О превратностях судьбы

         Когда-то  бабушка  Таня  наставляла мою юную  маму  так:
Запомни и детям своим расскажи.  Замуж надо выходить один раз и наверняка.

Никогда  не  выходи  замуж, если он:

1) рабочий
2) больной
3) пьющий
4) ранее женатый
        Именно в такой последовательности  вышли  замуж  четыре поколения  женщин  нашей  семьи.
В профессии рабочего  бабу Таню  больше  всего угнетала  необходимость каждый  день стирать промасленную  спецовку. Справедливости ради надо заметить, что  это  был  единственный  недостаток, идущий  от  рабочей профессии  деда  Ивана. Человеком он был интеллигентным, трезвым, всегда  хорошо  зарабатывал. Стройный и подтянутый, в профиль  смахивал  на президента  Линкольна, что на долларовой  купюре. Бабушка  Таня никогда  не  работала, занималась  домом, воспитывала   двух  дочек. Каждый  день ходила  на  рынок  за  свежими продуктами.  Отец  приходил с работы, его кормили, после чего все передвигались  на цыпочках,  пока он отдыхал, когда  просыпался,  всей семьей  играли в лото, читали книги. Благодаря отцу  девчонки получили высшее образование, что в те  времена,  было значимым событием.
Смотрю  старое фото, на  нем юная  мама с сестрой, в шляпках- таблеточках типа «Коко Шанель», элегантные платья. Откуда у девчонок  из рабочей семьи, послевоенное  время?
Трофейные, детям рабочих на  работе  распределили.
                ***
 У нас  в доме, в моем раннем детстве, на веранде стоял дерматиновый диван, с валиками по бокам сиденья, деревянными полочками  и зеркалом на  спинке. Когда  у  папы  болел  желудок, он  ложился  на этот диван, сверху вставала  я, держалась руками  за  полочки, гляделась в зеркало и топала  ножками  по животу. От  такой «терапии» ему  становилось  легче…
Отец  заработал  язву желудка  еще подростком в войну, много болел, часто  лежал  в больнице. Так что мама моя не вняла завету бабы Тани по пункту номер два.
 
Когда  папа умер, мама (убежденная материалистка), рассказала  историю, которая вообще  поколебала мою веру в то, что человек  сам волен выбирать себе судьбу.
 Пересказываю:
Семья мамина жила на Волге под  Куйбышевом, отец рабочий нефтяник. С началом активного освоения нефтяных   месторождений в Азербайджане, его направили  работать в город Баку, и  он перевез туда  семью. Когда  началась  война,  производство  эвакуировали  в Казахстан. Всех работников с семьями в один  день посадили  на поезд, и они два  месяца, с большими  остановками,  добирались  до  места  эвакуации.
На  одной станции мама (ей тогда  было лет 15  ) с  ее  тетей (у которой  в самом  начале  войны  без вести  пропал сын) пошли  за  водой. За  ними увязалась цыганка. Заметив ее, они  ускорили  шаг. Цыганка тоже  пошла  быстрее , вскоре  догнала их и сказала:
-Не бойтесь  меня, я знаю  вашу  судьбу.
Тетка  дернула  маму  за  рукав,  и они побежали  прочь.
Цыганка  крикнула  вслед:
-  Твой  сын  найдется, скоро получишь  известие  от  Александры. А  ты... выйдешь замуж... за  Бориса-а-а...
       Когда мама выходила  замуж  за  Бориса  Павловича Сидорова - моего  отца, она не помнила этой  история. В день же папиной смерти, эпизод  с цыганкой пронесся у нее перед глазами, как кадр из киноленты.
     Мамину тетку, по приезду на  место эвакуации, ждала  телеграмма от дальней  родственницы, к которой после  госпиталя  заходил  теткин  сын. Под телеграммой  была  подпись - Александра. Сначала  все  долго  гадали, кто  это. Так  как Александру никто, кроме  как Шурка, никогда не  называл…

                ***

Картинка  из  детства:
Мне  года четыре. Мы, с бабушкой Машей (папина мама), пришли  на  квартиру к портнихе. Портниха  пытается  надеть на  меня  платье, я упираюсь.

- Померь, детка – просит  бабушка, мы  тебе  такое - же  красивое  сошьем
- Чужое! - говорю я, начинаю истошно  орать, изгибаться, бросаю  платье  на  пол.

Бабушка  о чем- то  разговаривает  с портнихой, и та  приносит из  другой  комнаты другое  платье  и  дает  его  мне.
- Наше? – спрашиваю  я
-Наше, мы  его  купили - говорит  бабушка

Я быстро примеряю  платье и кладу  его в  бабушкину  сумку. Она  пытается  мне  помешать, но я не позволяю.
- Наше!- говорю я, и мы  идем  к  двери.
Краем глаза  вижу, как портниха  быстро забирает что-то  из  бабушкиных  рук.
 
 Мы  выходим  из квартиры, одновременно открывается  соседняя дверь и на площадку  устремляется  поток  воды.
 В дверном проеме  стоим женщина с усталым лицом, в мокрой юбке и с тряпкой  в  руке.
- Что случилось?- спрашивает  бабушка
-Да, опять напился и затопил квартиру
Я заглядываю  в дверь. На кухне  за  столом, положив голову  на  руки, спит мужчина с красной шеей и темными, с прямым  пробором,  волосами. Запах беды, вместе с водой  заполняет  площадку. Мне становится  страшно, сердце  леденеет, ноги  не двигаются  с  места.
-Наташа, пойдем. Да что с тобой  сегодня?-  бабушка  не  узнает  свою  веселую, покладистую  внучку.
    Мне иногда кажется, что в  том  далеком  году, я, вместе  с  чужим  платьем, примерила  на  себя  и чужую  судьбу. Судьба  не сделала  поправку  на третий  бабушкин завет.
                ***
   
А теперь, баба Таня, взгляни на этих свиристелок - студентки первокурсницы, науки умные изучают, а пошли к гадалке. Среди них  твоя правнучка и паренек у нее   имеется - не  рабочий, не больной, не пьющий, не женатый. Гадалка щедрая, подходи, ей  не  жалко. Тебе суженного надо - уже в пути, о сыночке мечтаешь - не пройдет и года...
А ты ,девонька, подожди, время  не пришло, бродит  твоя  судьба  по другим лабиринтам, явиться через десять лет, увезет тебя далеко и все случится, как на роду  написано.
     -Что такое она мне, мам, наболтала? Мы планируем через год пожениться.
Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах - поговорка  такая  есть

Прошло десять лет и правнучке случилось нарушить твой четвертый  завет.

                ***

Что сказать нам теперь в свое  оправдание:
Замуж мы все выходили один раз и наверняка, не предавали мужей своих  ни в радости, ни в горе. Женщины в твоем роду получились не слабые и несчастной, точно, ни одну  не назовешь.

Да, не выполнили мы твои заветы, но….
 
Недавно в этот мир явилась маленькая  девочка. Она взглянула  на меня твоим бескомпромиссным взглядом, и жизнь сделала  новый  виток.
Не тебе ли сейчас исполнять, или не исполнять свои  заветы? До свадьбы, надеюсь, доживем...


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.