Экономика, Культура и Религия. часть 1

Экономика, Культура и Религия

Аннотация.

Рассматривается влияние религии на экономическое и культурное развитие, страны или
общества. Показано, что религия в первую очередь влияет на сплоченность общества, а
сплоченность в свою очередь влияет на экономическое и культурное развитие общества.

Все религии можно поделить на два вида. Большинство религий, как-то: Христианство, Буддизм,
Ислам, Коммунизм и т.п. базируются на аскетизме. Еврейская религия (Иудаизм) запрещает
аскетизм. Точно так же отрицает аскетизм Протестантская религия. В соответствии с тем, какую
религию исповедует общество, идет его экономическое и культурное развитие. Разнообразие
религий в стране ведет к мультикультуризму.

Аскетизм препятствует развитию, замораживает общество. Помимо того аскетизм чрезмерно
сплачивает общества и способствует образованию жестокой диктатуры.

Одно из направлений, которое рассматривается в данной работе получило название Human
Thermodynamics. Общество рассматривается, как открытая (нереверсивная) термодинамическая
система.

Ключевые слова: экономика, Культура, Развитие экономики, Развитие культуры, Религия,
Еврейская религия, Христианство, Буддизм, Ислам, Коммунизм, Талмуд, Аскетизм, Сплоченность
общества, Эволюция общества, Антисемитизм. Мультикультуризм, Термодинамика людей.

Раддай Райхлин (Raddai Raikhlin) Ph.D. – Технион.
Алексей Райхлин (Alex Raikhlin) M– Хайфский университет.

ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

дух капитализма

Влияние религии на экономику и как следствие на культуру общества вытекает уже, из
развития экономики и станет очевидным в ходе описания. В экономике в настоящее время
имеются критерии, по которым можно оценить ее развитие. Культура еще не обладает
такими критериями, и оценить ее развитие весьма трудно.

Впервые на связь между экономикой и религией указал Макс Вебер3. В его
работе «Протестантская этика и дух капитализма» на основании анализа статистики,
он показал, что «дух капитализма» развивается в районах заселенных протестантами.
В продолжение этой работы Макс Вебер написал сравнительный анализ наиболее
значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий,
социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по
анализу причин возникновения современного капитализма или лучше сказать лучшая
работа устанавливающая связь между религией и экономическим развитием.

Вслед за работой Макса Вебера появилась работа тоже немца Вернера Зомбарта 4 «Евреи и
хозяйственная жизнь». (СП(б). Книгоиздательство «Разум», 1912.) Вернер Зомбарт вслед
за Вебером показал, что евреи очень хороши для развития «духа капитализма».
Следует заметить, что Зомбарт был поклонником Карла Маркса и был такой же, как Карл
Маркс антисемит, Это не помешало Зомбарту отметить положительную роль евреев.
Впоследствии после прихода в Германии к власти Гитлера и нацистов книги Вернера
Зомбарта были запрещены, а сам он проклят. В этом проклятии нет чего-либо особенного.
Гитлер конфликтовал и с религией. Однако это будет рассмотрено в дальнейшем.

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ И МНОГОФАЗНОСТЬ

Такое общество, в котором смешаны две и более религий, две и более культуры, сегодня
получило название многокультурное или мультикультурное. Вся данная работа будет
посвящена анализу такого многофазового общества и последствий мультикультурности на
примере смешения в одной стране Еврейской религии (Иудаизма) с другой религией.
Как здесь упомянуто, мультикультурность можно рассматривать как многофазность.
Последнее понятие более применимо в термодинамике и выходить за рамки настоящей
работы. Тем не менее, аналогии с термодинамикой будут полезны для эрудированного
читателя. В настоящее время появилась разновидность социологии под названием «Human
Thermodynamics»5.
Забегая вперед можно сказать, что мультикультурность не принесла ничего хорошего
в те страны, где она существует. Вслед за канцлером Германии и премьер-министром
Великобритании Президент Франции Николя Саркози заявил о провале политики

Максимилиа;н Карл Эми;ль Ве;бер (Макс Ве;бер нем. Max Weber; род. 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия —
умер 14 июня 1920, Мюнхен, Германия — немецкий социолог, историк, экономист).
4Вернер Зомбарт ( Werner Sombart; 19 января 1863, Эрмслебен, Провинция Саксония, Пруссия, Германский
союз — 18 мая 1941, Берлин, Германская Империя — немецкий экономист, социолог и историк.
5 http://www.humanthermodynamics.com/Journal.html#anchor_240 .
http://www.humanthermodynamics.com/Journal.html#anchor_297 .

