На книжных полях - поэзия памяти

Поэзия. Поэты. Память.

О стихах, авторах и мемуарах – вперемешку!

ВМЕСТО ИНТРОДУКЦИИ

 Белая Богиня
Роберт Грейвс


Книга об истоках поэзии. Возможно, мистификация, но это не имеет значения. Поэзия редка в нашем мире, истинных поэтов единицы, а сердца людей редко открываются стихам среди прозы жизни. В наши дни это происходит ещё реже. «Наши дни» - это цивилизация, отрёкшаяся от главных символов поэзии. Змее, льву и орлу теперь место разве что в цирке, а быку льву и кабану - на консервном заводе; скаковая лошадь и гончая – это тотализатор на бегах, а священная роща ассоциируется с лесопилкой. Луну презрительно считают погасшим спутником Земли, в женщинах видят «резервную рабочую силу государства». На деньги сейчас можно купить всё, кроме истины, и почти каждого, кроме одержимого истиной поэта. Так! В век тотального поклонения баблу стихи маргинальны (не считать же, к примеру, «поэтами» русопятов-виршеплетов, истекающих от любви к березкам и желания вылизать у власть имущих что-нибудь). Поэтические источники отыскать трудно, очень трудно. Но и раньше было не лучше. Поэзия связана с природой. Особенно, с женской природой. Целые века извращенцы-денегераты, следуя наставлениям шпренгеров-инститорисов, беспощадно боролись против нее. Один из итогов: катастрофическое сокращение количества красивых женщин в тех ареалах, где господствовали мракобесы…
 И – многие ли знают, из каких пород деревьев и кустарников изготовить настоящее помело ведьмы. «В «Белой богине» есть наставления на этот счет. И не только.

«СЕРЕБРЯНАЯ» ПОЛОЧКА

У меня есть заветная книжная полка, томики которой мне особенно дороги. Там собраны стихи, проза и мемуары, относящиеся к так называемому Серебряному веку – чахоточно краткой вспышке гениальности русского гения и десятилетиям агонии отечественной культуры по эмиграциям, стеснениям и концлагерям.
Кто там стоит (в алфавитном порядке): Ахматова, Ю.Анненков, Белый, Блок, Булгаков, Бунин, Волошин, Гиппиус, Гумилёв, Зайцев,  Г.Иванов, Набоков, Мандельштам, Н.Мандельштам, Мариенгоф, Мережковский, Одоевцева, Рахманинов, Ходасевич, Цветаева, З.Шаховская…
Собиралась эта библиотечка, в основном, в конце 1980-х и начале 1990-х годов, а потом было уже не до «культурных ренессансов». Как будто отрезало. И вот недавно – снова стало интересно. Кое-что перечитываю и ищу в сети мне незнакомое. Каждый автор по-своему дорог и каждый оставил пометы в сердце и в памяти, но записано было немного.
Как жаль, что не дышишь с этими чудаками и гениями одним воздухом. Атмосфера сейчас другая во всех смыслах. А они все умерли…

Некрополь
 Владислав Ходасевич
 Поэзия, Проза XIX-XX веков

 «Некрополь» - из лучших в ряду воспоминаний о великих людях и летах Серебряного века. Недостоверность ряда эпизодов из-за неизбежности субъективных симпатий/антипатий автора компенсируется своеобразием его личности. Так интереснее.


 Наталья Крандиевская-Толстая
 В 1992 году был издан "Грозовой венок"

 Смотрю на фотографию юной гимназистки – такие одухотворенные лица на портретах редко приходится видеть. Наталья Крандиевская - одна из лучших русских поэтесс прошлого столетия. Вот это, известное, написано в «белой» (пока) Одессе, в 1919-м:
 Фаусту прикидывался пуделем,
 Женщиной к пустыннику входил,
 Простирал над сумасшедшим Врубелем
 Острый угол демоновых крыл.
 Мне ж грозишь иными приворотами…
 Эмиграция, возвращение в Совроссию, неудачный брак с «красным графом» Ал. Толстым, внешне обычная жизнь (если можно так сказать о мучениях Блокады, которой посвящены были простые и пронзительные строки:
 Майский жук прямо в книгу с разлета упал,
 На страницу раскрытую – «Домби и сын».
 Пожужжал и по-мертвому лапки поджал.
 О каком одиночестве Диккенс писал?
 Человек никогда не бывает один), и – Стихи. Сколько же таких людей-сокровищ было, если не уничтожено, то спрятано от современников в нашей проклятущей истории!
 
