Страсти по Чапаю - оживший лик героя

Откровенно говоря, приступая к просмотру фильма "Страсти по Чапаю", почему-то настраивался на разочарование. Все-таки, старый советский фильм "Чапаев" уже давно запечатлел образ Василия Ивановича как простоватого рубаху-парня с шашкой на коне. Политически непросвещенного, не умеющего отличить большевиков от меньшевиков, но крайне притягательного и непосредственного в поведении. Четко усвоилась триада главных героев: лихой Чапаев на коне, отчаянный Петька - адъютант и телохранитель, а также боевая подруга Анка-пулеметчица.

Много разоблачительных телепередач и статей пришлось увидеть и услышать после 1991 года о комдиве 25-й дивизии, но первоначальный лик так и оставался чем-то вроде иконы. Пусть легенда, пусть много вымысла, но притягательно-то как братья Васильевы состряпали телешедевр! И вот когда прочитал, что появились какие-то "Страсти по Чапаю", первое, что подумалось:

- Ах-ах-ах! Новое подобие "Ирония судьбы или с легким паром - 3" или михалковской муры "Утомленные солнцем - 2". Зачем что-то продолжать?! Только портите, господа, мировую классику...

Продолжения редко бывают успешными. Только не в этом случае. Буквально с первой серии, я просто погрузился в жизненные перипетии будущего героя Гражданской войны. Почему-то подумалось:

- Точно ли это о том человеке, которого я знаю?

"Тот", васильевский Чапаев, больше был похож на персонаж из жития советских святых или икону коммунистического иконостаса. Да и вспомните, его жизнь была показана только в период Гражданской войны. Чапай словно пришел из неоткуда и сгинул в пучине холодных волн Урала, искромсанный пулями "беляков".

Кем он был? Чем жил? Что из себя представлял? Об этом зрителю можно было только догадываться. В новом сериале красочно показана вся жизнь от дней его молодости и до смертной кончины. И знаете, "этот" Чапаев от режиссера Сергея Щербины мне понравился гораздо больше! Все-таки талантлив Щербина не только в актерской игре, когда он мне запомнился по сериалу "Крот", где он сыграл куратора фсб-эшного агента "Кузьмы". Думаю, тут немалая заслуга и ныне покойного сценариста Эдуарда Володарского, грамотно поработавшего над сюжетом.

В общем, фильм захватывает с первых минут натуралистичностью сцен. Такое чувство у меня было раньше от таких старых фильмов, как "Строговы", "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" или уже неизвестных для молодого поколения "Угрюм-река". Словно на машине времени окунулся в патриархальную обстановку дореволюционной России.

Приятно обрадовала игра актера Сергея Стрельникова, сыгравшего Василия Ивановича. Мне, почему-то, он запомнился перед этим ролью патологического труса и лейтенанта из сериала "1941", ставшего стукачом у местного старосты. Вроде и не главная роль была, а вызвал такое омерзение к герою - не передать! И вот, от роли мандражиста так мастерски сыграть лихача - это класс!

Не скрою, я христианин и мне было интересно посмотреть на Чапаева как верующего в Бога человека. Вот он взбирается на купол строящегося храма и водружает крест. А вот Вася падает с высоты, снося на своем пути строительные леса и... остается невредимым. Только шрам на верхней губе. И всякий раз, на протяжении всей его короткой жизни (дожил до 32 лет), когда у него спрашивали о шраме или когда он брился, наш сорвиголова должен был вспоминать, как Бог ему однажды сохранил жизнь.

Причем сохранил не один раз. Под пулями немцев на фронтах Первой мировой. Под пулями казаков, но все-таки комдив погибнет. Ох, много ошибок наделает Васек! Много крови прольет! И виновных и невиновных... Война не способствует объективности, а лишь ожесточает и делает подслеповатым. И все же печать церковности остается на бывшем плотнике до конца дней. Даже в беседе с женой комиссара Фурманова не скрывает веры в Бога... большевик Чапаев. Когда опаленную икону выносит из сгоревшего храма и когда бросается в драку с братом из-за разрушения храма, к постройке которого он однажды приложил руки.