мультикультурности и признал, что политика мультикультурности не принесла стране
ничего положительного. По приказу Николя Саркози из Франции выслали обратно в
Румынию 10 тысяч цыган, которые въехали во Францию, пользуясь общеевропейскими
соглашениями. В телевизионном интервью Саркози заявил: «Да, это провал. Дело в
том, что во всех демократических сообществах уделяли слишком много внимания
идентичности тех, кто приезжает в страну, и слишком мало внимания идентичности тех,
кто их принимает»
Президент Саркози сказал, что иммигранты обязаны адаптироваться к образу жизни,
принятому среди коренных французов. «Если человек приезжает во Францию, это
означает, что он готов стать частью единого национального французского сообщества» –
добавил президент Франции.
В Норвегии Мультикультурность привела к грандиозному террористическому акту
устроенным коренным норвежцем Андерсом Брейвиком6 против «засилья Ислама».

Когда в стране мультикультуризм, а именно, две и более религий, их взаимодействие
рассматривают наподобие взаимодействия двух людей. Например, в Израиле живут евреи
и арабы. Арабо-Израильский конфликт рассматривается, как конфликт между арабом
и евреем. Это в корне неправильный подход. Конфликт следует рассматривать, как
конфликт между двумя обществами. С одной стороны еврейское общество сплоченное
Еврейской религией (Иудаизмом). С противоположной стороны арабское общество,
сплоченное Исламом. Это конфликт за территории. И здесь то, как ни покажется
странным, вполне пригодны рекомендации Никола Макиавелли.
В свете отмеченных здесь особенностей, рассматривается влияние той или иной религии
на поведение и развитие общества.

ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА И ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Далее следует отметить, что слово «экономика» впервые в научном труде появляется в
IV в. до н. э. у Ксенофонта7, который называет её «естественной наукой». В современной
философии экономика рассматривается как система общественных отношений,
рассмотренных с позиции понятия стоимости.
Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага,
которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не
сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире
ограниченных ресурсов.

Если обратиться к «Пирамиде потребностей»8 Аврахама Маслоу9, то «Пирамида
потребностей» отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации —
теорию иерархии потребностей (hierarchy theory). Эта теория известна также как теория

А;ндерс Бе;ринг Бре;йвик (норв. Anders Behring Breivik; род. 13 февраля 1979 года) — норвежский
террорист, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения на молодёжный лагерь правящей
Норвежской рабочей партии 22 июля 2011 года; сознался в совершении данных преступлений, однако
отказался признать свою вину. В результате терактов погибли 77 человек.
7 Ксенофо;нт (греч. ;;;;;;;) (не позже 444 до н. э.[1] — не ранее 356 до н. э. — древнегреческий писатель,
историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» —
высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.
8 Общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой
упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены
в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality).
9 Абрахам Маслоу – американский психолог. Еврей. Происхождение из России. В русской интерпретации
фамилию следует писать «Маслов», однако даже сегодня в России ее пишут «Маслоу».

потребностей (need theory). Иерархия выражается в том что, следует удовлетворять в
первую очередь самые нижние потребности человека. И лишь удовлетворив их, человек
способен подняться на следующие ступени. Самые первые, самые важные потребности –
это: воздух, питье и питание, а также выделение продуктов жизнедеятельности человека.
Следующие ступени – удовлетворение стадных и половых потребностей человека и т.д.

Хотя автор Абрахам Маслоу никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее,
иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной
моделью мотивации личности в США, Европе, Израиле и России.
Таким образом, экономика предназначена для удовлетворения в первую очередь первой
ступени «Пирамиды потребностей», культура – остальных ступеней.

До нового своего возникновения слово «экономика» подменялось «духом капитализма».
Этот «дух» возник в последней четверти XVIII века, когда началась промышленная
революция. К концу XIX века большинство населения было занято уже не в сельском
хозяйстве, а в промышленности. Преобладающей экономической системой стал
капитализм.
Так в работах тех времен, а именно, Карла Маркса, Макса Вебера и Вернера Зомбарта
вместо понятия «экономика» мы натыкаемся на «дух капитализма». Что касаемо
слова «культура», то еще двести лет назад такое слово в русском языке не существовало.
В современном русском языке значение этого слова имеет большое разнообразие. Однако
в нашем понимании оно будет сродни слову «образование».

-продолжение следует-


Рецензии
Очень мудря, интересная и полезная статья. удачи в творчестве.

Александр Михельман   25.02.2013 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо! Искренне рад, что мои труды оказались полезными!

Раддай Райхлин   25.02.2013 20:18   Заявить о нарушении