Чуть-чуть детского...

НА КНИЖНЫХ ПОЛЯХ

Читаем сами, читаем с детьми…
Чуть-чуть о детских книгах



Книга будущих командиров
А. Митяев

Великолепная книга. Чтение к «30-летию Победы».
Самая лучшая историческая и справочно-энциклопедическая книга, которую знал в детстве. Последующий интерес к военной истории строился именно на ней. Отличный пример военно-патриотического воспитания и умения учить размышлять (стратегии). И дело не в «милитаризации» и неизбежной «просоветскости». Патриотизм надо тоже уметь воспитывать.

Краденое солнце
 Корней Чуковский

Гениальная вещь. Эти смены поэтического ритма и поучительность, стихи-я размеров и архетипы. Когда было лет пять с половиной, знал «Краденое солнце» наизусть и любил декламировать его при слушателях и без. Думаю, что читаю Чуковского детям, сохраняя свои детские интонации.
 
 
 
 Корней Чуковский
 Ирина Лукьянова

 Читая ребенку «Путаницу»: «Море пламенем горит, /Выбежал из моря кит», представляешь себе, горящее море около Одессы, гибель людей в воде и порту, броненосец «Потемкин»… Это после книги талантливого филолога Ирины Лукьяновой «Корней Чуковский» в серии ЖЗЛ. Одолеть сразу 990 страниц нелегко, но читаются они с неослабевающим интересом. Читать я начал с конца, то есть с послевоенного времени и сталинской реакции, а вот перечитывать – с начала. Первая часть посвящена дореволюционному периоду. Сейчас меня больше интересует Чуковский-критик. Как он смог сделать себе имя неустанным трудом и войти в литературную элиту времен Серебряного века. Ну, и Век этот, конечно: «Мы сейчас воспринимаем это время как небывалый расцвет – а современники говорили о распаде и упадке. И не только те, кто твердил о вырождении и ругался словом «декадент» В стране стало трудно дышать, душами завладела тоска, воздух всё сгущался и плотнел. Неизбывной тоской пронизано едва ли не каждое значимое литературное произведение 1907 – 1910 годов – глубокой экзистенциальной тоской людей, которые ещё не знали слова «экзистенциализм», но уже мучились вполне сартровой тошнотой». (С.135). Описание периода реакции – одно из самых сильных мест в книге (самое сильное потом – это смерть любимой Мурочки). «Тошнота» - вот подходящее слово. Его не знают ни прежние, ни нынешние охранители с крепкими нервами и желудками, но люди с чувством, умом и совестью – знают. И Чуковский это очень хорошо ощущал, когда наряду с Блоком разделял критику на «тенденциозную» и «беспочвенную», провозглашая главным стиль, и когда беспокоился о небывалом росте суицида, и высмеивая порнографию и нравы (вялый блуд, когда женщине даже не говорят «отдайся», а требуют: «Дай!»), и исследуя феномен массовой культуры (замените читателей микроцефалов на нынешних телесмотрителей), и разъясняя современникам, что дети это не маленькие взрослые и призывал «Спасите детей!).
 Русское общество между революциями переживало глубокий нравственный кризис. Эта деморализация многое объясняет в том, почему Россия не смогла противостоять террористам-большевикам. Сам Корней Иванович спасался детской литературой, тем самым, спасая советских детей от полного коммунистического одичания. Но это уже как будто другая жизнь.
 Спасибо Ирине Лукьяновой за интересную и хорошо написанную книгу!


 Ранее:Книга Ирины Лукьяновой одна из лучших в серии ЖЗЛ. Тысяча (без десятка) страниц прочитываются легко и с большим интересом. Конечно, и материал благодатный. Какая Жизнь! Нет, четыре, пять в одной. В каждой свои драмы и трагедии. Разве что в начале существование было более-менее нормальным. Зато уж потом» Как говорил сам Корней Чуковский: «В России надо жить долго». Но именно жить по-человечески, даже если вокруг правят бал не-человеки.   

К куме Лисе приходит слава и др.
 Йозеф Лада

Чудо-лисичка научилась говорить, читать и писать. Потом освоила патефон, телефон и радиоприемник. Перехитрила колбасника, но вернула ему потерянные деньги - прославилась на всю страну. В конце сказочной повести кума-лиса сдает экзамен на должность лесничего. Очень нравится моей дочке!..
  Еще опера вроде бы есть по этой сказке.


Волшебник Изумрудного города
 Александр Волков

 Читал ребенку про походы Элли с Тотошкой, приключения их и примкнувших к ним персонажей, и понимаю, что это натуральное детское фэнтези. Но, когда «Волков написал» эти сказки, такого слова у нас в ходу еще не было. Не знали мы, что говорим прозой такого жанра.
 
Грамотейка. Ваш ребенок готовится к школе
 Тамара Ломбина

Подарок от профсоюза
Не очень. Некоторые задания слишком просты, другие (скажем, по геометрии), наоборот, сложны для шестилеток.
 Читали с ребенком перед школой. Тексты сказок и историй порой архаичны и излишне сентиментальны.
Как будто ветер волосы растрепал.
 

Пятеро в звездолете
 Анатолий Мошковский

Несмотря на массу несуразностей, одна из увлекательных и запоминающихся книг детства. Ребенок прочел с удовольствием!
 
Мальчик со шпагой
 Владислав Крапивин

Юношеский протест против системы.
Как жаль, что записей телеспектакля не сохранилось!..

 Устами ребенка сказано…

Золотая книга легенд и  мифов

Хочу прочесть эту книгу, так как скоро поеду на остров Крит. К тому же я очень увлеклась началом, хотя прочитала всего 3 легенды. А если легенды и именно они мне понравятся, я прочитаю ещё и «Легенды Крыма».

Коты-воители
Эрин Хантер (4 автора)

Мне очень нравится эта серия, потому что: причина 1: я люблю котов и кошек вообще; причина 2:  я так же люблю и приключения, а в «котах-воителях» их много; причина 3: мне  нравится читать книги которых много(и все они из 1 серии); причина 4: я люблю читать серии романов.


Итак, ТОЛЬКО ДЕТСКИЕ КНИГИ ЧИТАТЬ, ТОЛЬКО ДЕТСКИЕ ДУМЫ ЛЕЛЕЯТЬ…


Рецензии