Путник. действие шестое

   
АВТОР:    Когда-то,     будучи    в    степи  безликой,   мой    Путник   произнёс:  -   Чтоб  верный  путь  найти,  ты  должен  ошибиться…   


                Действие  шестое.

Рассвет сменяется закатом. Всё,   как положено – живи, ликуй. Когда смешно – то смейся от души, а если грусть сковала сердце льдом, согреть его не сможет даже солнце.

        Шумит базар на сотни голосов.  Тот продает,  этот – покупает. Чуть в стороне,     осёл,   навьюченный   икает. Приметил ветку с сочною листвой,  к ней потянулся – и, не с места, пока  не  съел её.

 - Ишь, ненасытный,  -  на него хозяин замахнулся, - давай,  иди…
Толкает  в бок   упрямого   осла.  Зевак вокруг шумливая толпа с улыбками  за  ними наблюдает. Хозяина всё  это раздражает: - Чего уставились, не видели   осла?

 - Ты о себе  или о нем? – спросил юнец безусый и грубой этой шуткой вызвал смех стоящих рядом  с  ним,   таких же ротозеев, как и он.
 - Да что с вас взять,  коль сами вы ослы, -  махнул на них рукой старик и под прерывистый ослиный крик и смех толпы,  сильнее стал толкать упрямого ленивца.
   Не  будь,  возможно, этой сцены, иначе всё   случилось   в этот день. Возможно…    Но, что случилось, то случилось.

 -   Базар, осел, ветвь дерева,  юнец, старик, и, наконец,  толпа.  Вот,  шесть слагаемых   пока,   развязки    нашего рассказа.   Мы к ним еще добавим несколько  других, но  – позже.

    А дальше было так…  Юнец, которого   никто   не пристыдил, за то, что  он избрал   объектом  своих   шуток  седого старика,  решил сострить ещё   острее.
 - Вы только посмотрите все на них, - толпу он призывал.  – Смотрите, как лицом они похожи, ну,  словно близнецы.
 - Ты на себя,  вначале посмотри, - не выдержал рассерженный старик.   Я видел разные носы, но твой, клянусь своим ослом, длиннее самых длинных, во сто  крат.
И тут, не смеха плеск, как раньше, а диким хохотом  толпа   взорвалась, увидев, как  юнец  пытался  нос  прикрыть ладонью.

     Обычное лицо предметом стало шуток.  Разглядывали в фас и в профиль,  вплотную, снизу, издали  и  сбоку. И здесь, и там слышны слова: - Ты посмотри  вначале  на себя.

      Шумит   базар  на  сотни  голосов, накал  страстей всё  яростей и круче.            -  Нашел,  где встать, а ну, посторонись, - толкнул один другого.  Вцепились. Слово за слово  и,  -  понеслись,   друг   другу,  говоря  такое,   что дело чуть до  драки не дошло.  Причина – не понравилось лицо.
Так,  препираясь меж собой,  ругаясь, оскорбляя, споря,  толпа    шумела  словно  море.  Привыкшие ещё  совсем недавно жить по четким правилам  восхода и заката, они теперь лицо  своё   пытались скрыть  от  слишком пристального взгляда.

 В конце концов,  базарная толпа отправилась туда,  где продавались зеркала. Обрадовался, было, продавец: - Плати и забирай, сторгуемся в цене.
 Но, не затем все  ринулись к прилавку, не покупать -  смотреть они пришли.
 
 - Здесь у меня не выставочный зал, - кричал  на  них  хозяин  лавки.
 На  него внимания  никто   не обращал.  Вытягивали  шеи, приседали, смотрели на  себя  со  всех  сторон   и,  недовольно все качали головой.
Один  морщинил нос и  хмурил  брови,   не  нравились  другому  собственные  уши,  которые  скрывала  раньше  маска.  Разглядывали  с  чувством  раздраженья   седые  волосы, залысины, глубокие морщины – приметы старости  и близкого конца. Вдруг   крикнул  кто-то: - Бейте зеркала!
 Лишь было б сказано – и,  захрустели  под   ногами стекла.

