Деревце на счастье

***                Рассказ

                Деревце   на   счастье
 
                Как молоком облитые,
                Стоят сады вишневые,
                Тихохонько шумят…
                (Н.А.Некрасов)
      
                1               


         Красиво цветет вишня!.. Стоит вся белая, нарядная, как невеста перед алтарем.
 
         Крона у нее густая, пышная. Белые венчики нежных цветков так густо усеяны, что не видно  маленьких зелененьких листочков. Если захотите спрятаться, то лучшего места Вам не найти, и, будучи  детьми,  мы так и делали. Маленькие небесные создания поют ей свои дифирамбы, усердно трудясь над ее цветочками, которые вытянули свои маленькие ласковые головки к яркому весеннему солнышку. Она счастлива  так, что  готова  укрыть от  палящего зноя и  утолить жажду каждого, кто обратит на нее внимание.

         А  какое  благоухание!..   Мм…  вдыхаешь его…  вдыхаешь…  и не можешь им надышаться. Тончайший аромат, нежно-горький, даже, можно сказать, слегка острый, заполняющий  все твое существо, и  оставляющий  непередаваемый вкус очарования. 
         Быстро отцветает вишня; ее нежные лепесточки весенний ветерок   безжалостно  срывает и  хаотично уносит   в неизведанные  небесные просторы.  Вокруг деревца  земля покрывается  белыми  лепестками.  И будто  хрупкие снежинки  вернулись на  какое-то время  к нам, дабы  нас  порадовать. Однако это только кажется.
        В пору созревания вишенка также прекрасна и ароматна.   Вишневый дух   невесом и  воздушен, едва уловим,  но так трогателен  и притягателен.
А красные ягодки играют с нами  в прядки, как бы говоря: « А ну-ка, найди нас!  Мы здееесь… не ленииись… тебя ждет награда… сочные сладкие ягодки!..  А-у-у… мы ждем тебя… »
               

                2


        …Эта история случилась очень давно, но в ее памяти осталась на всю жизнь…
        Ира  жила в тихом маленьком  селе недалеко от  Винницы.  Небольшой  глинобитный  домик стоял  на окраине селения  над  высоким яром, заросшим кустарниками бузины  и  молодыми деревцами клена, вяза и ясеня. Слева от домика рос старый  сад, а справа   палисадник, за которым находился  очень большой участок огорода. Вдоль старого сада шла дорожка, ведущая к жилищу. А в  маленьком дворике, около   избушки,  росла молоденькая вишенка, посаженная  ее  мужем на счастье в годовщину их свадьбы, чтобы каждую весну это деревце своим буйным цветом напоминало бы  им  об их  нежных чувствах. Разве мог он тогда предположить, что это маленькое деревце, посаженное  им  на счастье, станет  убежищем для его любимой женушки, его  Иринки.
            
        Двенадцатое  июля … красивый солнечный день. В  голубом  небе  птицы щебетали, ворковали  голуби на крыше, через дворик вальяжно прошла рыжая кошечка Нюрка и растянулась  у ног хозяйки. На  пороге дома лежал  большой, лохматый черный  пёс Морозка. Куры  бродили где-то в овраге. Босоногий голубоглазый  мальчонка лет пяти стоял под той самой вишенкой и прямо с дерева  уминал  спелые ягодки. В его белокурых курчавых волосиках играл легкий ветерок. Неподалеку молодая мамочка тихонько напевала колыбельную  песню новорожденной  дочурке. 
        Ничто не предвещало беды, хотя она знала, что  идёт  война, но  это было так далеко… где-то там… на границе… а оказалась так рядом, так близко…  В суматохе никто не мог понять, что происходит. Птицы в миг перестали петь.  Морозка от страха сиганул в яр,  протяжно воя. Рыжая  Нюрка, испуганно глядя на хозяйку, вскочила на лапки, выгнула спинку дугой, ощетинилась  и  за шипела, пытаясь,  защититься от невидимого нападающего врага. Не понимая,  что происходит, она  метнулась, куда глаза глядят, ища безопасное место. Всю  дорогу кошечка фыркала, шипела и изгибала спину  дугой,  шла то  в припрыжку, то  крадясь  боком, и, наконец,  добралась,   до безопасного, по ее мнению места, курятника, забившись в самый  дальний угол, так и сидела, бедолага, ощетинившись,  всё время бомбёжки. Перепуганные куры наперебой  кудахтали в яру.

