На книжных полях - Ливадный

Фантастика  Андрея Ливадного. 
Ребенку когда-то нравилось. И я за ним читал.
Хороший пример современной отечественной фантастики коммерческого плана.  Но в этом все же, что-то есть – жить в спокойной провинции и писать себе свои серии о далеких звездах.
Признаться, вскоре после прочтения я уже не помнил, что там было в какой книге с пестрым переплетом. Но кое-какие заметки остались.


Шаг к звездам

Излишне оптимистично и как-то по подростковому наивно.
 Вообще, неровно. В целом слабовато, но некоторые моменты прописаны хорошо.
 К примеру, как компьютерная Бет, жертвуя собой, помогает своему русскому другу сбежать из пещеры душманов
 

Душа «Одиночки»
 
Ливадный – довольно неплохой псковский фантаст. Дочитывая за ребенком очередной зеленый томик, в очередной раз в этом убеждаешься. Конечно, необходимость выдавать по несколько книжек в год делает «мегабайтников» небрежными, но даже в таких условиях можно писать что-то минимально приличное (или совсем некачественное – как у разрекламированного Лукьяненко). Псковскому фантасту удалось создать свой мир, (пусть и на весьма примитивном уровне), свою «галактику», с конфедерацией планет, несколькими разумными расами, гиперпространственными првыжками, роботами андроидами и комплексами боевых серв-машин типа «Фалангер» и «Хоплит». Они воевали в Первую галактическую, первоначально управлялись людьми, но потом, из-за возросших потерь – уже просто кристаллами с записьмю сознания погибших пилотов. Прошло тысячу лет…
 Стоп! А могло ли пройти? Гораздо больше возможностей было у сценария полного уничтожения людей. У Ливадного они расселились по Космосу и тем спасли свой род, даже усилили многократно экспансию на другие системы. Слабо верится, но это все же фантастика, притом, боевая и коммерческая, хотя какие-то идеи проговариваются – и довольно интересные.
 Разумеется, принципиально нового Ливадный ничего придумать не может. Его романы – это проекция в далекое будущее бардака и пошлости нынешнего НЕОзастоя в антураже «космической оперы». Ну, все как у нас: политики безответственно интригуют, бандиты бандитсвуют, корпорации стремятся к сверхприбылям, спецслужбы вне контроля, люди вынуждены пускаться рискованные предприятия, чтобы как-то выжить – все как-то существует. После большой войны наступил период относительного спокойствия, но хрупкое равновесие под угрозой и прерывается постоянными провокациями «силовиков», актами частных армий и банд, нашествием инсектов («саранчи») с окраин, черным пи-аром и информационными «бомбами» в галактических СМИ… Ад, осуществленный во вселенских масштабах, короче.
 Если советская фантастика, в основном, создавала образ желаемого будущего, о котором хочется мечтать (правда, это нечасто получалось), но в современном потоке фантастической литературы такого стремления практически нет. Жить в нарисованном Ливадным будущем совершенно не хочется – это многократно расширенный и растиражированный «беспредел» последних десятилетий. Ни люди, не общество ни стали лучше – совершенствуется только техника, и, как и нынче, военная в первую очередь. Стоит ли длить это инфернальное существование?
 Даже в примитивной фантастике можно найти теологические проблемы. Название «душа «Одиночки» прямо на это указывает. «Душа». Если люди при жизни не очень о ней заботятся, то после гибели на поле боя есть шанс вернуться к вопросу о душе заново. Сознание человека, сидящего внутри боевого монстра, записывается, «оцифровывается» и сохраняется на специальном носителе, «кристалломодуле». Этот кристалл потом можно вставить в «голову» робота-андроида или куда-нибудь еще. Так, мимоходом, разрешаются технические проблемы бессмертия (правда, почему не для всей оравы из многочисленных галактик?). Для такой фантастики нелишним оказался бы комментарий богослова, кураева, какого-нибудь…
 Есть ли выход в синтезе биологии людей и технологиях кибермеханизмов, или это очередная технократическая утопия. Но, что делать, если люди никак не хотят жить «по-человечески», ни сейчас, ни через полторы сотни веков. Может быть, это удастся андроидам с человеческой душой. Образы этих героев особенно хорошо получаются у писателя Ливадного.   

 Зона отчуждения
 
 Коммерческая фантастика. Боевая. Читается довольно легко и до, и после полуночи. Хороша, чтобы отвлечься, для мальчишек различного возраста. Война земного альянса со своими свободолюбивыми колониями. Это не от особой жестокости. Просто перенаселение и нехватка ресурсов. Отсюда – дегуманизация. Палят друг в друга и в космосе, и на поверхности планет. Когда космические шаттлы приземляются, на землю сыпется гора стреляных гильз… (Ой, критическую функцию лучше отключить!). Да кому, какая разница, какая будет техника через лет двести-шестьсот! Главное сейчас интересно. Для нас Война – это Отечественная. Если под одной обложкой «Повесть о настоящем человеке» и «Горячий снег», то включается механизм узнавания.
 В первой части романа ни одной женщины. Никакого тебе феминизма, нет, например стервы-капитана космического крейсера, перед которой бледнеют и тянутся мужики. Девица появляется только во второй части, аборигенка из сельвы, из этой самой «Зоны отчуждения». Держится (точнее, автор держит ее) скромно, но вторых ролях. Вначале вылечить героя, потом поддержать его после изнурительного сражения, в эпилоге упоминается о свадьбе… Зато действует дройд Хьюго, который представляет собой образец развившейся ветви роботизированного разума. Основная заслуга в деле отражения атаки метрополии, по сути, принадлежит ему. Он и тактик и стратег, и пилот и сапер, и хозяина снабдит правильным советом, а потом спасет его из горящей машины. Хорошо иметь такого друга! Ну и что, что не человек.
 Герои (и анти-герои) носят в основном русские имена-фамилии. И правильно - ориентация ведь на русскоязычный книжный рынок. Иногда посмеешься над «Александром Нагумо» (его «однофамилец» командовал авианосным соединением, с которого разнесли Пёрл-Харбор), но в целом, читается без напряжения.
 И это хорошо, что отечественные авторы освоили хотя бы сегмент коммерческой фантастики, космического боевика, например. Ведь долгие годы многие «коллеги» автора по серии «Абсолютное оружие» и т.п. занимались откровенным графоманством. Они откровенно не владели русским языком, не могли ни характеры героев обрисовать, ни сюжет нормлаьный выстроить, а просто играли в экзотические и плохо прописанные стрелялки. Ливадный все это может, «стрелялки» у него получаются интересными, а герои живыми. Психология человека на войне описывается в «Зоне отчуждения» достоверно, хотя характеры роботов-андроидов у автора получаются лучше.   
 
 
Омикрон
 
 
Конечно, это заведомо вторичная литература. Ничего принципиально нового. В тысячелетнее будущее переносится сегодняшняя мерзость, вплоть до бомжей, промышляющих металлоломом. Не меняет дело и искусственный разум, развившийся у дройдов, боевых комплексов и т.п. Машины как люди, люди как машины. Примитивное сознание россиянского обывателя, с натужными попытками привнести фантастический антураж. Сограждане разучились по-настоящему мечтать о будущем, даже и профессиональные писатели фантасты.   

 


Рецензии