 
И БИОГРАФИИ

 Николай Гумилев
 Владимир Полушин

Полушин знает, конечно, биографию поэта. Но изложение противоречит стилю Гумилевской поэзии, ее лаконизму и ясности. Зачем эти обильные общие места, к чему хрестоматийные описания известных фактов, к герою прямого отношения не имеющих. Семь с половиной сотен страниц – эва! Сократить бы эту книгу раза в два. Нет, нет. Не в два, а в три раза!

Андрей Белый
 Валерий Демин

Автор слишком сильно навязывает свои взгляды герою, что даже в художественном произведении не всегда оправдано, а уж в научно-биографическом – тем более.
 

 ВСЕ КАК В ЖИЗНИ:
 
 
Книга царей или Шах-наме
  Фирдоуси

Таков закон дворца, где правит зло /То ты в седле, то на тебе седло...
БЕЛЛЕТРИЗИРОВАННОЕ:
 


Майя
 Надежда Муравьева
 
Роман по мотивам истории с Черубиной Габриак. Декадентство авторшей порицается.
На обложке картина известного художника Серебряного века Николая Калмакова. (Недавно издан его альбом). Нечто двусмысленное. (Во всем этом).
Хотя если сравнить того же Калмакова с «черными» художниками Запада, то это, скорее, забавно, чем страшно. Нашей литературной декадентуре также было далеко до каких-нибудь «проклятых поэтов» из франций и вообще, европ. Хотя – как сказать…
Возмозжно, вырождение в России меньше было выражено в области художественно-эстетической, но уж если взять историю-политику, то всех переплюнули.
 

НАИВНОЕ

 На берегах Невы
 Ирина Одоевцева

Чтение этой книги весьма поспособствовало моим увлечениям конца 80-х. Серебряный Век. Ах, какая поэзия! Великолепие эпохи сохранялось даже в первые хамские годы, о которых собственно и мемуар юной поэтессы, познакомившейся с мэтром 

 Нет, я не буду знаменита,
 Меня не увенчает слава
 Я, как на сан архимандрита,
 На это не имею права.
 Ни Гумилев, ни злая пресса
 Не назовут меня талантом.
 Я – маленькая поэтесса
 С огромным бантом.

 Запомнилось   
 
 Анти-Ахматова
 Тамара Катаева

Всё расхищено, предано, продано,
 Черной смерти мелькало крыло,
 Все голодной тоскою изглодано,
 Отчего же нам стало светло?

 Днем дыханьями веет вишневыми
 Небывалый под городом лес,
 Ночью блещет созвездьями новыми
 Глубь прозрачных июльских небес,-

 И так близко подходит чудесное
 К развалившимся грязным домам...
 Никому, никому неизвестное,
 Но от века желанное нам.

 Прекрасные стихи. Но действительно - "из какого сора".
 АА показана как дурная женщина, очень плохая мать, старушка-врушка и т.д.   

 
Анна Ахматова. Серий «Русский путь»
Сборник документов и материалов.

Из обширной серии «Русского пути» выбрал и книгу (1 т.) об Ахматовой. Поэзия порой невероятного мастерства! Но … стихи – это всего лишь … стихи. Пусть бы у нас не было культурных достижений Серебряного века, но не было бы и Гражданской войны. Глупо так рассуждать, конечно, но мыслишка проклевывается: не нужен взлет культуры, если он оборачивается огромными страданиями. Конечно, считать поэтов, художников, критиков и прочую духовную богему «виновными» также глупо. ЧТО их журнальчики на фоне войны с миллионами жертв. Но дух нации они разлагали. В своих туманных увлечениях и «прозрениях», культурная элита постоянно путала доброе и злое, глупое и умное, важное и второстепенное. Ее мелкотравчатые наследнички, которые устроились неплохо, во всю глотку кричат, как велика и значительна была ТА культура. Но была ли. Ничего не переменить уже, однако протрезветь нужно было уже давно, а не повторять бездумно интеллигентские стереотипы…
Листаю комментарии, библиографические справки и пр. – и как будто чувствую запах гнили. Очень не люблю все это, связанное с духовным помешательством эпохи. И к АА, несмотря на восхищение ее поэтическим мастерством, отношение скорее отрицательное.


Лики и образы
Евгения Герцык.