        Сценарий, что написан от руки,  существенный имеет недостаток  в сравнении с тем, что существует вечно. Что здесь случайность,  там  - закономерность.  А может быть, совсем наоборот?  Кто знает?

 - Я, – Путник отвечает, и он действительно   уверен, что  он   знает.  Уверенность, непоколебимая  уверенность в себе, вот что его повсюду выделяет  и,  как  всегда,  в  итоге, обрекает на одиночество в толпе.

       Но вернемся к месту действия, где мы оставили толпу, которая    в неистовом порыве  всё  продолжала   разрушать,  в чем видела намек на отраженье.
- Постойте, - пытался Путник их остановить, - причём  здесь  зеркала , зачем на   них   обиду  вымещать,  у  каждого  из  вас  своё  лицо.
 
 - Зачем  такие  лица нам? – толпа  его  в  ответ   кричала. И в шуме этом яростном и злом,  вдруг визгом тонким прозвучало: - Верни нам маски.
 
Так бывает, когда волна  ударится о берег, а вслед  за  ней  другая набегает.  И гул  такой, что ничего  другого  и  не  слышно   в   пространстве   между небом и землей. Вдруг вскрикнет чайка и  перекроет волн бушующий  набат.  На миг короткий, а потом -  и грозный плеск волны, и чайки крик тоскливый,  сольются    воедино,   с  новой силой.   И также  голос   тот:  - Верни нам маски!   Сначала   одиноко прозвучал, но тут  же,  был подхвачен   всеми и гулким эхом   множил    крик  толпы: - Маски  нам верни.  Маски,   маски   нам  верни…

 - Одумайтесь, ведь это – дар судьбы, - взывал к ним Путник.
 - Хороший дар – морщинистая кожа.
 - Зачем нам этот дар,   болезненная   впалость   щек,  -  срывался  на  крик,  чей-то  голос.
 - Волос  седеющих последний клок, - тряс   головой старик.   Всё, насмотрелись, с  нас  довольно, хватит!   -  Верни  мне  маску.
 - И мне, мою.
 - И мне.
 - И мне.
 И снова  вместе все: - Верни нам маски… Маски… Маски…
 - Не в силах я вернуть вам прошлое, - им Путник говорил.
 - Верни нам наше, - требовали люди: - Маски, Маски, Маски…
 - Я вам помочь хотел, - пытался Путник их перекричать.
 - Верни нам маски, - продолжала требовать толпа.
 - Вы – люди, неужели вам дороже   холодная  окаменелость    щёк?
 - Чем эта кожа на лице? - наседал  на   Путника   ещё    один  старик. -  Мне моя маска,  в сотни раз дороже.

Со всех сторон звучало:- Маски, Маски, Маски…
- Вы, люди, оставайтесь же людьми…
Он  не  успел  договорить,  как  тут  же,   стоящий  рядом  с  ним   мужчина,   размахнулся  и  ударил    его   по   лицу.

