Страсти по Чапаю. Про быль и небыль

Закончился по телевидению показ сериала "Страсти по Чапаю". Почти не смотрю телевизор, но на этот раз от экрана не отходила. Не скрываю, фильм понравился! Особенно игра Сергея Стрельникова в роли легендарного начдива. Даже не ожидала такого перевоплощения. Молодец! Отлично сыграл, на пять с плюсом!

Многое в сценарии фильма достоверно и соответствует фактам из жизни Чапаева, но далеко не всё. Это естественно, ведь каждый сценарист и режиссёр вносит в создание фильма нечто своё. Но не до такой же степени. Что касается его любовных похождений, то тут явно перегнули палку. Видимо, решили, что если сейчас народ помешан на сексе, то и тогда был не меньше. Не был Чапаев так любвеобилен. Думаю, что создателям фильма надо было больше обращаться к документам и воспоминаниям родственников, а не к известным романам, поскольку в романах бывает много вымысла.

Кто не знает по старой экранизации историю славы и гибели всенародно-любимого национального героя гражданской войны? Все! Однако с нетерпением хотелось увидеть финал фильма, поскольку надеялась, что он не повторит уже всеми признанный и виденный. После всего, что мне удалось прочитать и узнать в интернете, хотелось увидеть правду. Не буду пороть отсебятину, а предложу читателю самому ознакомиться с имеющимися на этот счёт документами и свидетельствами родственников самого Василия Ивановича.

***

Из воспоминаний КЛАВДИИ ЧАПАЕВОЙ, дочери ВАСИЛИЯ ЧАПАЕВА:
 
«...В 1962 году я получила из Венгрии письмо. Мне писали бывшие чапаевцы, которые теперь проживали в Будапеште. Они посмотрели фильм «Чапаев» и возмущались его содержанием; по их рассказу выходило всё совсем не так...
 
Из письма: «...Когда Василия Ивановича ранило, комиссар Батурин приказал нам (двум венграм) и еще двум русским из ворот и забора сделать плот и всеми правдами-неправдами суметь переправить Чапаева на другой берег Урала. Мы сделали плот, но уже сами тоже истекали кровью. И на тот берег Василия Ивановича все-таки переправили. Когда гребли, он был жив, стонал... А как к берегу доплыли — его не стало. И чтобы над его телом не издевались, мы закопали его в прибрежном песке. Закопали и забросали камышами. Потом сами потеряли сознание от потери крови...»

Получив такое письмо, я была очень взволнована. Тут же связалась с правительством города Уральска и попросила дать мне какой-нибудь трактор, чтобы вспахать то место, план которого был прислан в письме. Я надеялась найти хоть какие-нибудь останки и хотела считать их останками отца. Потом думала перевести их в Москву и захоронить. Но в правительстве мне сказали, что Урал изменил русло, и там, где проходил берег — теперь вода. А так, в помощи они не отказали, напротив, предлагали самые различные ее варианты. На место гибели я все же приехала... Поднялась на откос, там, где предположительно вся утренняя трагедия и развернулась. Стояла и думала, как отцу и другим красноармейцам было тяжело и горько в то злополучное раннее утро 5 сентября 1919 года... Я представляла этот бой. А вокруг меня никакого облачка, ни ветерка. Слепящее солнце. Но вдруг за какое-то мгновение откуда ни возьмись налетела огромная черная туча и из неё прямо мне в ноги стали бить молнии. От неожиданности я вскрикнула и упала на колени.
Хотите верьте, хотите нет, но молнии прекратились лишь тогда, когда я подумала, что это отец дал мне знак и таким образом приветствует...
Туча мгновенно растворилась, и снова — ни ветерка, ни облачка. Слепящее солнце...»

***

Из книги ЕВГЕНИИ ЧАПАЕВОЙ "Мой неизвестный Чапаев" (М.:Корвет 2005), правнучки ВАСИЛИЯ ЧАПАЕВА

