По балтийскому и северному морям. Норвегия

НОРВЕГИЯ.
И снова мы на палубе. Наша «Эстония» отходит от пристани, и вскоре огни Стокгольма исчезают, и мы опять в море. Так много увиденного!
Плывем по Балтийскому морю. Начало октября. Море не спокойно. Проходим проливом Хамрарне и огибаем материк, проходим мимо Мальмё, но этого города не видно. Проходим проливом Каттегат к заливу Бахус и скоро увидим столицу Норвегии – город Осло, где наша следующая остановка. А пока мы плывем по заливу Бахус. Берега выглядят кружевными. Фьорды, заливчики, мысы, островки и выступающие из воды скалы создают сложные сочетания суши и воды. Погода тихая и для начала октября теплая. Стоим на палубе, а по громкоговорителю экскурсовод знакомит нас со страной. Оказывается это полностью горная страна. Вдоль всей страны с северо–востока на юго–запад протянулись Скандинавские горы. Низменностей в стране очень мало, и самая большая из них – на юго-востоке – вокруг Осло.

В Европе много красивых мест, но нигде, кроме Норвегии, нет такого удивительного сочетания скалистых неприступных гор и глубоко врезающихся в горные долины и ущелья вод океана.

Вход в фьорды  преграждает лабиринт малых и больших островов, подводных скал, чуть возвышающихся над водой, а нередко и обломки ледников, сползающие с гор. Голые гранитные скалы склонов, поросшие мхом, кустарниками, деревьями, круто спускаются к воде. Среди нагромождения неприступных скал перед нашим взором иногда возникают крошечные долины, их яркая зелень и ухоженность радует глаз. Особенно величествен фьорд, когда смотришь на него с борта корабля. Судно идет, повинуясь извилистому руслу водной артерии. С каждым поворотом открываются все новые пейзажи. Местами горы обрываются в воду под прямым углом, замыкая горизонт гранитной стеной высотой в несколько сот метров. Многие вершины – со снежными шапками. То там, то здесь в фьорд с шумом обрушиваются водопады. За очередным поворотом – новое нагромождение отвесных скал. Еще поворот – и перед нами крохотная долина, зажатая отвесными скалами. Местность вокруг довольно живописна.

У вершины широкого Осло – фьорда, окружив его подковой, среди лесистых холмов - столица Норвегии. После ледников, после пустынных нагорий, окрестности Осло и сам город кажется обжитым, комфортабельным, уютным. Теплые воды фьорда, обилие лесов и парков, высокие горы в отдалении, задерживающие северные ветры – все это создает благоприятные для жизни человека климатические условия. Осло был заложен в 1050 году королем Харальдом III Сигизмундом. Осло – порт на берегу залива Осло – фьорд.

На холме над входом в бухту стоит крепость Акерсхюс, сооруженная в 1300 году. В XIV веке в крепостном дворце жили короли. Хотя монархи не живут в крепости Акерсхюс уже шесть столетий, крепостной собор по-прежнему – усыпальница для членов королевской семьи. Дворец Акерсхюс используется для важных правительственных приемов.

Крепость Акерсхус – средневековая. В 1985 году в ней размещается музей движения сопротивления, музей обороны, и заседает верховное командование.

Вдоль берегов страны более ста пятидесяти тысяч островов. Они расположены отдельно и целыми архипелагами. Между островами и побережьем море всегда спокойно.  Осло расположен по обе стороны реки Гломмы – самой большой реки Норвегии, длина которой 611 километров. Она берет начало из озера Эурсуннен в юго-восточной части Скандинавских гор, вблизи границы со Швецией. Вокруг Осло - холмистая местность с высотой до 300 – 400 метров над уровнем моря. Население – более 900 тысяч человек. Этот древний город в наше время застроен преимущественно современными домами, постройки XIX, а тем более XIV – XVIII веков сохранились мало. Среди городов Норвегии, Осло выглядит гигантом. Причаливаем и спускаемся по трапу. На берегу нас ожидает полиция, но сейчас все проходит хорошо, и мы рассаживаемся в автобусы и отправляемся на экскурсию по городу.

За портом, возвышается здание ратуши, куда мы держим путь. Здание оформляли семнадцать лучших художников страны. Строительство ратуши началось в 1931 году и завершилось в 1950 году. Здание  богато украшено снаружи скульптурой, а внутри – росписями на исторические темы. Часы астрономические на ратуше каждый час проигрывают норвежскую народную мелодию. Перед зданием ратуши скульптуры тех, кто ее создал. В центре небольшой Ратушной площади, перед ведущими в здание ступенями, возвышается фонтан, его постамент увенчан двумя прекрасными лебедями.
 
