Знаменитая кукла с улицы Сен-Оноре

     В конце XVIII века весь Париж ходил смотреть “poupee” – “куклу”, выставленную в одной из модных лавок на улице Сен-Оноре. “Кукла” или “манекен” была ростом с человека, облачена в наряд по последней моде, начиная от шляпы и до туфель. Она услаждала взор не только  “этих неисправимых зевак” парижан; она оказалась заядлой путешественницей и время от времени отправлялась то на юг – в Италию, то на север – в Петербург, где каждая складка ее костюма подвергалась самому тщательному изучению и копированию. Лишь после того, как человек отправлялся на поклон к “знаменитой кукле с улицы Сен-Оноре”, о нем говорили, что он одет “по последней парижской моде”. Так было в конце XVIII-го и в XIX-ом веках, а до тех пор роль “poupee” нередко исполняли короли. Людовик XIV, который выступал в роли живого манекена с особенным успехом, изобретал мужские наряды, поражавшие нагромождением деталей и пышностью отделки: широкий кафтан без талии, с карманами, обшивкой, с пучками лент на плечах, с широким шарфом, завязанным на боку пышным бантом; короткие шаровары с широкими складками, поверх которых надевались… юбка по колено, отделанная лентами и обшивкой; чулки с широкими кружевными отворотами воронкой; башмаки с лентами и розетками “величиной с кочан капусты ”. Придворные спешили перенять новый наряд короля до мелочей, как бы дорог, неудобен он ни был, ибо во времена “короля-солнца” моду рождала лесть. Однажды вельможные низкопоклонники в своем “безграничном почитании королевской особы” явно переусердствовали: взрослые крепкие мужчины явились ко двору в точной копии детского костюмчика Людовика XIV: в куцей курточке, на доходившей до талии, с узенькими рукавами по локоть… В том же XVII веке французское духовенство, не уступавшее светским щеголям, украшало себя лентами и кружевами, а монастыри пестрели голубыми и ярко-красными рясами; женские головы мерзли зимой в черном шелковом вуале, а мужчины носили не только меховые накидки с рукавами и шляпы, но и прятали руки в муфты. Галстук появился в XVII веке; его обвивали вокруг шеи и завязывали узлом. Однако, на поле брани, эта модная вещица оказывалась весьма неудобной: нередко случалось, что в решающую минуту концы галстука раздувал ветер и залеплял ими глаза воину, так что он не только противника, но и ружья своего не видел. Французы XVII столетия создали целую школу искусства ношения мелких предметов туалета: поясные зеркала, часы, веера, носовые платки, перчатки и особенно “faveurs” – “залог любви”. Мужские “faveurs” – цветные банты, украшенные золотом или драгоценностями – подарок от дамы – носили на плече или груди; женские – в форме розетки из лент – имели различное значение и соответственное этому значению название и место в костюме: “mignon” (“милый”) – на груди у сердца; “assasin” – (“убийственный”) – на шее; “badin” (“шутливый”) – на талии, “galant” (“влюбленный”) – на голове. До конца XVII столетние женщины почти не носили шляп, зато украшали свои головы «наголовниками», нечто вроде проволочного станка, покрытого завитыми полосами муслина, лентами, шнурками вперемешку с локонами, цветами и перьями. Такие «куафюры» достигали иногда метра в вышину. Все составные части этой галантерейной башни имели каждая свое название: «пустынник», «герцог», «герцогиня», «капуцин», «кошка», «спаржа», «первое, второе и т.д. до десятого «небес». Для придворных дам «куафюры стали предметом безумного щегольства и утрирования". Вот как об этом пишет престарелая подруга Людовика XIV, г-жа Ментенон: «Герцогиня…изнемогает под тяжестью надетого на ней золота и драгоценных камней. Ее куафюра весит больше, чем она сама». По свидетельству знаменитого писателя-афориста Лабрюйера женщины не только «украшали себя устрашающей высоты наголовниками, но и косметикой, раскрашивая губы, щеки, брови, плечи, уши и руки…» ,«…румяна и белила вместе делают их отвратительными»,- писал он, - «а румяна старят и изменяют их лицо». Лабрюйер был не одинок в своей неприязни к женской косметике: «…до красна нарумяненные щеки делают их похожими не на людей, а на ободранных телят», - писали одни, «…румяна и белила возмущают глаз»,- писали другие. Однако женщины, несмотря на жестокую критику, проявляли непоколебимую приверженность к ярко накрашенным щекам и пышным головным украшениям. Белила, румяна, как и «несоразмерно высокие прически», перекочевали в XVIII век. В этот знаменательный для французской истории век мода была прихотлива, капризна, остроумна и драматична, как никогда прежде. Мода на новый способ завивки волос, «Коробочки» - (табакерки), бильбоке, девизы, ермолки, квадратуру круга, драже, китайских болванчиков, язык рыночных торговок, рельефные (искусственные) кушанья, каламбуры, шарады, химию, статуэтки «Жано»… «Всех подхватывает и крутит какой-то вихрь»,- писал современник. «Journal de modes»- еженедельник объявлял о новинках в области женских головных уборов. Женщины продолжали носить куафюры (на сей раз в их форме и содержании нашла своеобразное отражение идея близости к природе). Какими только уборами не щеголяли парижанки на страстной неделе в деревушке Лон-Шан: в виде корзинок с цветами (a’la Hore) или плодами (a’la Pomone); «a’la victoire»- куафюра в виде куста из лавровых и дубовых ветвей; «a’la montagne»-горы и долины из цветной эмали, ручьи из серебряного глазета…В 1778 году в честь победы французского короля над английским флагманом, головы версальских дам украсила куафюра «a’la belle poule»- корабль с мачтами, пушками и развевающимися знаменами. Чтобы дама могла благополучно войти или выйти из кареты, подобные сооружения снабжали внутренней пружиной, которая опускала или поднимала их. В XVIII-ом веке женщины обрели, наконец, головные уборы в виде шляп и чепчиков. Так же как и куафюры, они имели своё название: шляпа «Бостон», «Филадельфия», «Жмурки», чепчик «Султанша», «Корсиканка», «а ла Генрих», «а ла-ежик» и т.п. Нужно учесть, что все эти фантастические и живописные наголовники, чепчики, шляпы водружались на «многоэтажные» парики или шиньоны. Мужчины не отставали от женщин: густо пудрили парики, «заставляя волосы терять свой природный цвет». Первый парик появился во Франции в XVII веке, на голове священника. Чтобы не расставаться с массой локонов даже во время богослужения, святые отцы придумали парик с подвижной верхушкой, которая снималась, обнажая в нужный момент тонзуру. В XVIII веке по-прежнему в роли живых манекенов выступали королевские особы, гранд-дамы, фаворитки и т.д.Мария-Антуанетта, прозванная за расточительность «г-жа Дефицит», ни раз круто меняла направление моды, фасоны платьев и цвет материи. Юбки «взволнованные», «решительные», «робкие», «нахальные», материи цвета «блошиной спинки», «парижской грязи» сменяли друг друга как в калейдоскопе. В период Французской революции противоборствующие партии отличали не только идеи, но и особенности костюма и прически. Республиканцы носили синие фраки с остроконечными фалдами, шуаны - Iфраки с короткими фалдами; якобинцы –гладко причесанные волосы без пудры, роялисты-подчёркнуто густо пудрились и завивались. Бдительная мода не замедлила отличить характерное для конца XVIII века возвращение к формам классической древности. Появляется новый костюм «a’la greegue». Его «спроектировал» знаменитый Давид на основе античных сюжетов, образов и атрибутов. В аллеях Люксембурга, на балах и концертах появились дамы, одетые Аспазиями, Фринами, в сопровождении кавалеров в коротких туниках. Во времена революции мужчины стали носить серьги, а женщины перстни и браслеты из камней разрушенной Бастилии.


