Белогвардеец

 Ильич, устремив недовольный взгляд, смотрит на подмастерья Куаныша.


  -Говорил тебе – не пей. Как зарплату получишь, так утром никакой работник. Разве так можно? Забыл, как встретились? Как на улице безработный, больной стоял? Я тебя взял и научил обувь ремонтировать. Забыл? Эх, ты! А как сбежал от меня, а потом вернулся. Сопли на кулак наматывал. Не взял бы, но деда, отца помню. Люди – трудяги. От мазутной фуражки не бегали. А ты? Посмотри на себя! Кто ты? Почти тридцатилетний никто. Профессии нет. Учиться не на что. Работу найдёшь, пожалуйста, как грузчика тебя везде ждут. Только не забудь, что сколиоз не любит тяжёлые мешки, ящики, коробки. Ах, здесь тоже не мёд. Ну, конечно, по восемь часов непосильного рабского труда. Встал, перерыв сделал, покурил, чай попил, пообедал. Заказов нет, отдохнул. Да, хорошая зарплата только в осенне - зимнее время, но в остальное время – то оклад получаешь. Смотри, мне в глаза: кому ты нужен? Ни ремесла, ни стремления. Как семью создавать будешь?


  Почти каждый месяц Ильич, мастер по ремонту обуви, проводил с помощником долгую нравоучительную беседу. Скажи, кто-нибудь Ильичу полвека лет назад, что он будет вести своё дело, послал бы. Скажи, что у него будут работники, послал бы далеко.


- Я в твои годы курсантом военного училища был. Какого? С космосом связано. Это тайна государственная. Эх, молодость, горячность, несдержанность. Взял и бросил учёбу. Почему выгнали? Как представил, что всю жизнь: ать-два, дисциплина, порядок, муторно стало. Гражданской жизни захотелось. Дослуживал в Осетии. Вот царские, скажу тебе, места. Красиво, тихо, фрукты. Ешь – не хочу. Оттуда жену себе привёз. Кто она? Русская. Ты так спрашиваешь, как – будто хочешь меня на чём – то поймать. Хорошая семья была. Дом, дети, работа. Я путейцем на железной дороге, Люда диспетчером на автобазе. Чего ухмыляешься? Одна из самых блатных профессий была. Шофера из рейса в рейс припоздали, кто путёвку подписывает, а товар из города привезти, давай деньги и домой завезут. Жили сытно и беззаботно. Детей растили.

 Почему сейчас один? Вспоминаю, когда началось, уж и не припомню. Оба – то мы работали по графику: то в день, то в ночь. Редкий выходной вместе, да за семейным ужином рюмочку – другую пропустим. Смотрю, а моя Люда постоянно под шафе. Да, халявные шофёрские презенты не прошли даром. Ещё зависть кое-кого заела. Её одинокая напарница начала устраивать дружеские посиделки: то праздник, то именины,то выходной. Предупредил жену, разведусь и детей заберу. Как есть, так и рассказываю. Затем случилось несчастье.


 В моей работе тоже много соблазнов. Вагоны, гружённые разным товаром, двигались круглый год с севера на юг, с юга на север. Сменой крали всё: чай, арбузы, вино, вещи, мебель, телевизоры. Если бы мы одни, а то на каждой станции вскрывали вагоны, пока он доезжал до места назначения, товара не было. Громкое дело, по всему отделению дороги привлекли и посадили человек семьдесят. Я тоже попал под эту гребёнку. Будь они прокляты эти вещи! На четыре года отправили в места не столь отдалённые. Какой ты догадливый! Да, там научился чинить, шить. Люде моей как – будто этой капли горя не хватало: запила, но работала. Детей надо учить. Вернулся домой, а мою супругу почти каждый день под ручки пьяную привозят, потом начальство ещё лучше сделало: на пенсию досрочно проводили. Я начал с ней пить. Затем, надоело всё, ушёл от неё. У детей свои семьи, внуки есть.


 Маши головой, не маши. Пришлось, начинать с нуля: дом оставил жене, работы, денег нет. Снял комнату в старом доме, открыл ремонт обуви. Сегодня есть заказ, а потом неделю-другую пусто. В межсезонье работа есть, а так глухо.  Одно спокойно: сам себе хозяин. Обижаться не на кого. Чего улыбаешься? Почему меня белогвардейцем зовут? Родился в СССР. Всё по блату, из-под прилавка, по знакомству - от Марьиваны. Врачам подарки носили, в вуз дикий конкурс. Квартиру получить очередь. Кофе, сгущёнки, шоколада, мороженого нет. Ты думаешь убийств, пожаров, землетрясений не было? Про это не говорили по радио, не показывали по телевизору. У нас всё хорошо, потому, что власть держали коммунисты. За эти мысли вслух, местное отделение  КПРФ окрестило меня белогвардейцем. Да ещё за то, что в пылу спора или гнева могу кулакам волю дать.

 Чем хорошо сейчас? Всё есть. Купи. Чтобы купить, заработай деньги. Чтобы заработать, трудись. Договариваюсь о твоём обучении в технологическом колледже. Чего пьяные глаза таращишь? Планы есть. Расширяться, а тебя индивидуальным предпринимателем поставить. Куда я? В твоём тенёчке посижу. Чего дурной головой мотаешь? Но если пить будешь – ничего не жди, а зарплату дядьке твоему буду отдавать. Иди домой, проспись.


Рецензии
Все точно! Больше половины россиян так проживают жизнь.
Кто сам, а кто – невольный соучастник.

Василий Трофимченко   25.02.2013 22:38     Заявить о нарушении
Спасибо Василий.Этот человечек живёт на соседней улице М города К...В России-матушке.
Ещё под впечатлением "Щит солдата"(надеюсь,не ошиблась!).

Амина Укбасова   26.02.2013 15:33   Заявить о нарушении
К счастью Вы не одна, Амина, кто так переживает за Родину.

Василий Трофимченко   26.02.2013 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.