Главный зал Ратуши вмещает до 2 тысяч человек, здесь проходят приемы. В зале Мунка каждую пятницу совершается церемония бракосочетания (каждые 5 минут).
Эдвард Мунк (1863 – 1944) – единственный скандинавский художник, чье влияние признано во всем мире, и остается популярен и сегодня. В 1963 году открыт музей Мунка. В музейном собрании представлены две его самые знаменитые картины: «Крик», и «Ночь». Обе написаны в 1890 году, в период творческого подъема художника, и они принесли ему  известность. Картина «Крик», стала самой дорогой в мире, она продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму — почти 120 миллионов долларов, что на 40 миллионов больше стартовой стоимости лота.
Специалисты считают, что картина эта – предчувствие грядущих кровавых катаклизмов наступающего 20-го века.  Вот как написал сам художник в своем дневнике, что подтолкнуло его к написанию картины:
«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
На картине изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба. Фигура примитивна до такой степени, что напоминает  скелет, эмбрион, или сперматозоид. Волнообразные линии пейзажа повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». «Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.
 
В ратуше есть зал четырех времен года. Есть галерея, где хранятся подарки, переданные из других стран. Один из подарков из Советского Союза появился во время визита Хрущева.

В Осло сконцентрировано около 1/3 всей промышленности страны. Здесь преобладает хорошо развитое машиностроение, особенно судостроение, включая строительство морских буровых платформ. Развита в основном промышленность - металлургическая, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, бумажно – целлюлозная, электротехническая, химическая, текстильная, пищевая.  Промышленные предприятия находятся в восточной части города.

За ратушей, на улице Карл - Юхансгате, которая протянулась с востока на запад, от железнодорожного вокзала до королевского дворца находится здание парламента – стортинга, возведенное в 1886 году. В парламенте заседает 157 человек.
 
Между улицей Карл-Юхансгате и портом сосредоточена вся деловая часть города.
Что удивительно, что город напоминает шахматную доску, все улицы прямолинейны, чтобы хорошо простреливались.
Если на флагштоке Королевского дворца флаг – то король дома.  Происходит смена караула у королевского дворца.
 
В западной части города – Вестканте находятся особняки и парки, среди которых знаменитый Фрогнер – парк с гигантским скульптурным ансамблем, созданным известным норвежским скульптором Генриком Вигелланом. Недалеко от парка его мемориальный музей. Вообще музеев в Осло много. Много музеев, посвященных кораблям, так как страна омывается морями, и издавна жители страны ходили не только рыбачить, но в кругосветные путешествия.
 
Университет Осло - старейший и крупнейший университет в Норвегии,  основан в 1811 как университет Руаяля Фредерика.

После экскурсии по старому городу и по центру, нам было предоставлено два часа свободного времени. Но, оказалось, что эти два часа являются перерывом на обед во всех магазинах Осло. Нам оставалось только любоваться витринами, цены нас очень удивили.
На всю поездку, т.е. на весь круиз, а это шесть стран, нам меняли пятьдесят долларов. Так вот в Норвегии за эти деньги можно было купить натуральный полушубок, очень приличный. Но в то время в нашей стране считалось, что у нас все самое лучшее, вот почему мы, скорее всего, и не попали в магазины. После самостоятельной двухчасовой прогулки по улицам Осло обедали на корабле, а после обеда у нас было посещение музеев на полуострове Бюгдё.
Вначале мы посетили Норвежский музей народного быта. В парковой зоне полуострова на участках, относительно схожих по ландшафту с отдельными своеобразными районами страны, разбросаны бревенчатые строения, срубные постройки старых крестьянских усадеб.
После мы посетили три уникальных музея, которые находятся по соседству с Норвежским музеем народного быта. Один из них – музей кораблей викингов. Эпоха викингов, приводившая в ужас народы европейского побережья, длилась приблизительно с 800 по 1050 годы. Лишь некоторые легенды дошли до нас в письменном виде. Чтобы получить истинное представление о богатстве наследия этого народа мы и отправились в музей кораблей викингов, открытый в 1936 году. В нем собраны удивительные археологические экспонаты – древние изящные килевые суда, на которых предки норвежцев бороздили моря вокруг Европы и пересекали Атлантику, доходя до берегов Америки.

В другом музее «Фрам», хранится, как главный экспонат одноименный килевый корабль с яйцеобразным дном, построенный по расчетам Фритьофа Нансена специально для противостояния ледовым сжатиям в Арктике. Через четверть столетия, другой норвежский путешественник Руал Амундсен, доплыл на «Фраме» к берегам Антарктиды. Затем на лыжах первым из людей достиг Южного полюса.
 
