Жизнь как миг между прошлым и будущим

                Жизнь как миг между прошлым и будущим

         “Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”. Это слова песни из замечательного кинофильма “Земля Санникова”. Глубокий их смысл начинаешь познавать только тогда, когда прошедшие годы всё ощутимее отдаляются в невозвратную даль прошлого, а будущее неотвратимо скукоживается до размеров маленького кусочка шагреневой кожи. И тогда начинаешь  явственно ощущать быстротечность жизни, понимать, ” как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”, ошибок, которые трудно или вообще уже не возможно исправить.

   Ничего не изменишь, ничего не исправишь,
Когда  близких теряешь, – ничего не вернёшь.
Непослушную память забыть не заставишь
Ни своё слабодушие, ни  нечуткость, ни ложь.
   Слишком поздно обычно приходит прозрение,
Что со многими был бессердечен, не прав.
И теперь понимаешь с большим сожалением,
Что приходишь к закату, от ошибок устав.
   Если б юность была и добра, и разумна,
И как зрелость умела, и как старость мудра!
Но проводим мы лучшие годы бездумно,
А потом–в мир иной собираться пора.

       Созвучно этому стихотворению возникли у меня чувства и мысли после прочтения психологического романа Марка Леви “Те слова, что мы не успели сказать друг другу”. Вначале роман воспринимается как фантастический, повествующий о том, как в некой фирме одного из крупных акционеров концерна разработали проект гуманоида, позволяющего своим пайщикам прожить ещё несколько дополнительных дней…после смерти и использовать их для завершения дел, на которые в суматошной жизни не хватало времени. По этому проекту гуманоид-двойник содержит память и значительную долю коры головного мозга, реализованной в виде миллионов процессоров и позволяющей воспроизводить цвет и фактуру кожи, а также почти идеально выполнять все функции человеческого тела.

     Этим и воспользовался герой романа, чтобы провести подаренные ему несколько дней с дочерью, которой он после смерти жены не уделял никакого внимания, и теперь горько сожалел об этом. Отсюда и такое название романа, читая который проникаешься глубоким сочувствием к этим двоим любящим друг друга людям, понявшим это слишком поздно. И только в самом конце романа его автор даёт понять читателю, что прощаться с дочерью приезжал не робот-гуманоид, а её умирающий от рака отец, жить которому осталось считанные дни. Ещё до прочтения этого романа под впечатлением аналогичных чувств  к другим людям, своим коллегам у меня родилось следующее стихотворение.
    
   Желаем  здоровья крепкого,
кавказского долголетия,
Желаем счастья три короба-
и не маленьких, а больших!
И пусть все мечты сбываются,
а думы пусть будут светлые:
О том, как заботы и радости
        как водку делить на  троих.
А если случится печалиться,
пусть будет печаль преходящая,
И всегда наступает за нею
такой замечательный миг,
Миг между прошлым и будущим,
        как в песне, - жизнь настоящая,
 И будет она замечательной,
как мой незатейливый стих.

   Это стихотворение мне представляется достаточно оптимистическим, и  мне кажется, что оптимизм лейтмотивом звучит и в моих книгах Воспоминаний о прожитой жизни “Пережитое, передуманное и прожитое”, несмотря на то, что жизнь моя, особенно в детстве, не была лёгкой.  Заканчивая написание   второй книги Воспоминаний, я почувствовал, что весь я настолько проникнут голосами и образами прошлого, что кажется будто всё описанное мной происходило совсем недавно  и требуется совсем немного усилий, чтобы всё представляемое мною приобрело зримые очертания и свойственные каждому моему  собеседнику интонации.  Что-то похожее, происходившее с писателем Ю. Нагибиным, я нашёл на днях в его рассказе   “Самый счастливый день”, где он описывает посещение леса, знакомого ему по памяти с детства, но в котором он давно уже не был и вновь посетил его уже пожилым человеком.

     Вот как мастерски описывает он охватившие его при этом чувства. “Весь лес был насыщен голосами прошлого, и я впервые с ошеломляющей силой ощутил, как много пробыл я на этом свете и что прожитое–это не разбег для взлёта в какую-то будущую, настоящую  жизнь, что это уже жизнь, в которой всё связано: далёкое прошлое с настоящим, а если мне суждено будущее, то и оно окажется не расторжимо связано с пережитым; ничто не проходит бесследно, не зарастает травой забвения, и человеческая душа не кладбище, а святилище, дарующее вечную жизнь образам былого”.
Задумываясь над  названием книги, я вероятно интуитивно  почувствовал  эту взаимосвязь между прошлым, пережитым, настоящим и будущим, и правильность такого выбора названия подтверждается  приведенными выше немного грустными, но оптимистичными по сути рассуждениями именитого писателя.  И пусть наша память о хороших людях не даст зарасти травой забвения   всему хорошему и дарует вечную жизнь образам былого, перенося их в настоящее и в лучшее будущее.


Рецензии