Двойники и творческое сходство

Интересно совпали судьбы Авраама Линкольна и Джона Кеннеди, Наполеона и Гитлера. Чем определяется сходство людей, живущих в разных веках и даже тысячелетиях? Внешностью? В какой-то мере, да. Ведь душа, притягивая к себе материальные частицы, формирует телесные структуры. Но не только внешностью. А может быть, продолжительностью жизни, предопределённой судьбой? Или творческой идентичностью? Скажем, спустя пару веков обнаруживается тождественность биографий, стилистики, разумеется, с учётом того временного периода, в котором действует творческая личность, его духовная сущность.
На поэта Сашу Черного (Александра Гликберга) очень похож современный сатирик Игорь Иртеньев. Кстати, и – внешне и в творчески. Впрочем, в эту же группу весьма похожих друг на друга поэтов-сатириков могут войти Саша Красный (Брянский), Александр Иванов и Владимир Вишневский. Так, к примеру, среди прозаиков Михаил Булгаков похож на Николая Гоголя, Александр Солженицын на Льва Толстого.
Невольно вспоминается библейский текст: «И было то, что теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее» (Еккл. 3:15). Неужели и творческая жизнь – спиралевидное повторение пройденного?
Немецкий философ Артур Шопенгауэр объяснял такие совпадения отражением «удивительной гармонии, заложенной в основании Вселенной». Швейцарский психолог Карл Густав Юнг и лауреат Нобелевской премии Вольфганг Паули трактовали феномен «двойников» как «видимое проявление неизвестных принципов природы».
Например, Сергей Есенин чем-то напоминает Николая Некрасова, а Николай Рубцов – Сергея Есенина. Чем? Меланхолическим темпераментом или стремлением учиться у коллеги по перу?

К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было оттого!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.
(Николай Некрасов).

Ах, какая смешная потеря.
Много было таких потерь.
Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь.
(Сергей Есенин).


Рецензии