Город, в котором полгода зима

«…Сопки угрюмо спят, море – свинцовый цвет. На берегу стоят баржи колымских лет…»

Шасси боинга плавно касаются посадочной полосы. Тишину наполняют привычные уху шорохи -переговариваются пассажиры, потягиваясь после сна, потирают затекшие после 8 часового перелета спины соседи по креслу. Аэропорт встречает вновь прибывших деловитой суетой, табличками из картонной бумаги, счастливой вереницей лиц, непривычными запахами. Здесь царит всеобщее возбуждение. Чувствуешь себя как на иголках, чужой, маленькой, беззащитной. Правильно говорят, что сильнее всего одиночество ощущается именно в толпе. Но вот видишь знакомое лицо, и мир становится привычнее, добрее. Ну что ж, Магадан, держись, разведка боем началась!
Дорога от аэропорта плавная, машин почти нет, что само по себе явление из ряда вон выходящее для москвича, уже полгода дожидающегося отпуска. В машине тепло, играет AC/DC, можно расслабиться, сделать медленный вдох и осмотреться. Пейзаж по обе стороны дороги абсолютно идентичный, сколько ни крути головой - повсюду заснеженные сопки, низкорослые, как будто бы съежившиеся лиственницы. Изредка встречаются дома. Все поселения в Магаданской области носят непривычные для слуха названия -Уптар, Омсукчан, Сусуман, Кадыкчан, Оротукан… У коренных жителей они слетают с языка плавно. В общем-то, удивляться нечему, дело-то привычное.
Въезд в город. Одной из немногочисленных достопримечательностей Магадана является скульптурная композиция – два оленя, смотрящих вдаль. Местные подшучивают, говорят, олени символизируют, какая категория граждан готова приехать сюда по доброй воле. Подъезжаем ближе. Стела города заслуживает особого внимания- «МАГАД    Н» гласит она (с оборотной стороны это уже «МАГАД»). Начало многообещающее.
Сам город только укрепляет первоначальное впечатление. Ни машин, ни ярких вывесок, ни магазинов… Да что там – магазинов – ни людей! Видимо, приходит в действие «синдром москвича» - хочется пойти и встать в какую-нибудь очередь. Если, конечно, её удастся найти.
Едем дальше. Создается впечатление, что при постройке Магадана понятия «архитектурный план» не существовало и в помине. Хотя, быть может, местные жители умудряются видеть какую-то проектную застройку в хаотичном нагромождении строений и переплетении улиц. Но при ослепительном свете солнца на синем-синем небе и блеске снега даже полупустой суровый город, со всех сторон окруженный тайгой и сопками, выглядит доброжелательным и радушным.
Следующая вылазка была предпринята в ночи, когда первые эмоции улеглись, рюкзак был разобран, а на себя одеты все имеющиеся теплые вещи. Однако этого оказалось мало. При выходе из подъезда сразу сбивает с ног ветер(16 м/с) и обжигает дыхание 20 градусный мороз. Тут волей-неволей вознесешь хвалу создателю печки в автомобиле! Ночью город выглядит мертвым. Существуют закрытые города, где расположены военные базы и объекты государственной важности. Магадан выглядит примерно так же. Именно ночью здесь можно осознать, что ты находишься на краю света, фактически один на один с суровой колымской природой, испытывающей человека и проверяющей его. На ум приходит где-то виденная фраза « лишь тот, кто выдержал там, поймет, что он человек».
Магадан… Магадан – это бешеные цены на автомобили и продукты, это заторможенный интернет, это встречать знакомых на каждом шагу, это когда при поездках на машине из-за перепадов высот у тебя закладывает уши, когда каждый полет в Москву – маленькое путешествие во времени(прилет и вылет в один и тот же день и в один и тот же час). Магадан - это зачитанный до дыр роман «Человек рождается дважды», это знать что такое шикша, мастерка и евражка, это ненависть к чайкам, это короткое лето и море 9 градусов. Когда ждать такси меньше 3 минут, а весь город можно объехать за 15, когда не удивляешься снегу в мае. Когда ты действительно видел живого медведя, а в отпуск едешь на «материк», но уже через две недели начинаешь скучать по дому.
Всё же этот суровый край можно любить. Стоит видеть, как загораются глаза магаданцев, когда они рассказывают о ловле корюшки, которая свежая пахнет огурцами, о закрытых на зиму банках с вареньем из жимолости, об одуванчиках, которые растут 2 раза в год, о ёлках на новый год, сделанных из ветвей стланика, прибитых к палке, о закате в бухте Гертнера, о сезонных рейдах на внедорожниках, о проведенном там детстве, когда Магадан по праву считался Золотой столицей, когда город процветал, развивался, привлекал энтузиастов и ученых со всех уголков нашей страны. Да. Его есть за что любить.
Неделя пролетает очень быстро. Так всегда пролетает время, которое хотелось бы растянуть на долгие-долгие дни и нескончаемые минуты и секунды. Приходит пора прощаться с Магаданом. Снова перед глазами уже чуть подзабытая дорога в аэропорт. Уезжая, понимаешь, что оставляешь за спиной что-то, что не сумела целиком постигнуть, что-то важное, что-то, что вселяет веру в людей. А вокруг белеют припорошенные снегом сопки…


Рецензии