        Летевшие  на  Киев  немецкие  самолеты   бомбардировали   все населенные пункты на своем пути. И это небольшое селение тоже попало под бомбёжку.   Всё смешалось во единено: и земля и небо.  Дым  и   пыль стояли  столбом.   От копоти и гари  голубое небо стало черным.Земля под ногами ходила ходуном. Стёкла  звенели, трескались и    с сильным  шумом   вылетали из оконных рам.  Деревья  выворачивало с корнями, и  они,  тяжело  падая,  разбивались на несколько частей. Дома полыхали. Раздавались крики обезумевших от страха людей, но, что они кричали, невозможно было разобрать. Свист летящих бомб и   мощные взрывы   заглушали их голоса.  А многие просто глохли  и  немели  от  ужасающего грохота  и гула. Отовсюду доносились причитания,  крики, стоны, вопли, рыдания. Казалось, что сама земля стонет и плачет  от боли  и горя.

        Не помня себя от ужаса, вызванного взрывами, и боясь за детей, молодая женщина, прижав к своему сердцу малышку, подбежала к плачущему мальчику, обняла его, пытаясь успокоить,  приказала сесть рядом с ней под вишенкой. Только успокоился мальчонка, как начала плакать дочурка. Она непрерывно качала ее на руках, но это не помогало. Тогда она  дала грудь девочке,  та успокоилась  и мирно посапывала, не взирая на грохот. Мальчуган, вздрагивая хрупким тельцем, уткнулся личиком в ее плечо, пытаясь таким  образом  спрятаться от опасности. Она для себя решила, раз им суждено умереть, то пусть это случится под деревом, которое посадил ее муж на  счастье.  Она плакала беззвучно, чтобы не вызывать страх   у  напуганных детей. При каждом взрыве разрывающихся  бомб, она крепко прижимала к себе детей, пытаясь защитить  их. По  лицу градом катились крупные слезы, а уста  сбивчиво  шептали слова молитвы:

- Господи, прости нас грешных…  Господи, на все твоя воля… все мы дети твои… Господи, спаси и сохрани жизни твоих рабов… Господи, услышь меня, рабу твою…помоги, сохрани… не оставляй нас в трудный час… помоги…

        Уста произносили   молитву, а в сознании мелькали обрывки ее жизни: детство,  гражданская война,  юность, работа в колхозе, подружки,  любовь, замужество, рождение первенца… Но ярче всего в памяти всплывали фрагменты ее встреч с любимым мужем.

        Они познакомились в Иванов день.   День  Ивана Купала… Это особенный  волшебный день, день полный  загадок и  мистики.  На  кануне праздника она  с подружками, одевшись в самые красивые наряды,   в  течение дня   собирала  разные  травы  и цветы для  будущих венков. Затем  они все отправились на  берег озера, где должно было состоятся  празднование Купалы. Там  они плели веночки   из трав, которые в полночь опустят, с воткнутыми  в них  горящими свечами  или  лучинами в озерную  воду,  и  перевязи  из цветов, которыми  опоясывали талию. Во время этого приятного занятия,  мечтали встретить своего суженного, удачно выйти замуж, прожить долгую и счастливую  жизнь.  А еще они пели и шутили, весело хохоча  над разными прибаутками  и историями, услышанными ими   от  своих бабушек, тетушек, соседушек…

       Старики тем временем готовили костры, путем  трения   сухой палочки  об  палочку они добывали живой огонь, а в центр  самого большого   костра устанавливали  длинный  шест  с  горящим  колесом.   Женщины  занимались убранством жилища, в комнатах раскидывали  на пол пахучие травки, а на воротах, дверях и  разных  дворовых постройках  вывешивали веточки  цветущих  трав  и сплетенные  из цветов венки.
       Юноши рядились, как и на рождество, предавая своему облику необычный вид, устрашающий  или  смешной. Чаще всего они переодевались  в леших, домовых, водяных и чертей. Придумывали, как  и над кем  им подшутить,  кого  разыграть… Пока  добирались до места, успевали нашкодить: то дымоход  заткнут, то забор завалят дровами, то   калитку,  а то  и ворота  или двери хаты  подопрут,  могли раскидать   и  поленья по двору …     Всю дорогу смеялись и представляли каково это будет хозяевам, когда те вернутся   утром  с праздника. В эту ночь нельзя  спать. Считалось, что если будешь спать, то  нечистая сила  может тобой завладеть.