Что же за странное сочетание убеждений в душе коммуниста? Для нас, живущих в XXI веке может и странно видеть уживание веры в Бога с членством в партии, но для того времени вполне обычное. В разных революционных партиях было полно бывших представителей такого класса, как духовенства. Есть даже статистические данные:

"В любом случае, по некоторым подсчетам, в руководящем ядре эсеров "поповичи" составляли 9,4%, у большевиков — 3,7%, кадетов — 1,6%" (http://stud-sovet-vpds.livejournal.com/27745.html".

Это огромные цифры! Кто-то как Сталин - бывший ученик Тифлисской духовной семинарии, полностью порвет с религией. Кто-то, как будущий маршал Советского Союза Василевский - выпускник Костромской духовной семинарии, пронесет веру в Бога глубоко, не давая ей выходить на всеобщее обозрение. Чего же удивляться крестьянскому парню Василию, сохранившему привязанность к Богу, без которой "русскому народу будет конец"?

Нет, не получалось Чапаеву жить по христианским заповедям и командовать дивизией. И все-таки характер у него был во многом под влиянием веры в Бога: доброта, бескорыстие, честность, прямота, верность данному слову. Были и грехи. Как не быть?! Только в греховный омут с головой Чапаев все равно не окунулся. Какие-то предохранители в нем остались, какие-то сгорели навсегда. Кто знает, может последними его словами была молитва: "Господи, прости"? Все-таки Бог был к нему близок.

Не погибни он от пуль казаков, точно бы погиб в застенках чекистов или "случайно" умер на операционном столе. Такие герои нужны только для военного времени, а в мирное они бельмо в глазу, а бельмо удаляют хирургическим путем. Другой герой Гражданской войны, бывший уголовник Котовский был удален как отработанный и никому не нужный элемент при помощи пистолетной пули. Может и удачно умер наш Василий Иванович? В противном случае в 1934 году его бы точно в герои не причислили, а грел бы нары где-нибудь на Колыме вместе с другими командирами Красной Армии. В лучшем случае.

Возможно и не все эпизоды в фильме исторически правдивы. Разве бывают художественные фильмы без прикрас? Без любовных треугольников и интриг? Особенно современные? Вряд ли фронтовой товарищ стрелял по Чапаю из пулемета, отправляя своего спасителя на дно Урала. Не уверен насчет всех его любовных похождений, но образ Чапая ожил и от этого стал только притягательней. По крайней мере, я после просмотра захотел узнать об этом человеке больше и есть сайт посвященный герою, где есть книги о нем. В том числе и его дочери. В общем, посмотрите и сами оцените...


