Дух Мышеловки Гамлета

   Признаюсь, было время я,такой необычный, актёр-карлик, очень хотел сыграть, прости меня, Господи, Духа Отца Гамлета Юрия Бутусова в нашем МХТ... Но, увы, не сложилось...Опоздал... Был уже давно назначен замечательный Сергей Сосновский и сделал это отлично... Его роль получилась и была с ним взаимна!
Шло время, но свою Мечту я так и не оставлял и не оставил. Текст давно, разбуди меня ночью, знаю, как молитву... А память у меня - больше физика, чем актёра... Понимаю быстро, запоминаю медленно... 
   Так вот, может быть теперь, подумал я, получится сыграть всё ещё заветную роль у Марка Розовского... Изначально Он мне предложил роль Озрика и параллельно ещё нескольких персонажей. Я смирился, но опять же мечту свою не оставил и начал вызывать Дух Отца в присутствии Режиссёра...

В самом деле, если отбросить личное, как мне думается, Дух Отца и актёр в Его роли, совершенно не обязательно должен быть похож принятым совершенством тела Апполона на Гамлета. Вот почему сын, так любивший своего отца, не узнаёт его в образе Духа. Они едины духом и делом, целью их общей истории. Поэтому для роли Духа отца совершенно не обязательно нужен актёр типа Сталоне или Шварценеггера... Напротив, хоть я и не режиссёр, но берусь утверждать, что актёр в роли Духа должен обладать как можно более яркой характер-индивидуальностью и выделяться, скажем, духом, а не телом... Можно сказать, выпадать из актёрского ансамбля для того, чтобы уже его первое появление врезалось в память зрителя и там торчало, как заноза острейшего сопереживания с героем, как жажда мести в голове Гамлета... И тут, такая уж особенность моей актёрской индивидуальности не только внешней, но и внутренней, по духу, по его энергетике, я без ложной скромности вряд ли уступлю Шварценеггеру или Сталоне... Вот почему, мне думается, я как никто другой подхожу для этой роли Духа Отца Гамлета... А моя, с виду, нескромность, переходящая в наглость, если подумать, не такая уж вопиющая.

Обычно во сне или бреду мы понимаем, что человек, который нам приснился - это... При этом, любой признак может быть признаком его идентификации. Скажем, тот же голос... Но главное в моей идее,Я В РОЛИ ДУХА ОТЦА ГАМЛЕТА, со своей кричащей особенностью то, что я  должен врезаться в сознание зрителя, сопереживающему Гамлету и не отпускать его до окончания спектакля, сохраняя его целостность.
Дух как бы самоидентифицируется Гамлету:
"Я - Дух родного твоего Отца..."( Я - не Отец, Я - Его Дух! В третьем лице!)
По всему поведению Гамлета можно видеть, он практически не верит в это, допуская, что это плод его же фантазии... Слишком всё логически складывается в его модели случившегося и Он верит уже больше в правдоподобие предполагаемого события, чем в материализацию Духа так любимого им Отца... Иначе бы он не смог удержаться от расширения контакта с ним уже на физическом уровне. Более того, по моей предлагаемой версии никакой материализации духа вообще не было. Всё это - плод его болезненного состояния сознания, травмированного смертью отца... При этом преступный замысел Клавдия, реальное событие убийства и реконструкция его в сознании Гамлета с помощью инструментального оператора - Духа Отца, возможно есть проекция прочтения модного тогда бестселлера, скажем, настольной книги и одноимённой пьесы "Мышеловка", разыгранной странствующими актёрами. Сюжет "Мышеловки" был в головах современников того времени. Он был знаком, вероятно, и Клавдию и самому Гамлету ещё до убийства его Отца. Что же касается других свидетелей появления Духа из дружественного окружения Принца, их впечатлений и поведения, то они просто считывали с принца желаемое и выдавали его за действительное, которое хотел слышать от них главный герой.
Таким образом, возможно мы имеем дело не столько с духом Отца Гамлета, сколько с духом Мышеловки.

А если захотеть и постараться совсем снести мозги восприятия - сделать Дух Отца Гамлета и Клавдия - одним лицом. Клавдий как бы заманивает Принца в Мышеловку, и подкладывает ему правду, как маловероятную и совсем не обязательную модель события... Сомнения Гамлета, с целью ослабления его, я думаю, и есть цель замыкания и безсмыслия Мёбиуса мести ...
- Быть или не Быть? Может читаться : - Отец или не отец? Мстить или не мстить? Последний вопрос, как мне думается, и есть основная скрытая идея пьесы Шекспира.


Рецензии