       Путник  покачнулся от удара, но устоял и,  вытирая   кров   с  лица,  сказал:  -  Я   сделал   всё, что мог,  помог    разрушить  стены, которые разъединяли   вас,  и   указал  дорогу.  Я  был  готов   вести вас за собой, но не безликою,   покорною толпой, а как людей, свои имеющие лица. Вас убедить, чтоб  сбросить  эти  маски мне было нелегко, но я не отступил. Так неужели, отступлю теперь?  Вы требуете   вернуть  вам  маски, чтоб  снова быть   как все. Решение  простое. А я зову вас к трудному пути, где каждый выберет  свою дорогу.
 - Вот  и  иди по ней,  и не мешай нам жить, как мы того хотим,  –  огрызнулся человек,    готовый   снова  наброситься  на    Путника  с  кулаками. Это был тот самый стражник,  который встретился первым Путнику, когда он вошел в город.  Он смотрел с нескрываемым презрением  на столпившихся вокруг  людей, которые  ещё  недавно разрушали стены,  а теперь готовы были низвергнуть своего вчерашнего  кумира.  Он знал, что этим всё и  кончиться,  когда,   под  шум толпы,  был  вынужден,   снять  маску.   Но  он не выбросил её, как это сделали другие, она и сейчас висела у него на поясе.  Он верил, что придет время, и он снова её  наденет. А эти люди, они  ещё поплатятся  за то, что дали увлечь себя  призывом о свободе.  Сейчас, используя их недовольство, стражник умело  направлял его против Путника, которого   люто ненавидел. Это из-за него, лишился он  власти над людьми, той  власти, которой  наделила  его Стена, назначив стражником.
Теперь, чувствуя, что пробил час его возмездия, он бросал обвинения Путнику, призывая в  свидетели,  толпу.

 – Скажите, - обращался  он  к ней, -  разве  не жили мы  спокойно и без забот, пока он  не явился в город?  Кто смуту внес в сердца и в мысли наши, разве не он? И что теперь?  Развалины вокруг, а в душах   лишь  растерянность  и  злоба  на всех, на каждого и на себя.  Вот, что он нам принес, - стражник протянул   руку в сторону развалин.  -  И это всё,  взамен тому, что каждый   в   нашем  городе  имел.
 - Скажи, ответь народу, - кричал он, поворачиваясь к Путнику, - ты этого хотел?
 - Когда от  имени народа  в  его  защиту  произносят  речь, мне хочется  народ  предостеречь, - сказал Путник.   – Умейте отличать слова от крика обвинений.  Он,   - указал  Путник на стражника, - спросил, хотел я этого? Отвечаю – да,   я   хотел, чтоб под обломками Стены, остались бы  забытыми навеки и призрачный покой, которым дорожили вы, и та черта, которая определяла, что можно, что нельзя  и,  видимость  порядка.
Он  говорил, глядя  в  устремленные  к  нему  глаза. – Припомните,  как жили вы.  Улыбки  по частям и разрешение на слезы, путь – только возле стен,  опущенные вниз глаза, покой  всеобщий, гробовая тишина.
 - Довольно, надоели нам   твои нравоученья,  -  схватил его за плечо стражник и грубо  толкнув, - подумаешь, какой пророк явился, учить нас вздумал, как нам жить.   Еще несколько человек из числа бывших стражников   кинулись к Путнику, не давая ему сказать  в ответ  ни  слова.

Где-то в этой толпе были  сейчас   и те,  кто разделял убеждения Путника, сочувствовал ему, а в тот, памятный день,  одними  из первых сбросили  маски. Теперь они молчали, опустив глаза.  Был среди них и Маляр.
 - Что я могу? – задавал он себе вопрос  и  тут же, в  глубине  души  своей  услышал,   однажды  сказанные Путником  слова:  - Возвысь  свой голос для начала… Маляр понимал, что совершает в очередной раз предательство по отношению к  этому  человеку, но не то, чтобы, что-то  сказать,   встать рядом, поднять лицо и встретиться с ним взглядом,  не мог…
 Чувство страха было сильнее. И когда стражники, избивая Путника, поволокли его к вершине холма, где прежде находился Дворец  Двух  Масок, Маляр ещё ниже опустил голову и, стараясь избежать  встречных взглядов, вышел из толпы.
 
    Путник, всё  лицо которого было в кровоподтеках и ссадинах, лежал теперь  возле   большого    гладкого камня,  который раньше находился в основании дворцовой башни.
Голосом  Стены, который  слышать мог только   он, камень произнес,  обращаясь   к  нему:  - И что в итоге? Снова заблудился? Признаюсь, было интересно наблюдать, как ты слова  впустую тратишь, пытаясь объяснить, как следует  им  жить. И вот теперь,  лежишь передо мной, отвергнутый   людьми.
 
