылью полдела было сделано. Оставалось только в нужный момент понять, когда тебе вновь стоит к ней обратиться. Главное, чтобы было не слишком поздно!
   Вы спросите, какой это год? 2009! Да, конечно, у нас была система Интернет-торговли, и количество сделок через нее в сотни раз превышало бумажные сделки. Но это была традиция. И, поскольку зародилась она еще в 1993 году, ни один новый владелец компании не решался ее нарушать. Все клиенты дилингового зала заключали сделки именно так. Мне этот процесс очень нравился из всех способов заключать сделки на бирже - он был самым естественным и натуральным. Данный процесс дисциплинирует и заставляет человека чуть более внимательно и ответственно подходить к принятию решений.
Впрочем, при стрессовых ситуациях и он работал не всегда, совсем не защищая клиентов от их глупых и резких поступков.  Однако в этом и суть спекуляции. Выдержка, стойкость, четкий план действий и холодная голова. Как часто этого здесь не хватает!
  Заканчивалась весна 2009 года, и на рынках вот уже как четыре месяца шел уверенный подъем курсов. Подпитываемый деньгами государства через ВЭБ***, рынок позволял аналитикам блистать во всей красе:  «Покупайте ЛСВ! - кричали они на всех углах.- К концу года она вырастет на 50%». Что ж, не удивительно, эти любые старые вещи  действительно росли. Беда всех аналитиков в том, что, когда эти бумаги, достигнув пика своих значений, начинают с удвоенной силой катиться вниз, эти гуру рыночных курсов с лицом обиженного младенца уверяют вас, что еще на прошлой неделе рекомендовали всем избавляться от этих акций, а вы их либо не услышали, либо не так поняли.
Игроки сделавшие ставку на понижение, сейчас несли весомые убытки, и каждый растущий день отнимал у них порядочное количество нервных клеток. Сопоставив несколько фактов и действительно убедившись, что ВЭБ покупает на деньги из государственных резервов, они выстроили нехитрую логическую цепочку, венцом которой опять оказался во всем виноватый Путин. Время от времени, фиксируя убытки и большую часть дня стараясь не смотреть на котировки в зале, они коротали часы торгов в курилке, обмениваясь, в том числе и с нами, байками и забавными историями о торгах. Однако в этот раз черед рассказывать историю случайным образом выпал на нашу самую опытную операционистку Оксану.
    Подходил к концу май 2008 года; до официальной премьеры в России мирового финансового кризиса оставались считанные дни. Рекламные буклеты в виде панических атак на зарубежных площадках наш рынок мужественно игнорировал. «Тихая гавань… Мы - тихая гавань», - слышалось изо всех диалогов о рынке. Но если в гавани действительно и не страшны высокие волны и штормовой ветер, то она все равно не застрахована от резкого отлива, в процессе которого она превращается в обезвоженную пустыню с мертвыми, ржавыми кораблями посреди. Так и случится, всего лишь через 15 дней. А пока клиентов в дилинговом зале было много. Число заключенных сделок зашкаливало. И вот в первый рабочий день после майских праздников в офис заглянул человек под два метра ростом в берцах, защитных штанах цвета хаки, в надетой плащ-палатке с надвинутым на глаза капюшоном. В руках он держал увесистую спортивную сумку.
Перейдя сразу к делу, он заключил договор о брокерском обслуживании, и, узнав, что операции можно будет проводить только на следующий день, переведя на счет миллион рублей, ретировался. Тем не менее, если вы думаете, что кого-то насторожил его вид или поведение, то вы глубоко ошибаетесь. За полтора десятка лет в зале нашей компании было достаточно колоритных персонажей. Кстати, если вы когда-либо услышите байку о бомже, сдававшим банки и бутылки и покупавшим на эти деньги акции подешевевшей электроэнергетики, знайте: это не байка!
«Грибник», как сразу же окрестили его операционистки, появлялся на протяжении следующих восьми дней и всегда действовал по одной схеме. Первым делом заходил в кассу, перечислял на счет от миллиона до полутора рублей наличными, дожидался обеда и покупал на все деньги акции ОАО «Полюс Золото». «Бывает», - хихикали сотрудницы. Меж тем, цена на акции прибавляла в день от 5% минимум. Однако на девятый день наш герой изменил себе. Он не стал переводить деньги и покупать акции. Вместо этого, он просидел весь день в бездействии и показной апатии. За пятнадцать минут до окончания торгов, подойдя к стойке, он протянул заполненную квитанцию на продажу всех имеющихся у него акций. Следом последовала заявка на вывод всех денежных средств. 
Что ж, через 30 минут всем стала, если пока и не понятна, то объяснима его прыть. На внебиржевом рынке уже после закрытия торгов цена на акции «Полюс Золото» рухнула на 25% в течение нескольких секунд.
То событие станет еще одной занозой на пути превращения России в международный финансовый центр. Впрочем, последовавший вслед за этим обвал всего рынка, нивелировал остроту негодования владельцев акций ОАО «Полюс Золото».
      Закончив свой рассказ, Оксана, прицельным движением бросив бычок в урну, направилась в сторону входа.
- Оксан, Оксан! Подожди! – окрикнул ее я. – Слушай, а фамилия у «Грибника» случайно не Про-хо …? - начал я произносить по слогам.
- Конечно же, нет!  - прервала она меня. – Его фамилия была Шу-ва…
Тут взмахом руки прервал ее я. Логика обывателя опять сводила все к мистеру Путину В.В.

Дилинговый зал* - специальное пространство, находящиеся в помещении брокера и оборудованное всем необходимым для работы клиента на бирже.
«Час дурака»** - время торгов на российском рынке до открытия европейских бирж. Считается, что в этот час совершаются наиболее непредсказуемые и непредвидимые колебания цен на отечественные акции.
ВЭБ***- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»


Рецензии