Рецензии
От нашего шалаша - к Вашему: тоже прочитал исторический экскурс в прошлое. Достаточно интересно!... Не секрет, кто Вы по образованию и профе?...

Валерий Ефимов   22.05.2017 20:16     Заявить о нарушении
По образованию библиотекарь-библиограф. По профессии библиограф-историк. По званию старший научный сотрудник Ленинки или, (как сегодня ее называют бесцветно!)РГБ. Спасибо за добрый отзыв и человеческий интерес к автору (его так часто не хватает).

Евгения Громчевская   24.05.2017 09:56   Заявить о нарушении
Рад приветствовать коллегу! Слежу за творчеством казачьего краеведа и историка Андрея Ганина. При случае передавайте ему от магнитогорцев привет, принявших участие в его монографии "Именной казачий справочник офицеров Оренбургского казачьего войска" краеведов Ефимова и Иовика.
с уважением

Валерий Ефимов   24.05.2017 14:43   Заявить о нарушении
Я думаю в фондах Ленинки еще можно найти детскую повесть-сказку "Путешествие в царство Базидии" новосибирской писательницы Светланы Никитиной. Ваша кафедра микологии и экологии недавно написала теплый отзыв на книгу Светланы и рекомендовала ее к печати. С месяц назад Ваша Ленинка должна была получить от Никитиной в подарок сборник ее рассказов для больших и маленьких "Ягодные воришки". В настоящее время Никитина работает над переизданием этого грибного детектива для детей и приступает к написанию второй книжки-сказки "Путешествие..." Я немножко ей помогаю в качестве литературного редактора.
С глубоким уважением к коллеге. Давайте дружить!...

Валерий Ефимов   24.05.2017 14:53   Заявить о нарушении
Непременно,Валерий!

Евгения Громчевская   24.05.2017 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.