Путник с трудом раскрыл глаза, нестерпимая боль пронзила  его   тело.
 Он   попытался    приподняться,   но  не  мог   этого   сделать.
 - Посмотри, остался кто-нибудь с тобой? - вновь донесся до него приглушенный   голос    камня.  -  Ты им дорогу   указал, они же выбрали привычную  свою  тропу.
 -  Я звал   их   вверх идти, - еле слышно ответил Путник, - а вверх идти всегда труднее.
 - Ты рассуждаешь так  же, как Сократ, когда  его на суд призвали. И чем всё кончилось – его не оправдали.

 - А кто судил?
 - Оставь … Какая разница, кто занимает   в судейских креслах  место?  Главное, что в этот миг от них твоя судьба  дальнейшая  зависит.   Взять  и  отдать её перечеркнуть,  и  не использовать последний  шанс  отпущенный  тебе?  Разумным ты считаешь это?

 - Мне говорить с тобою тяжело, -  еле  шевеля  разбитыми   опухшими   губами,  произнёс  Путник.
 
 - Верней   было  бы  тебе сказать, что нелегко  со мною говорить, когда в душе ты признаешь, что я права. Не так ли?

 - Мне трудно говорить,  но промолчать еще труднее…  Ты, не права, Стена.

 - Подумай  о себе. Ты видишь, крест   тебе   готовят для распятья. Всё  как тогда…  Он  тоже  мог бы жизнь себе продлить и смерти   избежать мучительной, когда бы ни упорствовал так слепо.  И,   перед кем… Я слышала   его   слова, когда с Пилатом  он  наедине  остался. Так  нет же, как и ты,  он возомнил, что  участь  у  него  - людей спасти. Вот этих самых, которые прекрасно знают, что творят. Так стоят ли они  того, чтоб  жизнь свою за них отдать?  Слукавь, схитри, хотя бы так, – для  вида … Одно лишь слово,  и   будешь ты спасен.  Будь   как   и все.
 
 - Нет… Если суждено погибнуть, я готов… Но со своим лицом.
 - Кому ты там его покажешь, свое  лицо?  Здесь, на  земле, хотя бы   и под маской, ты можешь сохранить его, а там… Подумай, ещё  есть время.
 - Нет, не проси, не умоляй, не требуй.
 - И что мне до тебя.   Казалось, радоваться  надо,  видя, как на   смерть тебя ведут.  Ведь это ты разрушил  мои  стены. Торжествовал,   ногами   попирая камни. А я,  как   одолжения прошу, чтоб мой обидчик спас себя от смерти.
 - Не надо, не лукавь, Стена, мы знаем оба,   речь о   другом  совсем… Ты хочешь, чтобы  подчинялось твоей воле  всё и во  всём,  всегда. А я хочу, чтоб каждый был свободен   и перед выбором  и   в   выборе  своём.

 - Что касается тебя, ты выбор сделал. Впервые я в сомнении, хоть  и  говорят, мол, нет души у камня, но что-то   всё  же,  есть внутри  меня, что заставляет,  пред  тобой  склониться.   Скажи, чем, в этот миг,  могу тебе я пригодиться?

 - Слишком многое   не попрошу   я  у  тебя...  Встать  помоги.

И в ту же минуту,  он  ощутил тепло, идущее от камня, опираясь на него, как на подставленное  плечо,   поднялся  Путник.  Люди вокруг с таким упоением были заняты  сооружением   для него костра и, сколачивая  крест  из  грубых  досок, что даже не обратили внимания, что   он   нашел в себе силы  встать в полный рост. Покачиваясь  от слабости в истерзанном теле, он,  размыкая   разбитые в кровь губы,  сказал,  обращаясь  к  людям:  - Безликая толпа, я, может быть, последние слова бросаю в души ваши,  как сеятель бросает зерна на  почву каменистую,  надежду  сохранив, что всходы прорастут. Как если бы в огонь пылающий, я бросил  капли   живительной  влаги.  Как если бы…  Он еще продолжал говорить, но голоса его уже не было слышно  из-за сильного ветра, неожиданно налетевшего со всех сторон  на город. Поднимая густую пыль, которая обжигала лица,  ветер обрушился на всё, что стояло у него на пути. Не успел стихнуть этот порыв, как поднялся новый, ещё более сильный и разметал собранный для костра хворост.
 