       Все  собрались  на  высоком  берегу  озера, где во всю уже  полыхали костры; языки пламени пожирали лучи заходящего солнца, и казалось, что они  поглотили это могучее дневное светило, которое  щедро дарило свою теплоту, доброту  и саму жизнь. Молодежь хороводила  вокруг  костра, распевая песни,  ребятишки  играли в горелки, старики  присели поодаль  и наблюдали,  как веселилась молодежь.  Неожиданно  к ним  присоединилась небольшая группа парней, которая пришла к  ним с соседнего хутора. Вот в  этой  группе  ребят  и был  ее  ясноглазый  Яшка. Они пришли присмотреть себе невест среди местных красавиц.  Уж больно хороши  местные девчата!

       Яшка – веселый, смелый, удалой  голубоглазый блондин  с мягкими вьющимися волосами.  Давно на него  зарились  и свои  и чужие  красавицы и не очень, каждая хотела  заполучить  его  в мужья, а он достался только ей.   Ей и никому больше!  Она не слыла красавицей. У нее не было прекрасных  раскосых глаз, пухлых чувственных губ. Однако у нее был прирожденный дар притягивать к себе внимание окружающих. Она  имела чувство юмора, любила проказничать и шалить, всегда и всех разыгрывала, не смотря на природную скромность, и еще у нее было нечто такое, чему она  следовала всю жизнь, -  какая - то  загадочная таинственная покорность судьбе. Девчушкой она всегда была в центре внимания. Конечно, молодой, собравшийся  жениться  парень  не мог пройти мимо такой  задорной, забавной, в   глазах  которой  можно было прочесть  эту  безропотную покорность, скромной  девушки. Он подошел к ней и предложил перемахнуть через костер. Она, смущаясь и сияя от счастья согласилась. Взявшись  за руки и не  размыкая их  во время прыжка, зажмурившись, они довольные собой  совершили этот  мистический полет. По приданию, если руки во время этого   прыжка не  размыкались,  то  влюбленных  ждал  счастливый  семейный союз. А ей так этого хотелось…  А затем они весь вечер играли в горелки, салки.  Ходили  искать волшебный цветок папоротника, который  по  поверью расцветает  только в этот день и всего на несколько мгновений.  И счастливчик тот, кто найдет его до полуночи, нашедший сможет увидеть все клады, зарытые под землей. 

        Не найдя заветный  цветок, они вернулись к берегу озера.  Девушки  собирались опускать на воду свои венки. Пели  трогательные задушевные песни,  парни подпевали им, наблюдая за их деяниями и  подкидывая хворост  в костер. Венки  с горящими в них свечами плыли по   темной  озерной  воде. Отражающиеся  яркие  лучики свечей  на водной глади, казались,   маленькими небесными  звездочками,  сошедшими  на миг на землю. То загадочно вспыхивая, то внезапно  угасая, тихо  мерцая  огоньки, причудливо выстраивая  картинки,  удалялись от берега,  а лунная дорожка как бы  указывала им путь.  Счастливая юная  Ириша
тоже пустила свой  заветный веночек. И он поплыл , сверкая  и  играя огоньками, предвещая ей  скорое  замужество. Под самое утро все купались в прохладной летней воде, предаваясь блаженству  и  наслаждению утренней свежестью.
        На  рассвете  перед  расставанием  ее суженый, сказал, чтобы она ждала сватов. И  вскоре они поженились. Однако они недолго были счастливы вместе. Через  два месяца его забрали в армию, на два года… короткая побывка и опять  на  два долгих года . В тридцать шестом у них родился мальчик; и опять недолгое счастье, в тридцать девятом он  ушел на войну с финнами.  Вернулся в апреле сорокового.  Сколько радости, сколько счастья!  А в мае сорок первого опять его забрали в армию… Кто мог знать  тогда, что опять война…  и как надолго?..

        Мысли мелькали в голове,как картинки. Она на минуту вспомнила, что он ушел на  фронт. Вспомнила, что не получали ни какой весточки самого  начала войны.  Как он там? Что сейчас делает? Жив ли  или  уже нет?.. Знает ли он, что их  бомбят… Мысли крутились у нее в голове беспорядочно, хаотично, не находя ответов ни на один ее вопрос.

