Кочис. Поход в Апачерию

Элиас Гонсалес не сидел, сложа руки, а разрабатывал стратегию и планы похода в Апачерию. Он полагал, что тщательно подготовленная массовая экспедиция сонорцев, в сердце страны апачи, позволит нанести индейцам сокрушительный удар. Местные органы самоуправления Соноры откликнулись на призыв Гонсалеса и начали сбор средств на организацию антиапачской кампании, начало которой планировалось на сентябрь 1849 года.
Кроме подготовки кампании в Апачерию, Гонсалес организовал восстановительные работы в разрушенных индейцами поселениях на севере провинции. Для этого он объявил о необходимости вновь заселить Фронтерас, Тубак и другие поселения. Началась передислокация войск из Алтара и Бакоачи в Тусон. Гарнизоном из Санта-Крус, Гонсалес направил командовать капитана Командурана, которому предписывалось обеспечить процесс заселения пресидио Тубак, не позволяя индейцам помешать этому.
Также, в горы, окружавшие Фронтерас, был направлен разведотряд численностью 118 человек под командованием капитана де Ароса.
Кампания Гонсалеса в Апачерию началась 23 сентября 1849 года. Гонсалес разделил силы на три колонны. Во главе одной из них он двинулся на юго-запад в Аризону.
Капитан Агустин Морено и 80 солдат его отряда шли с обозом и провиантом на юго-восток, чтобы поставить базовый лагерь в Сарампион в горах Пелонсильо.
130 солдат национальной гвардии под командованием Хосе Теран Тато должны были осуществить разведку на северо-востоке Соноры и концу сентября прибыть на базу в Сарампион.
В начале похода сложились неблагоприятные обстоятельства.
За первые четыре дня дезертировало двенадцать солдат, четырнадцать снялись с маршрута из-за болезни и были направлены в Санта-Крус.
Отряд Гонсалеса прочесывал горы Чирикауа под проливным дождем. Люди начали заболевать лихорадкой. Но все же 29 сентября отряд достиг перевала Апач-Пасс, обнаружив там заброшенную ранчерию чирикауа, которую индейцы покинули еще в июле прошлого года.
Не найдя следов апачи, Гонсалес увел отряд  к базовому лагерю, куда прибыл 1октября. К его удивлению в Сарампион никого не было.
Через сутки Гонсалес двинулся на поиск обоза с провиантом, который должен был привести в Сарампион капитан Морено.
В Сан Бернандино отряд Гонсалеса повстречал караван американцев, двигавшихся в Калифорнию по маршруту Кука. Американцы поведали Гонсалесу, что на реке Мимбрес видели группу апачи, но более на протяжении маршрута их не встречали.
Только 5 октября Гонсалес вышел на обоз капитана Морено в окрестностях гор Кагуильон, в пятнадцати милях севернее Фронтераса.
Как оказалось, Морено намеренно остановил движение, так как болезни атаковали и его отряд.
В результате двухнедельного похода из-за суровых погодных условий, пересеченной местности, болезней, дезертирства, солдаты быстро измотались, и Гонсалесу понадобилась перегруппировка сил.
Апачи же просто исчезли с пути следования экспедиции, переместившись на север к реке Хила, и горам Берро.
Но Гонсалес не собирался отступать, неудачи лишь подстегивали его амбиции. Ему как воздух была необходима победа над индейцами. Он должен был продемонстрировать им силу мексиканского оружия.
 6 октября Гонсалес возобновил поход, направившись на север, к горам Чирикауа.
На второй день пути около Сан Бернандино разведчики Гонсалеса захватили воина чоконен. Язык сообщил, что чирикауа, кроме группы вождя Тригуэно ушли на север к горам Ослика, по причине, разразившейся в племени эпидемии.
13 октября Гонсалес добрался до гор Ослика. Там он повстречал техасских рейнджеров и их командира Джона Коффи Хейса, которые явились в страну чирикауа с целью заключения мира с индейцами. Но апачи не доверяли американцам и сторонились встречи с ними. Хейс пояснил Гонсалесу, что причиной такого поведения апачи, являются события прошлых лет, когда губернатор Чиуауа использовал американских наемников в борьбе с индейцами.
Расставшись с рейнджерами, Гонсалес  вскоре вышел на две ранчерии апачи, напав на них, уничтожил порядка десяти воинов, пятерых захватил в плен. Гонсалес не удивился, что апачи почти не оказывали сопротивления, так как пленники поведали ему, что основная масса воинов находится в походе на Ханос.
 Пополнив свои запасы индейским провиантом, Гонсалес решил закончить намеченную кампанию против апачи возвращением в Мексику в районе Ханоса, устроив там индейцам ловушку, после того, когда они будут, возвращается обратно с добычей.
Но апачи тоже вели разведку и обнаружили сонорское войско до того как Гонсалес успел подумать о засаде. Индейцы учитывали численное превосходство мексиканцем, поэтому в бой не ввязывались, а незаметно исчезли, покинув этот район.
Кампания Гонсалеса, таким образом, была завершена. Результаты ее не были впечатляющими, и Гонсалес практически ни с чем вернулся в Сонору.


Рецензии