"Во время Великой Отечественной войны Клавдия работала в Саратовском обкоме партии, зав. отделом. После войны стала народным заседателем. Ушла на пенсию по болезни. Лежать в постели не хотела, поэтому обратилась в правительство с просьбой получить разрешение для работы в закрытых и открытых архивах.
Решение поработать над документами пришло не сразу. Клавдии всегда хотелось знать всё о своем отце: каким он был на фронте, каким на отдыхе, как складывались его взаимоотношения с руководством и многое другое... Поэтому её собственные детские впечатления казались лишь малой толикой.
Вначале она постоянно расспрашивала оставшихся в живых чапаевцев. Но понять что-либо так и не смогла: то ли от времени, то ли по каким-то другим причинам чапаевцы описывали одно и то же событие абсолютно по-разному. Более того, если в воспоминаниях принимали участие несколько человек, дело могло завершиться крупной ссорой, взаимными обвинениями или чем-нибудь похуже.
Итак, архивы — самое правильное. Проработала в них Клавдия много-много лет. Около двадцати. В открытых архивах документы копировала легально. В закрытых... Опись, дело и лист читались нарочито медленно. Затем она выходила в дамскую комнату, доставала спрятанную ручку и на коленках писала то, что запоминала с фотографической точностью. Именно таким образом Клавдия Васильевна собрала много тысяч документов. Теперь этот драгоценный архив хранится в моей семье.
Бабушка прожила долго. 87 лет. Умерла в сентябре 1999 года. Чуть-чуть не до жив до милениума...
Несколько слов о себе.
Меня зовут Чапаева Евгения Артуровна. Мне 43 года. Моей дочери Василисе — 13 лет. Я — специальный корреспондент одного московского журнала, член-корреспондент Академии Проблем Безопасности, Обороны и Правопорядка. Член Международного сообщества писательских союзов (правопреемника Союза писателей СССР).
Эту книгу посвящаю самым дорогим для меня людям: ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ, КЛАВДИИ И ВАСИЛИСЕ ЧАПАЕВЫМ... Я их очень люблю".

***

Что меня больше всего удивило, что в новой экранизации лишь вскользь упоминается о разведывательных полётах авиаотряда. А таковые, согласно документам, были. Этот факт тоже описан в книге Евгении Чапаевой.

***

"Штаб 4 армии, находившийся в городе Пугачеве (Николаевске), в 350 километрах от действовавших войск, плохо вникал в нужды действующих дивизий. И почти не оказывал им никакой помощи.
 
В 1-й бригаде 50-й дивизии красноармейцы трое суток не получали даже хлеба. Чапаев с комиссаром П.С. Батуриным 4 сентября прибыли в бригаду к Зубареву, разъяснили бойцам причины создавшегося положения и рассказали о принимаемых ими мерах. По приказанию Чапаева для поддержания 1-й бригады 50-й дивизии временно был уменьшен паек двум соседним бригадам 25-й дивизии. Вечером того же дня Василий Иванович и комиссар Батурин выехали на автомобиле в Лбищенск.
 
Поздно вечером туда же вернулась часть обозников, ездивших в степь за сеном. Они сообщили, что на них напали казаки и угнали подводы. Об этом было доложено прибывшим Чапаеву и Батурину. Василий Иванович в срочном порядке потребовал доложить разведсводки и данные авиаразведки в направлении станиц Сломихинская и Казил-Убимская. Начальник штаба Новиков доложил, что ни конной разведкой, ни разведывательными полетами авиаотряда, проводившимися утром и вечером, в течение нескольких дней, противника не обнаружено. А появление сравнительно небольших казачьих отрядов и разъездов уже не было редкостью.
 
Чапаев успокоился, но отдал распоряжение усилить охрану. Новиков, бывший офицер, работавший помощником начальника штаба дивизии, и незадолго до этого возглавивший штаб, был вне подозрений. А доложенные им сведения о противнике не соответствовали действительности: противник большими силами конницы был уже не далеко и нацелился на Лбищенск.

Как говорится, враг не дремлет... Именно так и поступили некоторые лица из прибывшего авиаотряда и штаба дивизии. Технические возможности самолетов того времени и отсутствие зенитных средств борьбы с ними позволяли полеты на небольших высотах. Летчики, поднимавшиеся в воздух два раза в день, никак не могли не заметить конницы в несколько тысяч всадников... Тем более камыши пересохшей реки Кушум — не лес, чтобы скрыть такую массу противника.
ИТАК, ЛЁТЧИКИ...
О них, именно о них и надо сказать особо. То, что они были предателями, стало понятно уже тогда, 4 сентября 1919 года. Но мало кто мог предположить, что ими руководствовало... Думаете, невероятная любовь к отрекшемуся царю Николаю? Или лютая ненависть к большевикам? ОШИБАЕТЕСЬ!!!
Все намного прозаичнее — ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ и еще раз ДЕНЬГИ... При том очень большие. 25 тысяч золотом... Да, за голову Чапаева, живую или мертвую, давали именно столько...
Летчиков было четверо. Позволю себе назвать фамилии только тех, кто погиб, как и Чапаев, 5 сентября 1919 года. Это — Сладковский и Садовский. А оставшиеся в живых, то есть 2 летчика, разделили полученный барыш и прекрасно устроились в светлом будущем.
И все же непонятно устроен человек. Пройдет совсем немного времени, наступят пороховые сороковые годы, и два предателя в гражданскую станут героями Советского Союза в Отечественную... Но и это не всё. Они займут ответственные посты в правительстве и всю свою жизнь будут «прикрывать» тему о гражданской войне и особенно о Чапаеве. Наверное, им было стыдно..."