Рецензии
А я рекомендовал бы прочитать отзыв фронтовика Владимира Бушина "Наплевать и забыть" об этом "шедевре".
Вот пара цитат из его отзыва:
"...Вот такой «овальной» правдой и напичкан фильм Сергея Щербина. Его авторы сильно озабочены как бы недодать своему главному герою по части сексуальной мощи, и с этой целью подсовывают ему с полдюжины партнёрш. Причём, не только молодых, но и почтенных матрон, и не только на супружеском ложе, но и на сеновале и даже в подаренном Фрунзе открытом автомобиле за спиной шофёра.
Иногда смотреть это просто невозможно. Вот является их Чапай с фронта, все двери настежь и, конечно, застаёт свою супругу, мать троих детей, в постели с любовником. Они даже крючок не накинули. Ну, любовника Чапай натурально вытряхивает, бьёт, а сам тут же – тут же! - лезет в нагретую любовником постель... Леонид Андреев очень хотел побывать у Толстого в Ясной Поляне. Кажется, уже и договорённость была. Но когда появился его рассказ «Бездна», в котором живописуется кобелизм, подобный вышеупомянутому в фильме, Софья Андреевна заявила: «Только через мой труп!». Да и сам автор не посмел больше напоминать о себе, всё-таки стыдно стало.
Я думаю, что главное, ради чего сделан фильм, – проклятие революции, которое авторы вложили в уста своему Чапаю. В самом деле, подумайте только: ведь не Радзинский или Сванидзе, а человек трудной судьбы из глубин народа, прошедший всю Германскую и получивший там высшие солдатские награды, коммунист с дореволюционным стажем, талантливый военачальник, подлинный герой – и вдруг: «Всю душу мне выжгла эта революция... грязь... кровь... братоубийство». Это продиктовано их, преуспевших, страхом, отшибающим разум: а что, на Германской не было грязи и крови? А что, Чапаев не понимал, что революция не делается в белых перчатках?...
Автор одной хвалебной рецензии пишет ещё: «Э. Володарский и С. Щербин и не думали покушаться на классику. Они лишь оставили за собой право взглянуть на эпоху, в которую жил Чапаев, с высоты нового века». Для него нынешняя пора – великая высота... По-моему, одного примера достаточно, чтобы понять, покушались или нет. У Васильевых есть забавный эпизод. Ночь. Чапаев сидит за столом над картой, а Петька смотрит-смотрит на него с печи и вдруг спрашивает: «Василий Иванович, вот ты дивизией командуешь. А армией мог бы?» - «Мог бы, Петька, мог бы». - «А фронтом?» - «И фронтом мог бы» - «А всеми вооруженными силами республики?» - «Тоже мог бы, Петька» - «Ну, а в мировом масштабе?» - «Нет, Петька, не мог бы – языков не знаю». Да, эпизод забавный, но в какой-то мере и характерный для обоих персонажей.
И вот что мы видим у Володарского и Щербина. Петька притащил на плечах в драбодан пьяного Чапаева в избу. И потом разговор. «Василий Иваныч, ты полведра водки выпить можешь?» - «Могу» - «А три четверти?» - «Тоже могу» - «Ну, а целое ведро?» - «Нет, Петька, не могу. Это под силу только товарищу Ленину». И такую пародию, глумление над классикой критик патриотической газеты не видит.
Возьмите сцены расстрелов. Их в фильме множество. Они чередуются: вот красные расстреливают человек пять-шесть, вот белые столько же. Но кого и за что - неизвестно. Авторы хотят создать впечатление, что и те и другие всегда расстреливали пленных. Но есть выразительные нюансы. У красных какой-то командир, руководящий расстрелом, что-то жрет и с жирным куском во рту даёт команду: «Огонь!..» Художественная находка, хотя команда должна бы быть «Пли!».
В другом случае после расстрела красноармейцы стаскивают с убитых сапоги и гимнастёрки. Ещё худнаходка. Но вот не художества, а документальный «Ледяной поход» Романа Гуля....
у Р. Гуля, участника этого похода, есть такие строки: «Из-за хат ведут человек 50-60 пёстро одетых людей. Пленные. Подполк. Нежинцев кричит: - Желающие на расправу!
«Что такое? - думаю я. - Расстрел? Неужели?»
Я оглянулся на офицеров. Вдруг никто не выйдет, пронеслось у меня.
Нет, вышли человек пятнадцать. Идут к стоящим кучкой незнакомым людям и щелкают затворами.
Прошла минута. Долетело: «Пли!»... Треск выстрелов. Крики, стоны... Некоторые отходили, некоторые добивали прикладами и штыками ещё живых.
Около меня кадровый капитан, лицо у него как у побитого. «Ну, если так будем, на нас все встанут», - тихо бормочет он.
Подошли расстреливавшие офицеры. Лица у них бледны. У многих бродят неестественные улыбки, будто спрашивающие: ну, как вы на нас после этого смотрите?»
Так и произошло, как говорил капитан: на них все и встали.
Подобных эпизодов у Гуля много. Приведу ещё только один, прямо касающийся затронутого мародерства: «Когда мы погнали их за станицу, видим, один раненого перевязывает... Капитан Ю. раненого застрелил, а другого Ф. и Ш. взяли. Он им говорит, что его мобилизовали, то, другое, а они спорят, кому после расстрела штаны взять, штаны хорошие. Ф. кричит: «Капитан, у меня совершенно рваные!». А Ш. уверяет, что у него ещё хуже...» Да, это не художества, а правда истории, но в фильме ею наделили только чапаевцев".
http://svoim.info/201320/?20_7_1

Сергей Дроздов   17.05.2013 15:28     Заявить о нарушении
У Гуля я читал "Красные маршалы" - понравилось. Это было в начале 1990-х и мне тогда впервые после советских мемуаров открылся взгляд человека с другой сторону.

Спасибо за отзыв!
С уважением
Василий

Василий Гапонов   17.05.2013 15:48   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Василий.
Почитайте на досуге дневники ротмистра Столыпина (племянника того самого) - тоже много интересного найдете.
С уважением,

Сергей Дроздов   17.05.2013 15:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.