       Она упорно продолжала молиться за него, за себя, за детей, за всех…
       А в это время, именно в этот самый день под Липецком, часть, в которой воевал ее любимый, попала  в окружение.  Из окружения им не удалось выбраться, все были пленены.  Их увезли в концлагерь для военнопленных  в Польшу, где им пришлось испытать унижения, тяготы, лишения, оскорбления, пытки  и  издевательства, на которые способны  только изверги. Из плена он уже никогда не вернется домой. А она до конца своей жизни, так и не узнает, что случилось с ее Яшей.  На ее имя придет  только извещение о том, что он пропал без вести. Но это будет потом… А пока она просила у бога защиты, потому что больше не на кого было надеяться.

       Неожиданно все закончилось... Прекратилось... Стихло... Но  она еще долго сидела под вишенкой,  под деревцем – счастья, онемевшая и оцепеневшая от ужаса, не решаясь выйти из своего укрытия. А деревце дрожало и тряслось,  листочки трепыхались  и  трепетали,  опадая при каждом взрыве, казалось, что оно тоже боится, как и она.
       Наконец, она осмелела  и  вместе с малышами  пошла  медленно к домику, повторяя  в слух слова благодарности:
- Спасибо, господи… спасибо, Великий Боже…что спас нас… Спасибо, Господи,  спасибо… за дом, за детей… спасибо… за все спасибо…

       Опять она плакала, но теперь громко, навзрыд … от счастья, что они   живы и целы, а мальчик   гладил ее  по руке, успокаивая:
- Не  плачь, мамочка… не плачь… мама, почему ты плачешь?
- Всё хорошо, сын мой золотой… все хорошо… от радости плачу, -   нежно целуя его в щёчки, отвила мама.

       Ни одна бомба не упала на ее подворье  за всё время войны, то ли оттого, что домик находился на краю села, то ли оттого, что он утопал в саду, и был  защищен деревьями от всевидящего ока врага, то ли  ей помогали   божественные силы. Всю войну  во время бомбёжек она с детками пряталась именно под эту вишенку  и молила бога о спасении.

       Война   закончилась. Но  она всегда с благодарностью смотрела на деревце – счастья,  чувствуя, что их судьбы переплетены какими-то  таинственными  нитями. Деревце росло, набиралось сил, хорошело. Каждую весну оно радовало ее глаза. Ей  казалось, что любимый ей шлет привет, а когда она прижималась к его стволу,  веточки слегка колыхались, как будто оно хотело ее обнять. Она ласково гладила ладонями его ствол и тихо благодарила за спасение и любовь.
      Время шло… Они  старели... Деревце превратилось в  красивое  высокое дерево,  которое  потихоньку  утрачивало  былую  красоту. Все больше и больше появлялось на нем сухих веток. Их срезали, удаляли. От пышной некогда кроны осталось всего две ветки. Так и молодая женщина постепенно утратила свою молодость, прыть, превращаясь в старенькую сморщенную старушку.

       Ранней весной  двенадцатого марта девяносто девятого она умерла. В день рождение  ее  ненаглядного Яшки.

- А что же вишенка, деревце – счастья? - спросите вы. 
       А вишенка  не смогла пережить свою хозяйку, счастье которой она берегла.  Ждали … а вдруг  она пустит, хотя бы один росточек или  листочек.  Но всё было тщетно. Той же весной,
в мае, ее спили.

         … Такими странными иногда бывают  жизненные перипетии.

     ------------------------
           2013-02-14
             АННА...


Рецензии
На всё воля Божья. Судьба она бывает предопределённой. У Иринки
родились дети, главное в жизни женщины. Это уже счастье. И пусть
горят в огне все изверги, мешающие этому счастью Иринок и Яшек.
Вишенка - это семейная реликвия. память о семейном счастье.
Очень трогательный, жизнеутверждающий рассказ, поучительный
для людей. Успехов Вам в творчестве и в жизни.
С уважением

Валентин Кашлев   24.02.2013 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и высказанное мнение! Успехов и удачи Вам в творчестве и в жизни!
С теплом, Анна...

Анна Бабич   26.02.2013 18:27   Заявить о нарушении