Воспоминания Е.Герцык – обаяние оригинального женского ума и владение словом.
Это не наивная Ирина Одоевцева или простовато хваткая  «княгиня Аховская».
Ностальгически о детстве не удержалась от тычка «русакам»: переедали
Откровенно и с изысканностью о своей любви и о романе сестры.
Далее очень оригинально о «монстрах зильбер века», «трудах и днях»
Вячеслав Иванов, оргаистические вечера и ночи на «башне», Волошин. Шварцман, Белибердяев – пестряж чёртоискателей. Через книжные страницы не понять полностью той эпохи, не почувствовать. А со страниц А.Толстой, прелестная Крандиевская, полунемцы Ильин и Эрн, С.Булгаков, Гершензон, опять сестра и вечерняя вкуснятина. Утерянный рай.
Катастрофа все ближе, вокруг миражи и самоотравление ими, но как ИНТЕРЕСНО.
Будет что вспоминать, под большевиками, под немцами. Молодость – поездки по европам, прогулки швейцарские, парижские, римские. Старость и смерть в глухой деревне.
После блестящей молодости стоическое дожитие в нужде и горестях.
Но нам ведь и вспомнить нечего будет, помимо пошлой скуки и исчерпанности смыслов ничтожного существования. Променяли бы? Да не меняют...

Далекое
Борис Зайцев.

Очень ценю этого автора. Его «Вега» - это просто чудо какое-то! Его «Далекое» поставил бы сразу после «Некрополя» любимого Ходасевича. Зайцев пишет деликатно. Но принципиально – и по художественным, и по моральным аспектам. В то же время он может сострадать даже противникам и недоброжелателям.
Один из немногих НОРМАЛЬНЫХ среди толпы «деятелей», которые как будто сбежали из сумасшедшего дома.
Зайцев был вознагражден за свои достоинства долгой жизнью, немучительной смертью, уважительной памятью и негромной любовью его почитателей. Моей, в том числе.
 
99 имен Серебряного века
 Юрий Безелянский

У многих была сильнейшая экзальтация. Не найдя «правду жизни», интеллигенты подменили ее игрой. Символизм – это постоянная игра. Ну, и доигрались. После прекрасных игр приход бандитов к власти был особенно болезненным. Но даже в тех адских условиях они сохраняли достоинство и привычку к творческой работе.
 
ВРОДЕ ПОСТСКРИПТУМА -
 ВОТ ТО, ЧТО ПРИШЛО НА СМЕНУ РУССКОЙ ПОЭЗИИ:

Часть речи
 Иосиф Бродский

По-моему, плохо. Нет, может быть кому-то и хорошо, наверно. Но точка зрения Бродского - это как взгляд марсианина из уэллсовской "Войны миров".

И КАК ОНА (РУССКАЯ ПОЭЗИЯ) МОЖЕТ СЕЙЧАС СУЩЕСТВОВАТЬ. Наверно, так:

Gоtterdаmmerung
 Всеволод Емелин

Очень смеюсь, когда читаю вирши Вс. Емелина. Но грустно, как грустно! Печаль почти в каждой строчке. Мы близки к окончательной гибели и у поэта чувство, «метафизика» этой опасности. Сможем ли мы – несчастные и ослабленные – этой угрозе противостоять? Или остается только пошутить напоследок?
 Говорят, автор «неполиткорректен». Действительно, под насмешкой Ермолина трескается и осыпается короста толерантного дресс-кода, внедряемого нашими и не- нашими виртуозами лжи (они все НЕ наши, просто одни считаются местными, а другие воют с Запада). Но не это главное. Главное – пронзительная, щемящая жалость к нашей судьбе, к тому, что так глупо мы позволили себя провести всяким негодяям, и до сих пор введемся на их пропаганду.
 Адмаргиновский сборник 2010 года я бы рекомендовал всем неравнодушным к нашим бедам. Но творчество Емелина продолжает задевать за живое
 Вспомним, например, что причиной выступления декабря 2010 (которые были однозначно заклеймены как «экстремистски-фашистские») года стало циничное прощение убийц русского парня. А ведь сколько еще можно назвать подобных случаев. Как написал по этому поводу народный виршеплет Всеволод Емелин (которого за это хотели привлечь к уголовной ответственности):
 Наши русские существа
 Чрезвычайно склонны к фашизму,
 Как давно установил центр «Сова».
 А лица кавказской национальности
 По строению своего организма -
 Напротив – склонны к интернациональности
 И антифашизму…
 Антифашисты фашистов всегда побеждали,
 Вот русский лежит с простреленной головой.
 С его стороны конфликт был национальный,
 С противоположной стороны – бытовой… 

Контраст с «Серебряным веком» только кажущийся?


Рецензии