В интернете есть весьма интересные видеофильмы, где уже праправнучка Чапаева - ВАСИЛИСА открыто рассказывает о том, что Чапаев был предан своими, высшее руководство во главе с Троцким, просто решили его убрать. А потом небезызвестный Фурманов в своём романе в 1920 году сделал из него человека-легенду, для народа. Тем самым не упустив возможности прославить и себя. А уже, в 1934 году, Георгий и Сергей Васильевы сняли всем известный фильм "Чапаев".
 
***

Внучка Чапаева о сериале «Страсти по Чапаю»: Какие бабы, какая водка?
(Интервью газете «Ставропольская правда»)

На «Первом канале» завершился показ многосерийной картины «Страсти по Чапаю». Поклонники исторического кино задолго до премьеры опасались, что фильм о легендарной личности превратят в «сагу о его бабах». Так уже было – киношники сделали героями-любовниками маршала Георгия Жукова и летчика Валерия Чкалова. К огромному неудовольствию детей и внуков обоих. «А что вы думаете о картине?» – с этим вопросом мы обратились к внучке Чапаева Татьяне Александровне.

Кто лежал с Фурмановым под одеялом?
 
– Мне льстит тот факт, что, по киноверсии, у дедушки было так много женщин! – смеясь, начала наш разговор Татьяна Александровна. – На самом деле это не так. Но автор имеет право на художественный вымысел. А с автором – Эдуардом Володарским – я была хорошо знакома. По его роману сняли картину. К сожалению, сам Володарский не дожил до премьеры, его не стало в прошлом году. Я читала его роман. Благодарна, что он вернулся к истории Гражданской войны – тема глубокая, неисследованная, предстоит еще многое понять. Во-вторых, благодарна, что он обратился к личности моего деда. Василий Иванович достоин того, чтобы его помнили. Тем более что в прошлом году исполнилось 125 лет со дня рождения героя, которого молодое поколение знает лишь по анекдотам.
Истории же про женщин, считает Татьяна Чапаева, придумали сослуживцы деда уже после его гибели. Для чего, сказать сложно. Хотели сделать из него героя во всем, в том числе в любовных утехах?

– Володарский, когда писал свой роман, основывался на якобы свидетельствах очевидцев, – продолжает Татьяна Александровна. – И я знаю его источники. Во-первых, это воспоминания Фурманова. Фурманов придумал роман с Настенькой – бедная девочка, первая любовь, с Василием Ивановичем плывут в лодочке по реке… Но никакой Настеньки в жизни деда не было. Бурная страсть с женой Фурманова Анной – тоже выдумка. Мне папа рассказывал, а он слышал в детстве от самого Василия Ивановича. Чапаев приехал в дивизию и увидел, что рядом с Фурмановым на кровати под одеялом кто-то лежит.

«Кто это?» – грозно спросил Василий Иванович. «Это моя жена, – ответил Фурманов. – Она будет заниматься просвещением бойцов в области культуры». Чапаева это возмутило. Он считал: женщина на войне, как баба на корабле, приносит одни проблемы. Санитарки – да, нужны. А «культпросветительницы» зачем?! И Василий Иванович требовал от Фурманова отправить жену домой, а Фурманов не желал – на этой почве они все время ругались. Какой там роман?!

Сеновал интереснее военных сцен.

Вторая «лав стори» Чапаева – романтические отношения с дочерью белого полковника. Татьяна Александровна знает, откуда «растут ноги» у этого слуха. Небольшой рассказ написал ближайший соратник Чапаева Иван Кутяков, впоследствии командир чапаевской дивизии. Скорее всего ему не давали покоя литературные лавры уже прославившегося за счет Чапая Фурманова.

– Кутяков пишет: полковничья дочь влюбилась в Василия Ивановича и стала комсомолкой. Это просто анекдот! – снова смеется Татьяна Чапаева. – Володарский, видимо, решил, что нет дыма без огня. Но я скажу так. Была война. Жрать нечего. Они ночью колосья собирали и сырыми жевали. Умирали не столько в боях, сколько от дизентерии и голода.
Какие бабы, любовные приключения?! Но, конечно, интереснее снять кувырканья на сеновале. А можно было батальные сцены сделать. Но, видимо, суетно, дорого…

В романе, что нашло отражение и в картине, Чапаев хлещет водку стаканами. Володарский сам любил принять на грудь, не чужда была ему эта чудесная русская привычка. И он «по-дружески» приписал любовь к градусным напиткам и своему герою.

– Василий Иванович – национальный герой, и, наверное, его нужно было наделить национальными чертами. Но на самом деле дед – мне отец рассказывал – вообще не пил и не курил. Никогда. А также был до фанатизма аккуратен, даже в трудных полевых условиях. И еще: он буквально не расставался с книгой великого полководца Суворова – тот был его кумиром. Но ничего, что к реальному образу добавили выдумки. У Володарского я увидела главное: большую симпатию к личности Чапаева, – резюмировала наша собеседница.

***


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.