Но самый посещаемый на Бюгдё музей «Кон – Тики». Это не государственный музей, а частный, принадлежащий Туру Хейердалу. В нем два экспоната – (бальсовый?) плот «Кон – Тики» и папирусная ладья «Ра – 2», на которых смелый норвежец совершил свои знаменитые плавания. На «Кон-Тики» экспедиция 1947 года направилась к берегам Паленезии. Сначала посетили Перу, а потом пересекли Тихий океан, и окончили свое путешествие на островах Паленезии. На плоту находилась команда из шести человек. Ра – бог солнца. На «Ра-2» переплыли океан и достигли берегов Америки. Посещение музеев днем в Норвегии бесплатно.

После посещения музеев – ужинаем на корабле, после ужина, как всегда, танцевальный вечер. Я люблю танцевать, поэтому стараюсь быстрее переодеться и принять танцевальный вид, потому что на берегу,  когда корабль стоит у причала лучше танцевать, чем на качающемся теплоходе. Потом сон, а на следующий день у нас запланировано посещение Фрогнер – парка.

Этот парк - интересный и необычный.Норвежский скульптор Генрих (Густав) Вигеллан (1869 – 1943г.)- самоучка. Все расходы по воплощению своей мечты скульптор взял на себя, убедив власти Осло отвести ему лишь участок земли в Фрогнер – парке. Около 43 лет Вигеллан трудился над воплощением своей мечты. В результате на свет появилось удивительное творение, которое сочетает в себе натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни. Множество скульптур не только показывают путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Парк занимает тридцать два гектара, здесь расположено шестьсот пятьдесят скульптур. Все в парке скульптор планировал сам.
 
Наше путешествие подошло к концу, и мы опять на корабле. Когда автобус привез нас в порт, в порту стоял паром. Наяву я впервые видела паром, думаю и остальные мои земляки увидели такого гиганта впервые. Его можно было назвать диковинным « морским транспортным средством». Размеры поражали воображение. Высота достигала высоты десяти – этажного дома. Окна кают возвышались над большой палубой в виде нескольких этажей. Паром походил на большой «плавучий дом».  Перевозил не только людей, но и автомобили, и тяжелые грузы. Автомобили въезжали по пандусу в недра грузового трюма. Такому парому не страшны огромные волны Северного моря.

Мы опять на борту нашей «Эстонии». Море!! Оно вокруг, его соленое дыхание ощущалось от вздымающих волн, которые бушевали вокруг нашего  корабля. Это плавание из Осло в Лондон было напряженным, так как наш корабль попал в шторм девять баллов. Огромные, подернутые клочьями пены валы принялись накатывать на наш корабль, когда мы плыли в открытом море. Шел сильный дождь. Утром дождь прекратился, но качка нет. Чайки носились над самыми верхушками огромных волн, ловко увертываясь от брызжущей пены, срываемой ветром. При виде этих зеленовато-серых перекатывающихся водяных глыб сердце сжималось. Казалось, один из этих валов, рухнет на корабль и накроет его. Корабль находился то на гребне волны, то оказывался внизу, а слева и справа – высокий вал волны, в несколько раз выше корабля. Казалось, направь этот вал волны на корабль – и от него ничего не останется. Так сражался наш корабль со стихией. А мы лежали, кто на своих постелях, а кто в обнимку с унитазом.

На следующий день от бури не осталось и следа, но нас сильно покачало двое суток, пока пересекали Северное море, держа курс на Лондон. Многие, кто страдал укачиванием, ничего не видели и не слышали, они страдали морской болезнью, а я все видела своими глазами и очень страшилась стихии. На палубу нельзя было выйти, потому что палуба была мокрая от шквала брызг, и находиться там было небезопасно. Нас приглашали на завтрак, обед и ужин, но видимо, никто не смог дойти до кафе. Я решила поужинать. По коридору прошла, держась за поручни, хотя меня и бросало из стороны в сторону. Пытаясь спуститься по лестнице, не справилась с ощущением взбудораженного желудка. Пришлось вернуться, не поужинав. А назавтра, поверхность моря поблескивала в солнечных лучах.

До свидания, несравненная Норвегия, страна прекрасная и загадочная. Все ее многочисленные зеленые фьорды соединяются между собой крутыми порожистыми потоками и шумными водопадами. А разреженный горный воздух насыщает и разносит эхом смех и голоса. И море здесь (говорят) ласковое, уютное и такое бесконечно теплое. Я не заметила этого, но был уже октябрь. Впереди были видны два больших острова. Один скалистый, угрюмый, другой – красивый, с зелеными лугами. Мы приближались  к  Лондону.


Рецензии
Удивительная страна
Читал... смотрел много видео
а ещё хотелось именно там попробовать их рыбу
но мечтать никогда не вредно
хотя и мечтать - это роскошь

Мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   28.12.2015 14:56     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!!

Татьяна Подплутова 2   28.12.2015 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.