Горела земля под ногами...

Жаркое лето стояло в Латвии в восемьдесят седьмом. Настолько жаркое, что даже озеро обмелело. А ужики, и даже гадюки, обычно такие «скромные», что их вовсе не видно, тут от жары, как видно, совсем «потеряли голову» - выползали в самые неподходящие для этого места.

Дело было в заводском дачном поселке километрах в сорока от Риги. Деревянные домики стояли на «курьих ножках», то есть на кирпичных столбиках прямо в лесу между озером и железной дорогой.
Вдали от цивилизации - до ближайшего населенного пункта около двух километров по лесу вдоль «железки» - было намного приятнее, чем в раскаленном от жары городе. Заводчане расстарались создать достаточно удобств, чтобы семьи, даже с маленькими детьми, могли устроиться с комфортом. Тем более, что элемент соревнования тоже присутствовал: в огромном, на километры раскинувшемся поселке, были некие «административные территории», у каждого завода - своя. И каждый норовил показать, что именно его завод лучше всех о сотрудниках своих заботится.

Ну а мы с сынишкой с удовольствием пользовались всеми этими благами. Тем более, что в лесу, под сосновой «крышей» было достаточно тени, а воздух такой, что хоть ложкой его ешь! А с коляской и до озера - рукой подать.

Все было замечательно, пока вдруг, в один особенно жаркий день, поселок не наполнился лесной живностью. Откуда-то в поселке появились ежи, да целыми семействами, пробегали какие-то мышки, да полезли те самые змеи. Они активно ползли в сторону озера, пересекая городок и не обращая никакого внимания на людей. Старожилы, и те - обомлели, а что уж говорить о нас - горожанах. Каждый, кто не кошка и не собака, - зверь дикий и опасный и от него шарахаться положено. Что мы и делали.

К вечеру нашествие, как будто бы закончилось. Но старожилы не успокоились - сильно их происшествие взволновало. И народ, не один год собиравший здесь грибы, знающий каждый кустик и каждый корень отправился «на разведку». И не зря!
Посланцы вернулись с тревожной новостью: от жары загорелся торф.
Надо сказать, что почва в Латвии во многих местах - торфяник. Ну а на нем, сверху, песчаная бедная земля. На которой, собственно и растут те саые красавицы сосны, да черничные заросли. И вот этот самый торф, который «под землей», и загорелся. Сверху огня и не видно, только земля горячая и дымится - тлеет торф. Пока тлеет. И нагревает то, что рядом... И так этот подземный пал приближается к нашему поселку. То-то вся лесная братия к озеру ломанулась! Они, маленькие, первыми почуяли, что земля под ногами горит...
Но и мы - в опасности. Дождя не предвидится, а пал идет себе в нашу сторону. А наш поселок-то аккурат с самого краю, ближе всех к палу.

Дикое было время. Про мобильники тогда и мечтать никто не мог. Единственный телефон на весь поселок и был - у одной из заводских администраций. Так что на постороннюю помощь никто и не рассчитывал, все понимали - деваться, на ночь глядя, некуда. Будем спасаться своими силами.

Все-таки, многое люди могут! Особенно если попадется хороший лидер, знающий куда и как народ направлять.
Оказался у нас лидер такой! Ничем, вроде бы и не примечательный средних лет дядечка, вмиг взял командование на себя. Как оказалось, бывалый дядечка, знает что в таких случаях делать надо. И - ответственности не боится, принимает «огонь на себя». Ну, а раз есть лидер, значит будет и команда! Тут же были организованы молодые и не очень мужчины, найдены лопаты и прочий инвентарь, и отправилась команда в лес - копать ров, перекрывать огню доступ к поселку.
Да и женщины организовались. Я, как «городская», была с малышами оставлена - подкинули мне к моему еще нескольких. А прочие, кто посильнее, доставку воды организовали, благо скважина неподалеку была. Ну и мальца на велосипеде «командировали» к комендантам остальных администраций за помощью.

Ох и силища на помощь набежала!
Не устаю я восхищаться талантами человеческими. Была все-таки своя огромная польза от нашей тогдашней неустроенности в эпоху дефицита. Многое приходилось своими руками делать. А тут, в минуту опасности, раскрылись таланты по полной!
Что называется «из подручных материалов» организовали провода и прожекторы место работ освещать. Откуда в лесном поселке прожекторы?! Работали мужики до утра, пока светло не стало. Хоть и прокоптились изрядно - дыма и гари предостаточно было, как землю-то расковыряли, но работали. Менялись, мылись, отдыхали и - снова за лопату. А как рассвело, часов около пяти, стало видно, что не только от поселка пал отсекли, но и рвом окружили место возгорания так, что не выбраться теперь огню.

И стало понятно, что можно работы по спасению прервать. И - пойти на работу...
А к вечеру следующего дня уж и тот огонь, что на отсеченном «островке» тлел, погас - уж больно много ведер с водой было за день перетаскано. Ведь неправильно было бы лесу-то гореть...

И все встало на свои места, как будто бы ничего и не было. И женщины варили варенье и готовили ужин. А вечером всей семьей шли на прогревшееся за день озеро.

И сосны тихо шумели над головами. Благодарно...


Рецензии