• Ещё один неудержимый напор,  от которого клонились к земле стволы деревьев, словно ветер собирался соорудить из них  гигантские луки.  Некоторые из деревьев, не выдержав натиска,  ломались, и тогда невидимая мощная рука подбрасывала их вверх,  тут же ловила на лету и   кидала, как копья, в намеченные цели. Люди падали на землю, ища у неё  укрытия. Крики и стоны вплетались в шум урагана. Ветер сбивал с ног бегущих людей,  бил наотмашь упругой ладонью по лицам, срывая  маски с тех, кто успел их надеть.  Когда  ветер начал постепенно стихать,  его тут же  сменил бушующий плотный ливень, капли которого взрыхляли землю и неслись по ней  в неудержимом потоке.
И только там, где стоял Путник,  образовался светлый круг, пронизанный яркими бликами солнечных лучей защищавших его от дождя и ветра.
Черные густые локоны четко обрамляли бледное лицо, на котором ещё недавно лежала тень  страдания и боли. Теперь оно дышало спокойствием и излучало какой-то особый неземной свет.

            Долго еще бушевала непогода над городом, а когда перестал лить дождь и полностью стих ветер, спрятавшиеся по домам жители  увидели Путника, медленно идущего  по направлению к городским воротам. Он уходил, молча, и в полном одиночестве, так же, как и пришел в этот город из безлюдной степи.































               





















               


Рецензии
Понравилось, красиво написано, интересно и легко читать.
Вы описали нашу жизнь со всеми её отголосками,
и маски, с которыми живём, мы их меняем постоянно
всё потому, что драму проживаем, хотим, конечно,
комедией прожить иль мелодрамой, но жизнь сама так многолика,
что спрятавшись под маску единожды застывшую, под ней
по-прежнему идёт работа жизни.
А Путник...Как не было пророка в своём отечестве так и нет!

Желаю творческих успехов, с уважением к Вам, Надежда.

Надежда Дмитриева-Бон   05.04.2013 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Не всегда удаётся сразу ответить после того как прочитаю. Приношу Вам за это свои извинения.
Да,- мой Путник и Маляр, легко меняющий маски и даже девушка, чья песня до сих пор звучит... И магазин где бьются зеркала и многое другое к чему, порой испытываю желание вернуться...
Вы правы - жизнь так многолика, что спрятавшись под маскою единожды, не дай нам бог почувствовать, как она срастается с лицом...
Всего Вам доброго в жизни!

Сергей Убрынский   14.04.2013 16:17   Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей!
Да, Вы талантливый человек, то малое, что я успела почитать,
мне очень и очень нравится.
А то, что Ваши персонажи, Вас беспокоят и требуют осмысления
и возврата к себе, ещё и ещё раз доказывает, что писательство
это то, чем Вы талантливо занимаетесь.
А на счёт человеческой многоликости я считаю так,
даже если предположить, что человек надел деловую маску
и личину преуспевающего человека, то в семье
и ряде других ситуаций эта почти сросшаяся маска
может легко меняться на множество других.
У человека в жизни много масок,
Он многолик и многогранен,
Но две любимые и мы их знаем:
Комедией желаем долго жить…,
Трагедию мы избежать не можем,
А между ними маски разные меняем
И жизнь свою по-разному, мы проживаем.

С уважением и признательностью к Вам, Надежда.

Надежда Дмитриева-Бон   14.04.2013 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.