Бабушка Харитина

               
                Харитина.  Эту невысокую женщину, с мудрым,  внимательным  взглядом  и   спокойным,  негромким  голосом,  окружала тайна. Когда приближалась непогода,  мысовчане  верили,  что Харитина  убережёт  село,  и  самое страшное  обойдёт  Казантип  стороной. Признаюсь, задолго  до  беседы  с  Еленой  Петровной  Набиркиной,   я интересовалась  этой  женщиной, потому что  слышала  о ней раньше.  Первый раз – после жуткого смерча,  пронёсшегося со стороны  Чёрного моря над совхозом «Восточный» и натворившего там немало бед. Ничто не может остановить стихию. Однако даже в Кирово знали, что есть возможность «перерезать»  смерч,  и  где-то  в Мысовке живёт такая женщина, возможно, ещё жива. И вот я в Мысовке, а теперь даже во дворе, где ходила таинственная Харитина,  хлопотала по хозяйству, собирала  травы. 
                Осторожно, уже  в конце  беседы,  я задала  вопрос и Елене  Петровне,  и  Владимиру Ивановичу, родному внуку Харитины, о «тайне»  бабушки. Оказывается, да, бабушка  имела ритуальные предметы, знала  слова молитвы, но  главное значение имел особенный нож.
                Они  показали  мне  нож.  Это раритет из жёлтого металла, но не золота, потому что зеленоватые пятна окисления покрывают его. Я думала, что это латунь или медь, но по весу нож лёгкий. Тогда,  возможно,  это бронза. Длина  лезвия  21,5 см, конец заострённый, а рукоятки нет. Но, рукоятка была, потому что сохранились заклёпки. Я благоговейно держала  вещь  в руках: нож, а предназначен  для добра. Нужны особые  знания,  чтобы  он действовал. А кто изготовил это сокровище и сколько лет назад? Сокровище не в денежном измерении, а в историческом и тайном.  Хрупкая,  незаметная  женщина  владела  этой тайной, управляла  им во имя добра.
                «Когда я перешагнула порожек  в её комнату,  – рассказывала  Елена  Петровна, –  я  подумала,  что  вошла в храм. Запах трав, чистота, мерцание лампадки  у  иконы.  Каждая  вещь в порядке и лежит в предназначенном  для  неё  месте. А  голос,  взгляд  –  сама  мудрость  и  доброта».    Потом  не  только  внуки и правнуки, но  и  другие  дети  любили бабушку.  Она не  забывала  приголубить  ребёнка, погладить по головке. Всегда  бывало,  привлечёт  дитя  к себе  и обязательно  найдёт  для него в  кармане  конфетку.  Помнила о каждом, заботилась обо всём, чувствовала личную  ответственность  за  покой  в родном доме и  в  селе  во  время  непогоды.
                Всю  жизнь  стояла  на  страже  добра   бабушка  Харитина.


       


Рецензии
Миниатюра веющая добром. Понравилась. С уважением

Юрий Деянов   14.11.2016 18:44     Заявить о нарушении
Я знала эту Харитину. А нож её и сейчас есть.
Спасибо, Юрий за отзыв.

Нина Плаксина   15.11.2016 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.