Протест Pussy Riot давно пора понять...

Год 2012-й ознаменовался рядом событий, из которых наиболее громким был процесс над участницами панк-группы «Pussy Riot» устроившими в феврале акцию в Храме Христа Спасителя — девушки вбежали на амвон и пытались пропеть песню с политическим протестом. Потом было извинение премьер-министра перед церковью, речь Патриарха об «осквернении» храма, помещенный в православной газете шаблон о том, как писать заявления в Следственный комитет, вышедшие на арену потерпевшие, аресты, многомесячное заключение трёх женщин, у двух из которых малолетние дети, суд и обвинительный приговор на два года колонии. Это кратко.

  О том, что приговор неправосуден, уже говорилось, но разговор этот тут же увелся в сторону, и выходит  сейчас так, что сейчас обществу непонятно, и почему он незаконен, и против чего, собственно, был протест. Более того, этот процесс стал точкой, с которого начался резкий правый поворот Системы. На улицах появились фашисты с лозунгами, запрещенными Законом о противодействии экстремизму, их благословили представители РПЦ, и центры «Э» равнодушно проигнорировали это; принялись нарушающие Конституцию законы. Фактически, Конституция перестала действовать. Право римское заменилось… чем? Разборками по понятиям?    
  Почему-то  эта акция – да, спорный, этически ошибочный, по признанию участниц, но - протест против совершенно очевидных аморальных вещей, ставших нормой – тут же была окружена  стенами лжи, свои кирпичики в которую вложили и адвокаты девушек, и Патриарх, и сам Президент. Перемешалось всё: и Березовский, и акции питерской группы «Война», не имеющей к Марии, Екатерине и Надежде отношения, и обвинения в осквернении храма и священной реликвии(чего не было), в проституции (без комментариев) и чуть ли не во всех смертных грехах. На сайте Московской палаты адвокатов до сих пор висит комментарий, написанный неким адвокатом Алексеевым, который поведал общественности, что «приговор законен, так как соответствует принципу неотвратимости наказания». Врать можно и недоговорками; о том, что приговор нарушает такие базовые принципы, как законность, справедливость, гуманность и индивидуализация наказания, этот адвокат забыл.
  Задумаемся. Когда нарушения Конституции становятся нормой, больше ни о какой законности нет разговора, и если сейчас в эти жернова попали три женщины, то потом там окажутся уже наши с вами родные и друзья, и ничего уже не поделаешь. По сути, нам сейчас явлен тот самый абсурд, который сто лет назад описал Лев Толстой в романе «Воскресение» - когда пусть небезгрешная, но не совершавшая преступления, в котором её обвиняли, женщина должна идти на каторгу, и сделать тоже ничего нельзя.
   Сейчас этот приговор как высотка на войне, вроде бы незначительная – ну две женщины в колонии, чего там – но высотку эту нельзя отдать. Именно год 2013-й – год борьбы за отмену этого странного приговора. Приговор участницам группы Pussy Riot (кстати, ничего страшного в названии этом нет, кто не верит, откройте англо-русский словарь; просто каждый судит в меру своей испорченности) стал поворотной точкой, с которой покатилась волна принятия противоконституционных актов; его отмена может стать точкой поворота к построению правового общества.
  А для этого нужно всем понять очевидные вещи, которые почему-то остались для большинства непонятными. Объяснить незаконность приговора было бы легко, если бы это было сделано защитой девушек в суде; но то ли в силу непрофессионализма, то ли в силу злого умысла троица адвокатов фактически подыграла суду. Поэтому для этой статьи я выбрал наиболее простой способ доказательства неправосудности приговора. Итак…

  Главный принцип приговора — это законность. Девушек осудили по статье УК 213 ч.2 «Хулиганство». Но хулиганство — это грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу. О том, как квалифицировать преступления по этой статье, говорит нам Постановление Пленума  Верховного суда РФ №45 от 15.11.2007. И вот если мы будем разбирать этот проступок согласно ему, то квалифицировать по 213-й его -  ну, никак не получится. Время самого деяния — для Екатерины секунд 5, для Надежды и Марии — порядка 38-40 секунд; место — православный храм, то есть нарушен порядок, но не всего общества, а закрытого сообщества, что привело к оскорблению чувств верующих, да и то не всех; время акции выбрано так, чтобы не сорвать богослужение; никакого запрета на нахождение женщин на солее и амвоне не существует в современной церкви и существовать не может (ведь не священники же чистят, например, там ковровые дорожки?); никакого запрета на то, чтобы креститься спиной к алтарю, в православных храмах нет и не было, и это очевидно любому, кто хоть раз бывал в церкви. Собственно, и чувства христиан грубо оскорбиться никак не могли (ну разве что чувства маловеров) — ведь девушки фактически повторили то, что сделал Христос 2000 лет назад в храме Иерусалима, но без насилия: хватит лицемерить — главный храм страны действительно превращён в бизнес-центр, и агитация за определенного кандидата там звучала. Вы можете представить, чтобы, например, в главном храме Шамординского монастыря, украшенном чудной красоты вышитыми иконами, ещё сдавались бы коммерческие помещения, велась торговля, были рестораны и проводились эстрадные концерты? Вот такое действительно аморально, вот такое и должно бы грубо оскорблять чувства верующих, как в своё время оскорбило Христа. Так против этого женщины и выступили — так в чём оскорбление-то? Чувства отдельных верующих действительно были оскорблены — так получите правонарушение, описанное в Административном кодексе. Якобы девушки сделали это по мотивам вражды к Православию, и это суд доказал их поведением на процессе (такие «доказательства» запрещены в судебной практике), их поведением в храме (ничего такого из их поведения в храме не следует) и экспертизой; но главное требование к экспертизе — научность; о том, что данная «экспертиза» вообще не является экспертизой в научном смысле, тут же заявило Сообщество психологов России. Следуя букве и духу 49-й статьи Конституции и применяя соответствующие ей нормы права, суд просто обязан был трактовать сомнения в наличии мотива вражды в пользу обвиняемых и оправдать их.  А вообще желающие могут проверить: суд нарушил 1, 14, 45, 49 и 54 статьи Конституции.
 
 Но! Этого не заметили ни поменявшиеся местами Президент и премьер-министр (оба юристы), ни широкая общественность, ни те, кто должен был бы защищать закон. Мы имеем страшный парадокс: недавно в маленьком городке Пермского края законность защищала, напоминая о конституционных правах, осужденная женщина по имени Мария, а беззаконие пытались защитить те, кто должен стоять на страже закона! То же было и в Хамовническом и Московском городском судах, то же было и в Храме Христа Спасителя.  Российская власть  действует по закону силы, гражданское же общество опирается на силу закона;  а путь беззакония, на который вступает власть, это всегда наклонная плоскость, по которой сползали в пропасть империи.    И это все должны понять, пока не поздно.

(опубликовано в газете "Русская Европа" (Санкт-Петербург, №1(38) январь-февраль 2013).


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.