Кочис. Противостояние продолжается

Весной 1849 года чирикауа под предводительством Мигеля Нарбона, Кочиса и Мангаса Колорадоса по-прежнему оставались на слуху у жителей пограничья и, постоянно отражались в рапортах военных.
В марте этого года отряд Мигеля Нарбона, в котором находился и Кочис, вышел к шахтерскому поселку Банамичи, расположенному на реке Сонора.  В миле от поселка находилось ранчо «Фелис». Незадолго до сиесты (послеобеденный отдых), апачи вторглись на территорию ранчо, в считанные минуты, расправившись с его обитателями. Апачи убили семерых мужчин, двух женщин, и еще пятерых ранили. Десять женщин, четверо мужчин и несколько детей они захватили в плен. Все строения на ранчо апачи придали огню.
Когда на место происшествия прибыли солдаты национальной милиции, апачи  с пленниками уже продвигались вдоль реки Сонора. По пути, в пяти милях от Банамичи, они убили еще двух мексиканцев, захватив столько же в плен. К концу дня апачи прошли мимо городка Синокуипе, но местные власти оказались не в состоянии дать вооруженный отпор индейцам, по причине отсутствия достаточного количества оружия, да и боевого духа у жителей, чтобы вступать в столкновение с «апаче  лос  барбарос» (варварами апачи).
Мигель Нарбона не удовлетворился пролитой кровью мексиканцев и не переставал питать иллюзии,  на счет того, что способен изгнать мексиканцев из северной Соноры. Его одержимость этой мыслью подогревали победы чирикауа в  Кугуарачи  в  декабре  1847 года, в Чинапа в феврале, Фронтерасе в августе, и Тубаке в декабре 1848 года.
 Жестокость этого лидера чоконен по отношению к врагам не знала границ. Он был поглощен убийствами, и порой казалось, что он никогда не насытится мексиканской кровью.
8 апреля сотня конных апачи напала на Бависпе. Четверых индейцы убили, сожгли посевы и с захваченными пленниками скрылись в горах.
Спустя три недели лидеры чирикауа Мигель Нарбона, Иригольен, Посито Морага  и Тебокуита организовали рейд на Санта-Крус. Городок жил в страхе перед нашествием индейцев, его жители не отваживались покидать пределы поселения без крайней нужды.
29 апреля в северной стороне от города появились отряды апачи. Индейцы пленили одно семейство, работавшее в поле. Жители мгновенно отреагировали и контратаковали индейцев, вынудив их отступить.  На следующий день, апачи воспользовались своим преимущество и осуществили на лет на крестьян, осмелившихся выйти на работу в поле. В результате семеро мексиканских мужчин были тогда ими убиты.
С.Лаймон принял решение обеспечить земледельцев охраной и направил два небольших отряда солдат на пашню для их защиты от нападения апачи. Как только солдаты покинули Санта-Крус, апачи немедля напали на город и увели почти весь рогатый скот.
Лаймон писал тогда губернатору: «Более восемнадцати семей собираются покинуть город и уйти вглубь провинции. Иные же отправились по следу индейцев в надежде отбить у них свой скот. Должен уведомить Вас, что обстановка в гарнизоне критическая».
После рейда на Санта-Крус чоконен вернулись в ранчерии на северо-востоке Соноры. Тем временем из Моктесумы отряд мексиканцев численностью 118 человек под предводительством Хосе Терана Тато выдвинулся в направлении их лежбища. На марше к отряду присоединились еще 70 человек бойцов из близлежащих поселений. 10-мая отряд прибыл в Бависпе, пополнил провизию и отправился в направлении горы Питайлаче, что в двадцати милях восточнее Фронтераса.
В местности под названием Русбальо Тато неожиданно для себя вступил в бой с небольшой группой апачи, по всей вероятности стоявшей там семейной общиной. Как оказалось, эта община принадлежала к группе вождя Иригольена и ее члены собирались идти торговать в Ханос, но не успели  виду нападения отряда Тато. Пленные чирикауа сообщили, что в горах Энмедио находится ряд других ранчерий их соплеменников, лагеря же Мангаса Колорадоса в горах Чирикауа и Флорида, а стоянки Иригольена и Мигеля Нарбона расположены вдоль реки Сан Бернандино. Тато  увел пленников в Бависпе.
Через шесть дней чоконен Иригольена, Мигеля Нарбона и Тапила напали на Бакоачи, нанеся потери местному населению. Апачи увели собой несколько мексиканских детей.
Отряд преследователей во главе с капитаном Теодоро де Аросом на протяжении тридцати миль пытался нагнать индейцев и отбить пленников. В результате апачи устроили засаду и контратаковали преследователей, убив четверых солдат, а двоих захватили в качестве заложников и предложили переговоры.
Капитан де Арос принял предложение индейцев. В ходе разговора с Иригольеном и другими лидерами чирикауа, де Арос пытался убедить индейцев вернуть пленных детей и освободить заложников из числа захваченных в ходе боя солдат. Апачи отказались выполнить его требование и предложили  совершить обмен на содержащихся в плену у мексиканцев своих соплеменников захваченных у Русбальо Хосе Тераном Тато.
Через десять дней индейцы пришли в Бависпе, где, по их мнению, содержались их родственники, захваченные Тато.  Для обмена апачи привели только одного удерживаемого ими мексиканца, пояснив, что им не было известно точное местонахождение пленных соплеменников, поэтому они прибыли в Бависпе с одним из своих заложников.
Командир гарнизона в Бависпе капитан Крус Рейес предложил индейцам в течение двадцати дней собрать всех заложников, которые у них находятся, и привести их сюда для обмена, как было оговорено ранее с капитаном де Арсом.
Апачи выполнили обещание, но только в апачском понимании решения проблемы. На рассвете 22 июня сотня всадников апачи атаковала Бависпе, после чего его жители начали вынашивать намерения покинуть город.
 Удалось ли индейцам в ходе налета освободить пленных родственников неизвестно.


Рецензии